a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Речевое развитие детей 4-5 лет»

Автор: Чернова Ольга Николаевна Опубликовано: 2024-08-30 05:24:19

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 257» Консультация для родителей «Речевое развитие детей 4- 5 лет» Воспитатель: Чернова Ольга Николаевна 5029835571500 г. Челябинск Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями речевого развития детей. Задачи: П овысить у  родителей  педагогическую компетентность в вопросах  речевого развития детей; В овлечь  родителей  в педагогический процесс и жизнь группы; П ознакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников. Ход: Речевое развитие- одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности. Психологические исследования показывают, что дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной действительности, нежели их младшие друзья, поскольку ближе к 5- ти годам:  приобретаются навыки связной речи( последовательное наиболее полное выражение своих мыслей) ;  расширяется словарный запас: пополняется активный словарь( слова, которые часто употребляются в повседневной жизни) и пассивный словарь( ребенок не часто употребляет эти слова, но знает их значение, может объяснить смысл) ;  речь постепенно становится грамматически оформленной( правильное и уместное употребление слов) . Кроме того, в этом возрасте возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, чем старше становится ребёнок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание. В возрасте 4- 5 лет у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие 2- х, 4- х стишья. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребёнка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых. Увеличение активного словаря( от 2900 и 3000 слов к концу года) создаёт ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: например, неправильно изменяют глаголы « хочут » вместо «хотят» и т. д. Мы взрослые, педагоги и родители должны исправлять подобные речевые «ляпы» и предлагать правильный образец употребления слов. Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно приведет к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. На что необходимо обращать внимание родителям, в первую очередь! 1) Развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают преимущественно к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при подготовке к утренникам, разучивании стихотворений, инсценировок педагоги часто сталкиваются с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве случаев это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по- разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу же заметит разницу. Поэтому так важно при чтении литературных произведений детям, обращать внимание на выразительность, темп своей речи, учить распознавать интонации по эмоциональному фону и тренироваться в их употреблении. Для этого прекрасно подходят ролевые игры или совместное обыгрывание известных ребенку сказок. 2) Художественное слово в воспитании дошкольников. Развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту необходимые условия не только для расширения кругозора, но и для общего развития ребенка. Художественные тексты являются хорошим помощником родителям и педагогам для решения этой задачи. Больше читайте, придумывайте совместно сказки и рассказы, обсуждайте явления природы, разучивайте стихи – это поможет ребенку не только овладеть грамотной речью, но и значительно расширит его познавательные способности. 3) Речь и мелкая моторика рук. В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. В домашних условиях развитие мелкой моторики может быть не только интересным занятием, но и полезным делом. Прополка грядок, сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, распутывание ниток, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок, лепка и т. д. – подарят радость от совместной работы Вам и вашим детям, а так же решат одну из задач развития речи. Предлагаем интересные упражнения для развития речи дошкольников. 1. Учить подбирать определения и эпитеты –( Какие бывают собаки: большие, маленькие, служебные…) ; 2. Узнавать предметы по описанию –( Зеленая, кудрявая, белоствольная. Что это? – Береза) ; 3. Подбирать действия к предмету –( Ветер, что делает: воет, парус надувает, листья срывает…) ; 4. Подбирать предметы к действию- ( На небе сверкает землю согревает. Что это? - Солнце) ; 5. Подбирать действия к объекту- ( Кто или что плавает? Летает? - Рыба, самолет, бабочка, листья) ; 6. Подбирать обстоятельства- ( Трудиться можно как? - Хорошо, спустя рукава, быстро) ; 7. Подбирать синонимы- ( Большой, огромный, громадный) ; 8. Находить пропущенные слова- ( Пришел почтальон, он принес…) ; 9. Распространять и дополнять предложения- ( Кошки взобрались па дерево. Какое? Зачем? ) ; 10. Называть составные части целого- ( Дерево- ствол, ветки, сучья) ; 11. Упражнять в названии антонимов( день- ночь, печаль- радость) ; 12. Упражнять детей в правильном склонении существительных( род, число, падеж) . То есть воспитывать грамматически правильную речь. Взрослый называет животного, а ребенок его детеныша( курица- цыплята, лошадь- жеребята) . Причем в различных падежах и множественном числе, т. к. это является распространенной ошибкой у малышей; 13. Подбирать слова: шить… платье, штопать… носки, завязывать… шнурки, вязать… шарф; 14. Составлять фразы: срубленный…, бегущий…, висящий…, жуткий…, холодный…; 15. Про что можно сказать: холодный- …, холодная- …, холодное- …; 16. Произносить предложение( “На улице идёт дождь”) по- разному: радостно( и почему? ) , грустно( и почему? ) , удивленно( и почему? ) ; 17. Находить антонимы( слова с противоположным значением) в стишке: Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко. Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко. Теперь скажу я слово трус, ответишь ты храбрец. Теперь начало я скажу, ну отвечай…( конец) ; 18. Познакомить со словами, которые ничего не значат: Ложка- это ложка, ложкой суп едят. Кошка- это кошка, у кошки семь котят. Тряпка- это тряпка, тряпкой вытру стол, Шапка- это шапка, оделся и пошел. А я придумал слово, смешное слово- плим. Я повторяю снова- плим, плим, плим … Вот прыгает и скачет- плим, плим, плим. И ничего не значит- плим, плим, плим. 19. “Новые слова" - у лисы длинный хвост- как одним словам сказать- длиннохвостая; а у мальчика длинные ноги- длинноногий; 20. Заканчивать предложения: - Миша пошел гулять( когда? ) …; - Мише стало грустно( отчего? ) …; - Миша обрадовался( когда? ) …; 21. «Кто что делает? » Показать картинки с изображением трудовых действий людей и спросить: что делает мама, мальчик, дядя, дворник, садовник и т. д. 22. Программа требует приучать детей правильно называть предметы обстановки, вещи личного обихода, качество предметов, овощей, фруктов, ягод( цвет, величина, форма, вкус и т. д. ) . 23. Дети этого возраста должны уметь отвечать на вопросы, назвать и рассказать об игрушке, пользоваться словами в правильной грамматической форме, внятно произносить слова и звуки. В этом возрасте дети могут выполнять более сложные игровые действия и правила, регулирующие взаимоотношения между играющими. 24. «Что в мешочке» Ребёнок на ощупь должен узнать и назвать предмет, а потом только его достать. 25. «Что изменилось». Выложить в ряд несколько предметов, игрушек. Ребёнок закрывает глаза, взрослый меняет местами 2 игрушки или убирает 1 предмет. Ребёнок говорит, что изменилось. Помните, что речь — ребенка- это то, как говорим с ним мы! Рефлексия: Я предлагаю каждому из вас взять один стикер и карандаш. На стикере вы напишите наиболее запомнившийся вам вариант игры с ребенком. Либо предложите свой вариант развития речи, который на ваш взгляд эффективен. Затем педагог проводит анализ ответов родителей. С уважением, Чернова О. Н

Оставить комментарий: