a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Дидактические игры для развития пространственной ориентировки

Автор: Аверина Любовь Викторовна Опубликовано: 2024-09-09 17:56:14

Дидактические игры и упражнения.

1 этап  Развитие соматогностических, тактильных и ки­нестетических процессов.

  1. Попросить ребенка показать на себе, а потом и на других различные части тела.
  2. Взрослый, дотрагиваясь до какой-либо части тела ре­бенка, просит его вслепую показать ее на себе, затем, отрыв глаза, на педагоге и обязательно назвать ее.
  3. Педагог дотрагивается до своего тела и просит пока­зать ребенка на себе этот участок и назвать его.
  4. Повторить за педагогом позы, в создании которых участвует все тело, а также ручные позы, игра «Зер­кало».

5.Самостоятельно придумать свои позы или с помо­щью своего тела изобразить разные фигуры, буквы и цифры.

  1. Ребенку предлагается узнать фигуру, букву, цифру, нарисованную педагогом пальцем на спине, на ладонях ребенка. На руках следует рисовать на правой и левой ладонях, а также на обеих сторонах кисти. Ребенок, узнав фигуру, должен нарисовать ее на листе бумаги и/или назвать ее.
  2. Показать, назвать и дать потрогать детям предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, мягкие, колючие). Затем предложить ре­бенку вслепую найти предмет с такой же фактурой и назвать её.
  3. Положить в мешочек знакомые ребенку предметы и попросить с закрытыми глазами узнать предмет  на ощупь. При этом ребенок должен ощупывать пред­мет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.

Постепенно следует добиваться отражения впечатлений и ощущений ребенка в устной речи. Все задания необхо­димо отрабатывать в двух планах: в действиях, сопровож­дающихся речью взрослого (закрепляется понимание) и в действиях, оречевляемых самим ребенком.

2 этап. Формирование представлений о «схеме собствен­ного тела».

1.Логопед поворачивается спиной к детям и выполняет движения руками: левая рука вверх, правая рука в правую сторону, правая рука за голову, левая рука на голову, левая рука на левое плечо. Дети копируют движения взрослого (по одному движению) и назы­вают, свои действия.

  1. «Право — лево». Следует заметить, что для ребенка вовсе не является очевидным тот факт, что правая нога, глаз, щека и т.д. находятся с той же стороны, что и рука. К пониманию этого его надо привести путем специальных упражнений по соотнесению частей тела с правой и левой руками. Это лучше делать по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой (правый глаз, щека и т.д.), затем — с левой рукой, после этого — в перекрестном варианте (например, показать правую бровь и левый локоть). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, пощекочи правым указательным пальцем левую подошву, постучи правым локтем по правому боку, укуси себя за средний палец левой руки и т.д.».
  2. Ребенок придумывает и показывает любое движение и оречевляет свое действие.
  3. Глядя на себя в зеркало, ребенок определяет, что у него находится посередине лица (например нос). А затем по просьбе взрослого начинает движение ладоней вверхили вниз (выделенное слово в речи следует выделить интонационно). При этом перечисляем, мимо каких частей лица «проезжает» ладошка. После этого делаем закономерный вывод, что все мимо чего «проезжала» ладонь, находится выше или ниже носа.
  4. «Ниже – выше». Что у девочки ниже, чем рот? Что у девочки выше чем нос? Кто назовет больше частей тела расположенных выше чем брови? Задания сначала задаются взрослым, а потом и самими детьми. Вопросы и задания, формулируемые самими детьми, являются очень важным этапом отработки формируемого навыка – пространственных представлений схемы лица, поскольку таким образом происходит «введение» этих представлений в активную речь.
  5. На этом этапе рационально познакомить детей с понятием между и объяснить различие с понятием – посередине. Что у девочки между бровями и носом? Что у меня между ртом и глазами?
  6. «Я задумала часть лица, она находится над … . Какую часть лица я задумала?» «У Саши чернильное пятно под … . Где у Вани чернильное пятно?» Задания сначала дает взрослый, потом придумываю сами дети.
  7. «Дождь»  Педагог называет части одежды, на которой появились пятна дождя, дети ставят магниты. Затем дети играют парами, один ставит магнит, второй называет, где появились «пятна дождя».

 3 этап. Развитие ориентировки в окружающем про­странстве.

  1. Ребенок располагает геометрические фигуры относи­тельно сторон собственного тела: круг впереди себя (пе­ред собой), квадрат позади себя (за собой), треугольник слева от себя, прямоугольник справа от себя. Затем  рассказывает, что где находится.
  2. Ребенок раскладывает те же фигуры, только относи­тельно сторон тела другого человека и говорит, что где лежит.
  3. Два ребенка встают напротив друг друга. Один ребенок придумывает действия и просит партнера напротив сде­лать их и внимательно проверяет правильность выпол­нения. Например, подними вверх левую руку и т.д. После этого дети меняются ролями.
  4. Два ребенка стоят напротив друг друга. Один из них со­вершает какое-либо действие, а другой оречевляет его действия. Например: «Ты сейчас дотронулся левой ру­кой до правого уха». Затем это делает другой ребенок.

 4 этап. Развитие ориентировки в двумерном пространстве.

  1. На демонстрационном полотне с прорезями для карти­нок расположить по инструкции соответствующие кар­тинки слева и справа от елки.
  2. Сидя за столом, определить его правый и левый край.
  3. Положить кружок, справа от него — квадрат, слева от кружка — треугольник.
  4. Нарисовать точку, справа от точки — крестик, над точ­кой — круг, под точкой — квадрат, справа от квадра­та — треугольник, над крестиком поставить галочку.
  5. По речевой инструкции двигать фишку по полю, рас­черченному на клетки, а потом сказать, где остановилась фишка (наглядно, а затем мысленно). Ходы: 2 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вниз.
  6. Расположить предметные картинки справа или слева от вертикальной линии. Затем задания усложняются, то есть лист бумаги пере­ворачивается на 180°и ребенок должен сказать, где же те­перь будут правая и левая стороны.
  7. Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей а) спинкой вверх; б) спинкой вниз. Точно так же можно определить левый и правый карманы на брюках, джин­сах и т. д.

Целесообразно использовать задания на узнавание на­рисованных геометрических фигур путем сличения двух заданных образцов. Анализ фигур, направленный на разви­тие умения находить одинаковые и неодинаковые в про­странственном отношении элементы фигуры, помогает на­править внимание ребенка на осознанное восприятие отно­шений предметов в пространстве. От узнавания пространст­венных отношений переходят к заданиям, в которых требуется воспроизведение заданных фигур по образцу, сначала с помощью метода рисования (срисовывания), а позже методом активного конструирования заданных фи­гур из данных элементов (палочек, кубиков).

Следует также развивать такое умение, как вычлене­ние одного из звеньев в цепи однородных предметов, изо­бражений, графических знаков. Сначала ребенок овладе­вает ориентацией в линейной последовательности пред­метного ряда. Затем предлагаются задания на определение последовательности цифрового ряда на примере чисел пер­вого десятка:

  1. Назовите первое число слева; первое число справа. Ка­кое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (Слева направо).
  2. Покажите число 4. Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4? Назовите соседа числа 4 справа, сравните по величине (вправо числа возрас­тают).

5 этап. Развитие понимания и употребления логико-грамматических конструкций, выражающих пространст­венные отношения.

  1. На столе стоит коробка с крышкой. Ребенку дается кружок из картона и предлагается положить кружок на коробку, в коробку, под коробку, за коробку, перед коробкой.
  2. На столе стоит коробка с крышкой. Педагог раскла­дывает кружочки (в коробку, под коробку и т. д.) и просит ребенка взять кружочки по инструкции: Возь­ми кружок с коробки, возьми кружок из коробки, возьми кружок из-под коробки, достань кружок, кото­рый лежит в коробке, достань кружок, который лежит под коробкой, достань кружок из-за коробки и т. д.
  3. Педагог на глазах у детей раскладывает кружочки в две коробки, произнося начало фразы, а школьники договаривают конец этой фразы: Я кладу кружок… (в коробку, за коробку, на коробку, под коробку, между коробками, перед коробкой). Я беру кружок… (из коробки, из-под коробки, из-за коробки, с короб­ки и т. д.).
  4. «Положи ручку…» Ребенку предлагается два разных предмета, например, ручка и пенал, он должен выполнить инструкции педагога: положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.
  5. «Где лежит карандаш?» Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь…, а стол…»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы местами («Тетрадь лежит под карандашом»).

Когда ребенок освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз просите просто называть соответствующий предлог.

Оставить комментарий: