a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей «Мир на кончиках пальцев»

Автор: Хабибуллина Вероника Ильгизовна Опубликовано: 2024-09-15 13:28:51

Документы для скачивания

Консультация для воспитателей «Мир на кончиках пальцев» В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Стало модным развивать малыша с пеленок. Но педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребенком. Это самое благодарное времяпрепровождение. С раннего детства малышей привлекают всевозможные предметы. Им важно трогать, нанизывать, вынимать, переворачивать, катать и бросать все, что попадется на глаза. В этом возрасте ребенком правит ее величество манипуляция. Манипуляция – это различные действия с предметами, которые помогают маленьким исследователям узнать, изучить их свойства, а вместе с тем постигать и себя. В результате этого важного процесса формируются определенные представления о предметном мире, совершенствуется рука ребенка – один из важных органов, дающий толчок развитию мышления и речи. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит  высказывание:   «Ум ребенка находится на   кончиках его пальцев ».   «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель.   «Руки – это своего рода внешний мозг», писал Кант. К двум годам у ребенка появляется желание все сделать самому, поэтому часто родители  слышат:   «Я сам». Чем больше ребенку будет предоставлена возможность проявить себя, тем лучше будет развиваться его мозг, стимулироваться развитие речи, творческие способности, фантазия. Задача педагогов – обеспечить детей первой и второй младших групп всем необходимым для игры – манипуляции, предложить малышам совместную с нами, взрослыми, игру – манипуляцию. Для этого в групповой комнате создается соответствующая предметно- развивающая  среда: формы с вкладышами, игрушки для нанизывания, вдевания, разрезные картинки, мозаика, шнуровки, баночки с горлышком различной толщины для вкладывания мелких предметов и т. д.   Занимаясь с ребенком манипуляцией, взрослый обязательно должен проговаривать свои действия и побуждать к этому ребенка. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуку и переутомление. Простые движения помогают убрать напряжение не только в самих руках, но и расслабить всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Почему это так? Дело в том, что рука имеет самое большое  «представительство»  в коре головного мозга, поэтому развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его  пальчиков  достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности  пальцев  рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря  «мостику»  между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую работу, самую тонкую работу, - с раннего детства нужно развивать его  руку:   пальцы и кисть. В младшем дошкольном возрасте идет активное обучение действиям с предметами, а старшем дошкольном возрасте стоит задача – доведение этих действий до автоматизма. Для этого  воспитатель  должен планировать работу по развитию мелкой моторики в специально организованной деятельности, совместной деятельности и создавать условия в повседневной деятельности детей. В старшем дошкольном возрасте появляется больше возможностей для развития мелкой моторики рук. Дети взрослеют, и в совместной деятельности по художественному труду, рисованию, работе с ножницами, самообслуживанию они могут проявить свои способности. Для развития мелкой моторики в повседневной жизни для детей старших групп так же создаются условия в предметно- развивающей среде.   Великолепным инструментом для развития руки и кисти ребенка являются  пальчиковые игры. О  пальчиковых  играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные  окончания  рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Эти игры являются хорошими помощниками для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию. А так как в большинстве  пальчиковых  игр применяются стишки, потешки, считалки, параллельно развивается и речь ребенка. Благодаря  пальчиковым  играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться, что пригодится для успешного обучения в школе. Пальчиковые  игры могут применяться при проведении физминуток. В ходе физминутки детям предлагается как бы  « сконструировать »  из  пальцев  различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т. д. Такая игровая деятельность вызывает у детей интерес и эмоциональный настрой, что позволяет предельно мобилизовать их внимание. В старших и подготовительных группах дети под руководством  воспитателей  в тетрадях в клетку начинают выполнять различные  задания: рисуют палочки, дуги, овалы, круги и т. д. Это очень тонкая и сложная для детей работа, то есть идет подготовка руки к письму. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного  восприятия  и произвольного внимания. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для накопления ребенком двигательного и практического опыт, развития навыков ручной умелости.

Оставить комментарий: