a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов " Особенности организации прогулок в осенний период".

Автор: Матвеева Наталья Александровна Опубликовано: 2024-09-15 17:35:14

 

 

 За нашими окнами прекрасное время года Осень! Осенние прогулки очень полезны для детей дошкольного возраста.

Деревья, птицы, облака, лужицы после дождя – все это привлекает внимание детей.

Если ребенок научился любоваться яркими красками неба, просторами полей и лугов, красотой осенних листьев, у него разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающей мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками.

Прогулка - обязательная структурная единица режима дня в дошкольном образовательном учреждении. Это важный структурный компонент воспитательно-образовательного процесса, время общения ребёнка с окружающим миром и природой.

В режиме детского сада в осеннее время предусматривается две прогулки. В первой половине дня и вечером. Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно - образовательные задачи по всем образовальным областям: познавательная, речевая, социально-коммуникативная. физическая и художественно эстетическая. Особенный акцент делается на физическое развитие детей.

Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

- наблюдение, рассматривание;

- трудовая деятельность детей;

- подвижные игры;

- индивидуальная работа с детьми;

- самостоятельная деятельность детей.

 

При организации прогулки с дошкольниками необходимо учитывать сезонные особенности.

При планировании прогулки в осенний период воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов: погодные условия, наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятия в группе, возраст и контингент детей, и многое другое.

Темы осенних прогулок может быть разнообразен. Интересными тематическими прогулками будут следующие: погодные условия, признаки природы, листопад, перелетные птицы. Как деревья к зиме готовятся, осенние цвета, осенние букеты, осень в художественных произведениях. Как животные к зиме готовятся, какой дождь бывает, живая и неживая природа, что такое температура и как ее измеряют.

Прогулка может быть особенно интересным, если на прогулку вместе с детьми выходят сказочные персонажи: «Осень», «Месяцы», «Лесовичок» и другие. Все зависит от фантазии и творческого подхода воспитателя, составляющего тематическую прогулку. Тогда обычная прогулка превратится в небольшой праздник.

Основное средство познания природы – наблюдение. Цикл наблюдений – одно из регулярных мероприятий повседневной жизни детского сада.

Осенью целесообразно организовывать наблюдение за состоянием погоды.

По мере похолодания воспитатель обращает внимание на то, как одеты сами дети. Предлагает потрогать остывшие предметы: скамейку, стену дома, камешки и т.д. Сравнить это с летним периодом.

В дни, когда солнце, то ярко светит, то прячется за тучи, необходимо «поискать» солнышко, спросить ребят, почему потемнело или стало светлее. С приходом осени ночи становятся длиннее, а дни короче. Температура воздуха постепенно понижается.

Отметить с детьми, что осень можно разделить на несколько периодов: начало осени, золотая осень.

Следует обращать внимание детей на ветер, а для этого полезно выносить на прогулку вертушки, бумажные ленточки, вместе с детьми надувать воздушный шарик.

Осенью организуют наблюдение за дождем: дети слушают, как он стучит по крыше, в стекла окон; смотрят, как на улице появляются лужи. Отметить, что осенние дожди становятся холодными и идут чаще. Сравнить какие дожди летом.

Ранней осенью можно понаблюдать за осенними цветами. Обратить внимание детей на красоту осенних цветов, растущих на клумбах. Помочь дошкольникам выделить основные части растений. Подвести детей к пониманию сезонных изменений в природе с приходом осени.

Наиболее заметнее явление в жизни растений осенью – листопад, который начинается во второй половине октября.

Рассмотреть с детьми листья разных деревьев, уточнить их форму и окраску. У разных деревьев листья падают по – разному: у клена долго качаются или кружатся, прежде чем опустится на землю; у ясеня – как будто планируют. На прогулках дети собирают красные, желтые листья, делают из них букеты, узоры, сердечки, осенние гирлянды, поделки.

Во второй половине октября заканчивается листопад и начинается поздняя осень. Поздней осенью, дети вместе с воспитателем вешают кормушки для зимующих птиц, чтобы помочь им пережить холодную зиму.

Большое значение при наблюдениях за природой осенью имеет значение мудрых народных примет.

Осенние приметы, короткие стихи, загадки на осеннюю тему сделают осеннюю прогулку более увлекательной и интересной.

Если осенью листопад пройдет быстро, то надо ожидать крутой зимы.

Созревают фрукты поздно – к долгой зиме.

Теплая осень – к долгой зиме.

Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности.

 

Во время наблюдений на прогулке дети учатся замечать обилие красок в природе, их сочетание, повторяемость и изменчивость, — все это вызывает  радостные переживания, которые потом находят свое отражение в рисунках, лепке, аппликации, тем самым помогая  решать задачи образовательной области художественно-эстетическое развитие.

Дети учатся самостоятельно подмечать изменения в окружающей природе, видеть красоту осени.

Важная часть прогулки это использование выносного материала.

Можно приготовить инвентарь, который пригодится во время игр и бесед. Это могут быть муляжи и макеты, картинки с многоразовыми наклейками, обручи и др. На прогулках можно использовать музыкальное сопровождение, чтобы акцентировать внимание ребенка на конкретном  явлении природы, а также для подвижных игр.

 

 

 

 

Прогулки должны быть интересными и полезными! 

 

 

 

Оставить комментарий: