a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад "Формы работы с родителями " из опыта работы

Автор: Рассадникова Юлия Михайловна Опубликовано: 2024-09-15 19:54:59

Документы для скачивания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОБИНИРОВАННОГО ВИДА №104» Доклад Тема: «Формы работы с родителями – участниками образовательных отношений» Выполнил: Воспитатель: Рассадникова Ю. М. Кур ск, 2021 Детский сад и семья- два важных института социализации детей. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой- ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых- достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное- донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников. Традиционные формы общения педагога с родителями подразделяются на: • индивидуальные; • коллективные; • наглядно- информационные. К индивидуальным формам общения относят следующие: посещение на дому, индивидуальные консультации, индивидуальные беседы, участие родителя в проведении воспитательно- образовательного процесса. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др. ». Дать конкретные советы. К коллективным формам относятся групповые консультации, родительские собрания, круглые столы, вечера вопросов- ответов, деловые игры, экскурсии, дни открытых дверей, совместные развлечения. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст не отрываясь, то складывается впечатление, что он не компетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада( врач, логопед, психолог и др. ) , а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству( педиатр, юрист, библиотекарь и др. ) . Отдельную группу составляют наглядно- информационные формы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, родительские уголки, папки- передвижки, памятки, буклеты. К нетрадиционным формам работы ДОУ с родителями относятся следующие: • информация о группе, детском саде на сайте ДОУ, воспитателей; • презентация детского сада в целом и отдельно группы; • тематические досуги, утренники; • вовлечение в спортивные и творческие конкурсы; • оформление стенгазет, книжек- самоделок, фотомонтажей; • семинары- практикумы, мастер- классы; • театрализованные представления для детей с участием родителей; • участие родителей в подготовке к праздникам; • совместное создание развивающей предметно- пространственной среды; • тематические выставки, творческие задания; • интервью с родителями и детьми на определенные темы; • конкурс семейных талантов; • совместные экскурсии, походы, пикники и др. В условиях пандемии COVID- 19 жить и работать всем пришлось по- новому. Всех участников образовательного процесса- родителей и детей, педагогов и специалистов ДОУ, коснулись эти изменения и каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией педагогам приходится искать новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их семьями. Дистанционной формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста на законодательном уровне не предусмотрено. Но в целях развития и обучения дошкольников и реализации задач ООП мы ведем дистанционную работу с родителями. Активно данная форма работы стала использоваться в то время, когда в нашей области ввели режим самоизоляции. В связи с тем, что на этом этапе не было возможности использовать традиционные методы работы с родителями, нами активно использовались социальные сети и мессенджеры, с помощью которых мы имели возможность общения с детьми и их родителями, не выходя из дома. Итак, на помощь пришло дистанционные формы работы с родителями. Дистанционное формы работы – это работа на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно- коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей. Представим некоторые из дистанционных форм работы с родителями. Социальные сети: Основным помощником в такой работе конечно же стали социальные сети. В решении этой проблемы современному педагогу могут помочь именно социальные сети, которых в настоящее время насчитывается огромное количество. В них участники могут обмениваться фото- , видео- , аудиоматериалами, задавать интересующие вопросы, комментировать информацию. Педагог непосредственно может ознакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информировать о предстоящих мероприятиях: праздниках, конкурсах, акциях, семинарах и т. д. Сайт учреждения: Другой формой дистанционного взаимодействия родителей и педагогов является сайт детского сада. На нем отражена вся административная и правовая информация сада( устав, лицензия, правила приема, список сотрудников, расписание работы, объявления по текущим вопросам, фотоотчеты о жизни сада и т. д. ) . Кроме того, сайт содержит информацию для родителей по вопросам воспитания и образования ребенка. Обновляемая информация на сайте привлекает к саду повышенное внимание родителей, способствует созданию открытого пространства взаимодействия специалистов и родителей. Мы полагаем, что эта формы работы с родителями так же помогает строить доверительные и партнерские отношения в системе «педагог- родитель», расширяет возможности семьи на получение качественного образования. Телемост: Существует такой вид дистанционной работы как телемост, с помощью такого вида взаимодействия мы можем задействовать больше участников. Дистанционные родительские собрания: Внедрение новых технологий в практику проведения родительских собраний позволит достичь большей оперативности во взаимодействии с родителями, повысить удовлетворенность от собраний, а также сделать родителей более активными участниками жизни ребенка. В детском саду можно проводить родительские собрания в дистанционном формате, на сайте Инстаграм, размещать презентации с итогами работы за учебный год, что позволит познакомить родителей более подробно с результатами усвоения программных задач. Для проведения мастер классов, акций, можно использовать мессенджер Ватсап, создавать совместные чаты с родителями. Важно отметить, что проведение дистанционных родительских собраний( как одной из форм дистанционного взаимодействия семьи и образовательного учреждения) способно повысить мотивацию родителей к общению между собой и с педагогом. Использование дистанционных форм взаимодействия специалистов дошкольных учреждений и семьи способствует: формированию у родителей положительной мотивации к воспитательно- образовательной работе с детьми, к дошкольной образовательной организации; повышению качества воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении; повышению престижа дошкольного образования в целом; успешной реализации целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Вместе с тем применение педагогом в своей деятельности форм дистанционного взаимодействия требует как от педагогов, так и от родителей дополнительного времени и специальных знаний и навыков. Так, например родителям можно предложить проведение мастер класса на платформе( Зум) , но могут возникнуть трудности. Не все родители, в виду разных причин, могут воспользоваться данной платформой, причины могут быть различными, особо частая, это то, что нет достаточных знаний. Поэтому, в условиях дистанционной работы просто необходимы мастер классы по обучению родителей использования данного приложения. Все же взаимодействие педагогов с родителями посредством дистанционных технологий способно принести огромную пользу не только семьям детей, но и самому педагогу: педагог, владеющий этими формами работы с семьей, сможет добиться не только хороших показателей по успеваемости своих воспитанников, но и поможет им стать полноценными членами общества. Таким образом, творческое использование традиционных форм работы и нетрадиционных позволяет более успешно и эффективно сотрудничать с родителями. Сочетание всех форм работы с родителями способствует повышению теоретических знаний родителей, побуждает их пересматривать методы и приёмы домашнего воспитания, правильно организовывать разностороннюю деятельность детского сада.

Оставить комментарий: