a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Дыхательная гимнастика

Автор: Мельникова Надежда Сергеевна Опубликовано: 2024-09-21 21:06:07

Дыхательные упражнения для детей на уроках вокала: д олгоговорки, дыхательные упражнения, упражнения для разви тия силы голоса. Составитель: Макаренко Ю. С. , педагог дополнительного образования. Долгоговорки « 33 Егорки »: Как на горке, на пригорке стояли тридцать три Егорки* : ( далее на одном дыхании считаем) раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка и т. д. «Вот дом, который построил Джек». Дышать в конце строф. Вот дом, который построил Джек. А это пшеница, которая в темном чулане хр а нится В доме, который построил Джек. А это веселая птица синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, который построил Джек. Вот кот, который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, который построил Джек. Вот пес без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, который построил Джек. А это корова безрогая, Боднувшая старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, который построил Джек. А это старушка седая и строгая, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, который построил Джек. А это ленивый и толстый пастух, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, который построил Джек. Вот два петуха, Которые будят того пастуха, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, который построил Джек. 3. Намотай клубочек. Цель: формирование длительного речевого выдоха. Дети вращают кисти рук одну вокруг другой перед грудью и в это время дл и тельно пр о износят гласный звук – как будто наматывают на клубок длинную звуковую нито ч ку. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее. В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку, наматывая «ниточку на клубочек», тянуть и некоторые согласные звуки, например: С, З, Ш, Ж, Щ, Л, Р.   4. «Цифры»: На одном дыхании произнести, четко проговариявая: 661, 662, 663, 664, 665, 666, 667, 668, 669, 670. Затем прибавляем тысячу к каждому числу: 1661- 1670. « Шли семеро стариков »: Шли семеро стариков. Говорили старики про гор ох. Первый говорит: Горох хорош! Второ й говорит: Горох хорош! . . . Седьмой говорит: Горох хорош! «Пусть ворона мокнет» Шел я как- то через мост, Глядь – ворона мокнет. Взял ворону я за хвост, Положил её на мост –   Пусть ворона сохнет! Шел опять я через мост, Глядь – ворона сохнет. Взял ворону я за хвост, Положил её под мост – Пусть ворона мокнет! Снова шёл я через мост, Глядь – ворона мокнет. Взял ворону я за хвост, Положил её на мост – Пусть ворона сохнет! ( И т. д. , пока хватает дыхания) «Лютики» В поле лютики росли, Мы их посчитать пришли. Раз – лютик, два – лютик, три – лютик( считать до 28–30 лютиков) . «Пес Дружок» Подрастает пес Дружок, Он грызет мой сапожок. Раз – сапожок, два – сапожок, три – сапожок( считать до 15–18 сапожков) . «Малина» Готовьте корзинки! Поспела малинка. Раз – малинка, два – малинка( до 22–25 малинок) . «Улитки» Взгромоздились на калитку Любопытные улитки. Раз – улитка, два – улитка, три – улитка. Повтори за мной( для детей с 4- лет) Цель: развитие речевого дыхания, выработка умения п роизносить фразы с нара с тающим количеством слов. Педагог читает детям стихотворение С. Я. Маршака, произнося его построчно, а дети вслед за взрослым повторяют на одном дыхании каждую фразу. Солнце. Солнце светит. Солнце светит ярко. Солнце светит очень ярко. Солнце светит очень ярко – бегемоту стало жарко. Дыхательные упражнения Стрельба ладошками( на звук ХА на опоре стрелять ладошками, стоя в кр у гу) Камушки. Дети берут с пола воображаемые камушки и с силой кидают их вп е ред, произнося громко на опоре звуки: А- О- Э- И- Ы. Прыгать и петь звуки А- Э- И- О. Паровозик: Тук- тук- тук, так- так- так, ток- ток- ток, тэк- тэк- тэк. Произн о сить на опоре, делая двигательные движения руками, выделяя первые сл о ва каждой группы. Ковбои. Представить, что дети – ковбои, и они ловят быка с помощью лассо. Изображаем закидывания лассо вперед и произносим слоги: ХОМ! ХАМ! ХЭМ! ХУМ! Футбол. Представить, что вы – футбольные болельщики, которые с во л нением наблюдают за матчем. Сначала делаем пружинящие движения ног, руки сжаты в кулаки, затем кричим «ГОЛ! ! » на опоре, немного приседая. Буквы. Произносить на опоре парные звуки: БББ- ППП, ГГГ- ККК, ДДД- ТТТ. Гармошка. Представьте, что ваша грудь и легкие – гармонь. Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков( упражнение З. В. Савковой) : Ух ты, ох ты! Мы надели кофты, Гоп- ля! Гоп- ля! Гоп- ля- ля! Пляшем, сердце веселя! Чихание и кашель. Положить руку на ребра и с силой произнести А П ЧИ! При этом почувствуете, как напряглась диафрагма. Покашлять. Громко- тихо( И. Цуканова) . Быстро произносить ГРОМКО( на mf) и тихо( на р) : ГРОМКО- тихо- ГРОМКО- тихо…Не кричать, слово Громко пр о износить акти в нее. « Пульс »( для малышей) . Под метроном ритмично качаем диафрагму: гавкать шепотом, как прост у женные собачки( гаф- гаф- гаф- гаф) , сдувается шарик( с- с- с- с) , качаем колесо( ш- ш- ш- ш) , сердитая кошка( ф- ф- ф- ф) . « Пульс »( для средних и старших) по 4 раза повторяем: кш- чи, кш- хи, кш- с. « Триоли »: пульсация согласными звуками в триольном ритме по 4 раза каждую группу( ССС, ШШШ, ФФФ) . « Шестнадцатые »: пульсация согласными звуками в ритме шестнадц а тых по 4 раза каждую группу( СССС, ШШШШ, ФФФФ) . «Хитрая лисичка». Представьте, что вы превратились в лисичку, к о торая вынюхивает зайчика: поворачивать головой влево, вправо и на каждый поворот делать короткий вдох носом и выдох ртом. «Вдох- удивление». Говорим детям: представьте, что вы пришли д о мой, а там у вас гора конфет( или игрушек, подарков – дети сами придум а ют) . И вы удивились: беззвучно сделать короткий вдох- удивление. При этом сразу заработает диафрагма и живот станет твердым. Руки у детей на ребрах, чтобы чувствовать, как они расш и ряются при вдохе. «Шарик сдувается». Положить руки на ребра. Сделать короткий вдох носом и ртом, ребра расширяться( представить, что в животе шарик) и на звук «с- с- с- с» шарик медленно сдувается. Стараться максимально экономить выдох. «Шарик лопнул»- сделать короткий вдох, задержать дыхание, и не выдыхать, пока педагог не хлопнет в ладоши. « Едем на машине ». Дети делают вдох( «наливают бензин») и начин а ют движение вперед, при этом делая губами" бр- р- р" . Дети, как обычно, к о пируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех" уехал" на одном дыхании. «Пчелка». Держать одну руку, как будто это цветок, а другую руку- как бу д то это пчелка. Пчелка летит на цветок, кружится над ним и жужжит( жж) , когда д ы хание закончится, пчелка садится на цветок. «Комарик». Развести руки широко. Сделать вдох, и на звук з- з ме д ленно выдыхать воздух, и сводить ладони. Когда воздух закончится – « пр и хлопнуть комар и ка »( хлопнуть в ладоши) . «Дрова». Имитировать рубку дров, энергично делая вдох носом и в ы дох на звук ХА! . «Цветочек » Мы стоим на полянке, видим перед собой цветочек, срываем его и коротко, но гл у боко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выд ы хали ртом. 11. «Береги огонь ».   Представляем, что у вас в руках свечк а, дуем на пламя тихо и медленно, чт о бы она не погасла. 12. «Надуваем шарик» Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и ме д ленно вдыхаем его в «шарик»( дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул») . У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. 13. «Аквалангисты » Представили себя на море. «Нырнули под воду»( вдох носом, нос не заж и мать, присесть на корточки) , и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание зако н чилась – «вспл ы вает»( встает на ноги) . 14. «Пузырь». Дети, взявшись за руки, встают в хоровод, идут по кругу и говорят: « Надувайся наш пузырь, надувайся, да не лопни смотри, да не лопни смотри, да не лопни- хлоп! »( текст Е. Железнова) . После слова ХЛОП дети берут короткий вдох, медленно идут в круг и произносят «Ш- ш- ш» как мо ж но дольше. 15. Соревнования. Проведите игры- соревнования: а) « Кто дольше? »: - прожужжит пчелой? ( ж- ж- ж- ж- ж) ; - прозвенит комаром? ( з- з- з- з- з- з) ; б) «Кто больше? »: - выпустит воздуха из проколотой шины( с- с- с- с…) ; - задует свечей на именинном торте( ф- ф- ф- ф) . 1 6. «Рубанок». И зобразите, что вы рубанком стр угаете доску: ЖЖЖЖ! ЖЖЖЖ! 1 7. «Сенокос». П окажите, как вы косите траву: СССС! СССС! 1 8. «Щетка». Н атрите пол щеткой: ШШШШ! ШШШШ! 1 9. « Собачка ». Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движ е ния, добиваясь охлаж дения зева( как это делает собачка) . 20. «Котенок и шар». Дети встают в круг и расширяют его на слова: Надувала кошка шар, а котенок ей мешал, Ф- ф- ф Дети делают выдох ртом на звук ф- ф- ф Подошел и лапкой – хлоп Хлопают в ладоши Ну а шарик сразу – лоп! Приседают 21. Вау- вау. Широко улыбнуться, шепотом произносить на выдохе вау- вау на одном дыхании. Губами формировать четко А и У. Упражнения для развития силы голоса Прочитайте тексты, меняя, в зависимости от содержания, силу голоса: Была Тишина, Тишина, Тиш и на. Вдруг Грохотом Грома Смен и лась она! И вот уже дождик Тихонько –ты слышишь? – Закрапал, закрапал, Закрапал по крыше. Наверно, сейчас Барабанить он станет. Уже барабанит! Уже барабанит! Пугливые камыши Я сижу и слушаю, не дыша, Шорохи шуршащего камыша. Камышинки шепчутся: - Ши, ши, ши! - Что вы тихо шепчете, камыши? Разве так шушукаться хорошо? А в ответ шуршание: - Шо, шо, шо! Я хожу по берегу и кричу: - С вами я шушукаться не хочу! Я спою над речкою и спляшу, Даже разрешения не спрошу! Я спляшу у самого камыша! Камышинки шепчутся: - Ша, ша, ша… Словно просят шепотом: - Не пляши! . . До чего пугливые камыши! Гром грохочет – бух! Трах! Словно горы рушит. Тишина в испуге – ах! - Затыкает уши. ( А. Шлыгин)

Оставить комментарий: