Конспект НОД по рисованию в средней группе на тему: "Гроздь рябины". Кумакшева Л.В.
Конспект НОД
по рисованию в средней группе
«Гроздь рябины»
Интеграция областей – художественное творчество, познание (экология), музыка, коммуникация.
Задачи:
Обучающие:
· Учить рисовать кисть рябины, пользуясь пальчиками.
· Расширить представление о зимующих птицах;
Развивающие:
· Способствовать развитию творческих способностей, изобразительных навыков;
Воспитательные:
· Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.
Материал:
- Краски гуашевые красного и жёлтого цвета, влажная салфетка на каждого ребенка, цветные карандаши, листы тонированной бумаги, бумага в форме круга с изображением ветки рябины, маленькая гроздь рябины на каждого ребенка, картина осени с изображением дерева рябины, игрушка Каркуша.
Воспитатель предлагает рассмотреть картину.
- Какое время года изображено? Осень, поздняя осень. Деревья стоят "голые", трава потемнела, солнце светит не так ярко на сером небе, перелётные птицы улетели на юг, чаще идут дожди. Погода грустная, и только яркие грозди рябины радуют наши глаза.
Читает стихотворение:
Как рябина хороша:
И кудрява , и стройна.
Украшая весь наряд,
Гроздья красные висят.
Показывает ветку или отдельную гроздь рябины:
-Такой рябина остаётся до самой зимы. Рябина не только украшение осеннего пейзажа, без неё никак не обойтись зимующим птицам. Ранней осенью рябиновые ягоды горькие и кислые, но после первых морозов, они становятся приятными на вкус. Птицы стаей садятся на дерево и склёвывают ягоды. Это любимое лакомство зимующих птиц.
-Посмотрите, кто любит полакомиться ягодами: ворона, синица, снегирь.
-Давайте ещё раз повторим, какие птицы любят лакомиться ягодами рябины.
-Хотите, как птички полетать? Выполняйте движения вместе со мной.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
-Вот летали птички, птички-невелички
Всё летали и летали, крыльями махали.
На дорожку сели, зёрнышек поели.
«Клю-клю-клю, как я зёрнышки люблю».
Пёрышки почистили, чтобы были чище.
Вот так, вот так, чтобы были чище.
-Молодцы!
-Ребята, к нам кто-то стучится. К нам в гости прилетела Каркуша. Она говорит, что в лесу случилась беда. Поднялся сильный ветер и сорвал все ягоды на рябине. (Воспитатель обращает внимание на нарисованное дерево без ягод и листьев). Птицам зимой нечего будет есть.
-Ну, ничего, не печалься, Каркуша, мы поможем.
-Давайте, ребята, нарисуем веточку рябины и повесим рисунки на дерево.
-Рассаживайтесь за столы.
- Давайте рассмотрим внимательно изображение рябины, какие у нее ягодки дружные, одна возле другой растет.
- Висят на ветке подружки,
прижавшись тесно друг к дружке.
- Ягодок много, они собраны в гроздь. Давайте все вместе повторим слово «гроздь».
-Посмотрите, грозди направлены вниз.
-Скажите, а какого цвета ягоды? (красного), а формы (круглой).
-Давайте рассмотрим лист у рябины. Он у неё сложный, состоит из маленьких листочков. Каждый листочек имеет пару, только один листочек без пары, он находится на самом кончике листа.
-Какого цвета листья? (жёлтого)
- У вас на столах листочки, на которых нарисована веточка рябины, вы будете рисовать ягодки и листочки. Но посмотрите внимательно, на столах нет кисточек, чем же мы будем рисовать? Кто догадался
Дети: Мы будем рисовать пальчиками.
-Мы попробуем напечатать ровные и одинаковые кружочки при помощи своих пальцев. Для этого нужно кончик пальца (подушечку) окунуть в красную краску, а затем примакнуть его к поверхности листа. А так как ягоды у рябины собраны в гроздь, отпечатки следует наносить рядышком, близко друг к другу. Ягоды нарисовали, вытираем пальцы салфеткой.
(показ воспитателя).
-Сейчас нарисуем листья тоже при помощи пальчиков. Для этого кончик пальца окунаем в жёлтую краску и проводим линии с одной стороны листа и с другой, чтобы у каждого листика была пара, только последний листик пары не имеет. Листья нарисовали, вытираем пальцы салфеткой.
- Что вы сначала будете рисовать? (ягоды) Какую краску выберете? (красную) А затем что будете рисовать? (листья) Какую краску выберете для листьев? (жёлтую)
-Начинаем рисовать.
-Ой, какие красивые кисти рябины у вас получаются.
- Давайте повесим ваши рисунки на рябину и все вместе полюбуемся. Какие вы молодцы, хорошо постарались. Ягодок много, сочные, красные одна возле другой, теперь птицам не страшна зима.
-Каркуша, посмотри какие ветки рябины нарисовали дети. Как хорошо у них получилось.
-Какие вы молодцы.
- Лети в лес с хорошей вестью для птиц, они сейчас не останутся голодными холодной зимой.
- Молодцы, ребята, потрудились, спасли птиц от голодной зимы, много сочных ягод, нарисовали.
Технологическая карта
к занятию по рисованию в средней группе по теме
«Гроздь рябины»
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Мотивационно-побудительный |
|
Предлагаю рассмотреть картину |
Дети внимательно рассматривают картину |
Задаю вопросы по картине: Какое время года изображено? Какие признаки осени вы знаете? |
- Осень. Дети перечисляют признаки осени, приходят к выводу, что осень – грустное время года. |
Концентрирую внимание детей на изображение деревца рябины, на красные ягоды, выделяющиеся на мрачном фоне природы. |
Дети соглашаются со мной в том, что ягодки рябины самые красивые на картине. |
Читаю стихотворение: Как рябина хороша: И кудрява, и стройна. Украшая весь наряд, Гроздья красные висят. |
Дети внимательно слушают стихотворение. |
Организационно-поисковый |
|
Показываю ветку с гроздью рябины, прошу детей взять по маленькой веточке рябины у них на столах. |
Рассматривают ягодки. |
Предлагаю попробовать ягоды на вкус. |
С удовольствием пробуют, приходят к выводу, что ягодки пока очень горькие. |
Рассказываю детям о том, что рябина не только украшение осеннего пейзажа, без неё никак не обойтись зимующим птицам. |
Рассматривают изображения зимующих птиц: ворону, синицу, снегиря, вместе со мной вспоминают их названия. |
Провожу физкультминутку «Вот летали птички» |
Дети с удовольствием выполняют движения в соответствии с текстом. |
Сюрпризный момент: прилетает Каркуша, рассказывает о беде, которая случилась в лесу: поднялся сильный ветер и оборвал все ягоды на рябине и теперь птицам зимой нечего будет кушать. Ставлю проблему: как помочь птицам? |
Дети высказывают свое мнение и предлагают нарисовать ягодки для птиц. |
Выставляю рисунок ветки рябины без ягод. |
Следят за моими действиями. |
Объясняю значение слова «гроздь»: ягодки рябины висят близко друг к другу, их много, все вместе они образуют гроздь. «Висят на ветке подружки, Прижавшись тесно друг к дружке» |
Дети внимательно слушают |
- Какого цвета ягоды? - А формы? |
- Красного. - Круглой |
Предлагаю рассмотреть лист рябины: лист рябины сложный, состоит из ма- леньких листочков, которые располо- жены парами, только один листик который наверху, пары не имеет. - Какого цвета листья? |
- Желтого. |
Ставлю проблему: посмотрите, дети, На столах нет кисточек, чем же мы будем рисовать? |
Дети размышляют, предлагают некоторые варианты и вскоре догадываются, что рисовать будут пальчиками. |
Предлагаю рисовать ровные, одина- ковые кружочки ягодок , окунув кон- чики пальцев в краску и примакнув их на бумагу. Отпечатки наносить ря- дышком, так как ягодки собраны в гроздь (показываю на доске) Напоминаю, что закончив рисовать красной краской, вытираем пальцы влажной салфеткой. |
Дети внимательно следят за моим показом. |
Объясняю как рисовать листочки с помощью пальчиков. |
Слушают, смотрят на мой показ. |
Закрепляю ход рисования: - Что вы сначала будете рисовать? - Какую краску возьмете? - Затем что будете рисовать? - Какую краску берете для листьев? |
- Ягоды. - Красную. - Листочки. - Желтую. |
Рефлексивно-коррегирующий |
|
Анализирую работу детей, отмечаю аккуратность и старания. |
Дети рассматривают работы, любуют- ся, радуются, сравнивают, выделяют лучшие, говорят, почему им нравится работа, гордятся своими работами. |
Обращаю внимание на Каркушу: - Каркуша, посмотри сколько ягодок нарисовали дети. Лети в лес с хоро- шей вестью для птиц. Теперь они не останутся голодными холодной зимой. Каркуша благодарит детей и прощается с ними. |
Дети рады от общения с Каркушей. |
Ожидаемый результат |
|
Дети должны знать: о характерных особенностях птиц, их образе жизни, о пользе, какую они приносят для человека, и как мы может помочь птицам холодной зимой; иметь: представление о жизни животных зимой; уметь: использовать на практике нетрадиционные техники рисования. |