Мозговой штурм «Нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы»
Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте формируются любые нравственные качества. Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей. Художественное произведение способствует развитию чувств и представлений. Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании произведений, поэтому после чтения нужно обязательно провести беседу о прочитанном, обсудить описываемые ситуации. В ходе беседы с детьми, оценивается поступок героя. Даже если герой поступил, плохо, нужно постараться вызвать у детей сочувствие к нему, побуждать детей переживать вместе, для чего предложить поставить себя на место героя.
Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. Разумеется, чтобы подбирать художественные произведения, воспитатель сам должен хорошо ориентироваться в текстах, по крайней мере, прочитывать их заранее и определять, какие из них придутся по душе детям его группы. Важно, чтобы чтение не стало принудительным занятием: Книга должна развивать ребенка, но и одновременно – доставлять удовольствие.
В связи с этим существуют некоторые общие методические требования:
1. Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку,
2. Время для чтения должно быть определено в распорядке дня.
3. Чтение должно проходить в непринужденной обстановке.
4. Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания (проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и т. п., монотонное, механическое (отчужденное) чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу;
5. При подборе и планировании последовательности чтения художественных текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (праздники, памятные даты).
Одним из жанров в художественной литературе является сказка. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Например, сказка "Репка" учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду.
Работа, проводимая с детьми по сказкам, включающая нетрадиционные приемы при её организации развивают сферу чувств, будит соучастие, сострадание, формирует нравственные представления, развивает различные способности детей.
Воспитательное значение сказки огромно, и поэтому особенно в дошкольном, сенситивным для формирования различных свойств и качеств личности , важно использовать её как сильное, и в тоже время не навязчивое педагогическое средство. Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста.
Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается такое нравственное качество как - честность. Честность - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека. С этим качеством я предлагаю придумать проблемные ситуации по сказкам «Заюшкина избушка» и «Лисичка со скалочкой»
Для примера предложить посмотреть слайд с проблемными ситуациями по сказке «Маша и Медведь»
«Маша и медведь» (проблемные ситуации).
1. Что могла придумать Маша, чтобы не обманывать Медведя?
2. Как она могла ему рассказать о том, что хочет попасть домой, если бы была честная?
3. Как закончилась бы сказка, если Маша была честной?
«Заюшкина избушка»
1. Что могла придумать Лиса, чтобы Заяц пустил её погреться, если бы была честная?
2. Смогли бы стать друзьями Заяц и Лиса, если б Лиса попросилась погреться в избушку честно?
«Лисичка со скалочкой»
1. Как жила б Лиса, если была бы честной?
2. Если Лиса честно попросилась бы в избу переночевать и покушать, пустили б хозяева её или нет?
3. Если бы хозяин-мужик поступил честно по отношению к Лисе, (не положил в мешок собаку), продолжала б Лиса всех обманывать или нет?