Мастер – класс «Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Документы для скачивания
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело. Важно научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, столкнулась с тем, что в речи детей существуют следующие проблемы:
- односложная, состоящая из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространѐнное предложение;
- недостаточный словарный запас;
- употребление нелитературных слов и выражений;
- отсутствие логического обоснования своих суждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи; плохая дикция.
В связи с этим, поставила перед собой задачу: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли и впечатления.
Чтобы повысить уровень развития речи детей, я использую систему методов и приёмов: художественное слово, образец рассказа воспитателя, вопросы к детям о произведениях поэзии, прозы; речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей. Сегодня дети перегружены информацией, поэтому необходимо, чтобы процесс обучения для них был интересным, занимательным, развивающим. Этим критериям, считаю, наиболее соответствует мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, дающая: возможность накапливать огромное количество информации, колоссальную экономию времени при запоминании, возможность быстрого обучения, мощное развитие мышления и внимания, эффективную гимнастику для мозга. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе и используются для: развития связной речи у детей, обогащения словарного запаса, обучения составлению рассказов, пересказа художественной литературы, отгадывания и загадывания загадок, заучивания стихов и скороговорок, увеличения объёма памяти путём образования дополнительных ассоциаций, развития мелкой моторики рук.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
1 этап. Цель: научить ребенка читать модель.
Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. В игру вводятся изображения:
слов-предметов
Слов-действий
Символов-предлогов.
Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов - мнемодорожки следовательно, составляют предложения, сочиняют сказки, рассказы.
Пример:
От мнемодорожек переходим к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, явлений природы путём выделения главных смысловых звеньев сюжета. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.
2 этап. Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.
Когда дети приобретают опыт чтения готовых таблиц, мы переходим к составлению своих собственных. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие.
3 этап. Цель: научить самостоятельному кодированию полученной ин-формации.
Мнемотаблица помогает детям выделить в предметах или явлениях существенные признаки. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Рисунки и их количество в схеме могут изменяться в зависимости от содержания текста и необходимости для ребёнка.
Опыт работы по пословицам.
4 этап. Цель: применение навыков кодирования в разных видах деятельности.
Моделирование включается в основную часть познавательных занятий, как средство активизации всех детей и в заключительную, как средство воспроизведения полученных знаний. В совместной деятельности дети загадывают друг другу загадки, рассказывают истории, выполненные совместно с родителями, с опорой на модель. Не стоит забывать, что мнемотехника – навык. Это систематическая работа.
Пришла к выводу, что применение мнемотаблиц в работе позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить еѐ в соответствии с поставленными учебными задачами и одновременно решать задачи, направленные на подготовку детей к обучению в школе.
Сегодня хочу вам предложить зашифровать сказку «Красная шапочка», для обучения детей предсказыванию художественного произведения с опорой на таблицу.
Для этого вам нужно разделиться на 2 команды.
1 команда будет составлять таблицу начало сказки, 2 команда будет составлять таблицу конца сказки.