Семь врагов быстрого чтения. от 09.10.24
Семь врагов быстрого чтения
- Неправильные движения глаз
Может показаться, что во время чтения взгляд плавно скользит по строчке, но это не так. На самом деле взгляд перемещается небольшими «прыжками» от одного участка слова или предложения к другому. Во время остановки перед следующим прыжком и происходит чтение, пока мы переводим взгляд, воспринимать информацию мы не можем. Взрослые люди, читая на русском языке, равномерно «перепрыгивают» от слова к слову, слева направо. Фиксация в одной точке обычно длится не больше четверти секунды. У детей могут быть проблемы с правильным движением глаз при чтении, что замедляет скорость чтения. Попросите ребёнка проследить глазами за карандашом, который вы будете вести слева направо примерно в 30 сантиметрах от его лица. Если ему тяжело следить за карандашом и его глаза двигаются с заметными рывками, то над правильными движениями глаз при чтении надо поработать.
- Проговаривание слов
Артикуляция — враг быстрого чтения, но только у подростков! Младшие школьники, как раз должны уметь выговаривать слова правильно, не проглатывая буквы и окончания, и обязательно озвучивать читаемое «про себя». Большая ошибка — отучать ребёнка 6-9 лет от артикуляции во время чтения. Это грозит:
- орфографическими ошибками;
- неправильным чтением слов;
- неправильной расстановкой ударений.
- Возвращение взгляда в исходную точку
Вам это покажется удивительным, но, читая про себя, мы несколько раз перечитываем одно и то же, не замечая этого. Некоторые дети могут неосознанно прочесть строку 5-6 раз, прежде чем осмысляют текст. Попробуйте замерить скорость чтения свою и ребёнка, читая просто так и ведя пальцем под строкой. Результаты вас удивят.
- Узкое поле зрения
Герои шпионских боевиков частенько замечают какую-нибудь смутную тень боковым зрением и спасаются от угрозы. Однако в мирной жизни боковое или периферическое зрение тоже играет немаловажную роль. К примеру, оно позволяет читать быстрее! Медленно читающие дети видят одновременно от трёх до шести букв, представьте, как возрастает скорость чтения, если одномоментно ребёнок может воспринять 8-20 символов.
- Неумение концентрироваться
Проблемы с концентрацией внимания нередко встречаются и у взрослых. Детям сложно долго удерживать фокус даже на интересных предметах и занятиях. Если ребёнок не любит читать, то и десять минут сосредоточенного чтения — уже победа, но если юный ученик постоянно отвлекается и никак не может сосредоточиться, то оставьте его в покое. Лучше вернуться к упражнениям позже, чем довести ребёнка до слёз и вызвать у него ненависть к чтению. Как развить умение концентрироваться у ребёнка читайте в этой статье.
- Скудный словарный запас
Как-то нам написала мама второклассника, потратившая два дня на заучивание стихотворения с ребёнком. Само стихотворение короткое, всего восемь строчек.
«Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы».
Красным в стихотворении выделены слова, значения которых ребёнок не знал. На их объяснение и заучивание ушла львиная доля времени. Любое непонятное слово — кочка на пути познавательного процесса, если таких слов больше 10 %, теряется не только скорость чтения, но и процент понимания.
- Плохое понимание прочитанного
О том, как правильно читать, чтобы эффективно усваивать прочитанное, написаны десятки книг, но детям 6-9 лет нужно просто уметь понимать прочитанный текст. Казалось бы, какая тут связь со скоростью чтения? Прямая. Чем быстрее ребёнок поймёт, что чтение это не нудное, нелюбимое занятие, а способ получать знания и развлекаться, тем с большей охотой он будет отдавать свободное время книгам. А там уже и расширение словарного запаса, и улучшение оценок не за горами.