методический материал
Документы для скачивания
Муниципальное автономное дошкольное образование Центр развития ребенка детский сад «Сказка» Доклад на тему: «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в рамках проектной деятельности» Подготовила: Воспитатель Вышей квалификационной категории Зубарева О. М. Р. п. Красные Баки 2024 г Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в рамках проектной деятельности О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Таким образом, нравственно- патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Базой патриотического воспитания является формирования нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско- патриотических чувств. Таким образом, в педагогическом аспекте под «патриотическим воспитанием» мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой. В своей работе с дошкольниками особое внимание уделяю нравственно- патриотическому воспитанию, так как дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно- патриотическом воспитании, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность. В ведение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно- ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный инт ерес в различных направлениях, формирует навыки сотрудничества. На этой основе выбрали тему «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольн иков в рамках проект ной деятельности ». Цель: Создание системы работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Для достижения данной цели поставила следующие задачи: 1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме. 2. Создать предметно- развивающую среду в группе( создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр нравственно- патриотическому воспитанию) . 3. Разработать и реализовать модель патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. 4. Провести мониторинг с целью определения уровня нравственно- патриотического воспитания дошкольников. 5. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в нравственно- патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Свою систему работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу « От простого к сложному». В последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Научить ребёнка всегда любить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот праздник постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню. К сожалению, мало кто знает историю праздника – 23 февраля, в связи, с чем он был установлен. Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей. В группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности: - оборудовали центр «Моя Родина- Россия»; - подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Собери флаг », «Подбери наряд для куклы» и др. ; - оформили папки для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрешк а», «Русские народные промыслы», «Мой любимый город», «Красные Баки и его достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края». - оформили сюжетно- ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки» и др. ; - оформление выставок. - подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др. Для воспитателей подготовила консультации «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Растим патриотов», «Особенности патриотического воспитания на современном этапе», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», Для родителей разработала памятку для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников. Заключение Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Использование проектного метода в системе нравственно- патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта: - педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем; - родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственн о- патриотического воспитания детей; - дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями. Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно- патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме. Планирую разработать программу по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников; пополнять предметно- развивающую среду в группе. Все наши проекты в нашем детском саду не хранятся в архиве, а передаются в другие группы для работы по данному методу и направлению, где педагог усложняют, дополняют и вносят в него новизну.
Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через реализацию проектной деятельности. ( Из опыта работы) Автор: Зубарева О. М. Организация: МАДОУ ЦРР дс «Сказка» Населенный пункт: Нижегородская область, р. п. Красные Баки Детство- важнейший период человеческой жизни. От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит каким человеком станет сегодняшний малыш. В. А. Сухомлинский Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Стало очевидным, что большинство современных молодых людей не имеют четких ориентиров в жизни, почти не задумываются о нравственных и моральных принципах, не уважают историю своей Родины и мало заботятся о ее настоящем. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку, городу и родной стране. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. Ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях- первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Проанализировав рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно- патриотическому воспитанию, изучив разнообразные методы работы, пришла к выводу, что одним из наиболее эффективных методов является проектная деятельность, которая позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды деятельности детей способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Проектная деятельность развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. На этой основе мной была выбрана тема «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность». Целью работы стало создание системы работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме. Создать предметно- развивающую среду в группе( создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр по Нравственно- п атриотическому воспитанию) . Провести мониторинг с целью определения уровня нравственно- патриотического воспитания дошкольников. Разработать и реализовать проекты по нравственно- патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в нравственно- патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Новизна опыта заключается в использовании метода проектов по воспитанию нравственно- патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. Проектный метод позволяет решить следующие задачи в развитии детей старшего дошкольного возраста: Развивать познавательные способности детей; развивать творческое воображение; мышление; развивать коммуникативные навыки; формировать предпосылки поисковой деятельности; развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формировать умения применять данные методы с использованием различных вариантов; развивать умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности. Для того, чтобы разработать темы проектов и поставить задачи, провела диагностику. Для диагностики использовала технологию М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой «Мониторинг нравственно – патриотического воспитания в детском саду и в начальной школе». Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы. Работая по данной теме, я составила перспективный план с учётом возрастных особенностей детей. Работа состоит из нескольких тематических блоков: «Моя семья», « Красные Баки – мой родной поселок », «Москва – столица России», « Родная страна», «Наша Армия». Каждый блок имеет несколько проектов: В тематический блок «Моя семья» включены следующие проекты: «Моя семья любимая», «Традиции семьи». В блок « Красные Баки – мой родной поселок » входят такие проекты как «С чего начинается родина», « Улицы нашего поселка», «Государственная символика города». Блок «Родная страна»: проекты «Страна моя- Россия», «Москва – столица России». Блок «наша Армия»: проекты «Кто защищает Родину», «Будем Родине служить», «День победы». Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей, так с детьми старшей группы проекты носят краткоср очный характер. В проектно- исследовательской деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Проектная деятельность позволяет давать ребятам не только готовые знания, но и учит ориентироваться в потоке полученной информации. В проектах использовала различные виды деятельности. Это и проведение НОД, бесед, рассматривание альбомов, работу в книжном уголке, использование средств мультимедиа, создание семейных альбомов, сюжетно – ролевые игры, экскурсии, разучивание стихов о родине, дидактические игры, чтение художественной литературы. Различные методы и приемы позволяют сделать процесс обучения более интересным и насыщенным. Разработанные тематические блоки позволяют в системе давать важные знания и воспитывать нравственно- волевые качества, патриотизм детей. Свою работу начала с тематического блока «Моя семья». Эта тема наиболее близка ребенку. Беседуя и рассматривая альбомы с детьми, давала понятие о семье, воспитывала уважительное отношение к членам семьи, дети учились называть близких по имени и отчеству. Эта тема всегда находит отклик в душе ребенка. Работа по воспитанию любви к родному городу, краю, стране также началась с бесед, с проведения НОД. Продемонстрировала детям альб ом с фотографиями родного поселка, столицы страны, где дети узнали знакомые здания. Были проведены экскурсии к памятнику погибшим воинам. Интересна была детям прогулка по улице, где расположен детский сад, дала ребятам знания, что у каждой улицы есть свое название, а у каждого дома- свой номер. В этом блоке знакомились с расположением Республики на карте, с животным и ра стительным миром Республики. Составляли с родителями мини – проекты о городе. В течение года рассматривали иллюстрации с изображением природы родной страны в разные времена года, старалась развивать у детей интерес к окружающему миру, формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, бережного отношения к ней; познакомила детей с жилищем коми человека, рассказала о его устройстве. Посетили мини муз ей в поселке и в детском саду «Русская изба»- это способствует развитию познавательного интереса у дошкольников и формированию у них представлений о жизни предков. Правильно организованная развивающая среда- мощный стимул воспитания любви к родному краю. Поэтому в группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности: - оборудовали центр «Моя Родина»; - подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Сложи орнамент» и др. - оформили альбомы для рассматривания: «Моя се мья», «Народные промыслы», «Русская изба», «Мой поселок Красные Баки », «Государственная символика России», «Государственная символика Москвы- распечатали раскраски символ ики, национального костюма, орнаментов. - оформили сюжетно- ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Моряки» и др. - подобрали литературу: Наш поселок и его достопримечательности», «Государственная символика Росси и», «Природа нашего края», «Сказки народов Поволжья », также подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др. В группе периодически обновляю и дополняю предметно- развивающую среду патриотической направленности. В течение всей работы заимодействуем с родителями, как активными участниками педагогического процесса. Совместно с родителями наших воспитанников я старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам. Наши родители принимают активное участие в жизни группы. Мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей: «Краски Осени»( поделки из листьев, цветов и ягод) ; «Мастерим вместе с мамой», «Символ года»; выставка поделок к «Пасхе». Родители наших воспитанников всегда помогают в оформлении группы к новому году. Также родители принимали участие в сборе информации «Растения, и животные, занесенные в Красную книгу» Мною для родителей были подготовлены консультации: «Как играть с ребенком дома», «Воспитание познавательных интересов и любознательности», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера», «Воспитание любви к Родине». Подготовила и провела собрание по теме: «Воспитание любви к родному поселку в детском саду и дома», разработала памятку для родителей по патриотическому воспитанию, в уголок для родителей разместила наглядную информацию: «Приобщение детей к народн ым традициям»; «Особенности сказок поволжья », конкурс- класс «Кормушка для птиц». Подготовлены консультации для воспитателей: «Растим патриотов», «Особенности патриотического воспитания на современном этапе». В результате проведенной работы дети мы увидели, что дети проявляют активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знают некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляют интерес к стране, республике, в которой живут. Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимают эмоциональное состояние других. Научились применять полученные знания в различных видах деятельности. Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно- патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Проектная деятельность позволяет коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Метод проекта дает возможность ребенку создание целостности картины мира, где все находится в нерасторжимом единстве, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, помогает повысить самостоятельную активность детей. Использование проектного метода в системе нравственно- патриотического воспитания, считаю эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта: - педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем; - родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственн о- патриотического воспитания детей; - дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями. В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме. Планирую разработать программу по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников; пополнять предметно- развивающую среду в группе. Данный педагогический опыт возможно применять в работе детских образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования. Литература: 1. Артемов В. В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно- патриотических чувств. Воронеж 2005. 2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05. 10. 2010 №795. 3. Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2011. 4. Доможакова Т. И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8. 5. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ/ Е. С. Евдокимова. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64 с. 6. Закона РФ “Об образовании” 7. Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1. 8. Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико- ориентированный проект/ авт. Сост. Н. Н. Леонова, Н. В. Неточаева. - Изд. 2- е, перераб. - Волгоград: Учитель, 2016. 104 с. 9. Смирнова О. Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. М. , 2009. 10. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду/ Л. Л. Тимофеева. - СПб. : ООО «Издательство «Детство- пресс», 2011. - 80 с. 11. Штанько И. В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
- Мастер-класс для педагогов «Современные нетрадиционные техники рисования».
- Памятки по художественно-эстетическому развитию (рисование)
- Консультация "Роль семейных традиций в воспитании детей дошкольного возраста"
- Методические рекомендации для родителей по организации домашних занятий изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста
- Круглый стол для родителей "Здоровье ребёнка в ваших руках!"