a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей «Как помочь родителям «трудных» детей»

Опубликовано: 2015-02-12 09:41:43

Документы для скачивания

Консультация для родителей «Как помочь родителям «трудных» детей» Кузанкина Г. В. - воспитатель МБДОУ « Зубово- Полянский детский сад №3 «Ручеек» комбинированного вида» Уважаемые родители! В последнее время в практике детского сада широко бытует понятие: «трудный ребенок». В каждой группе есть дети, которые с трудом поддаются воспитательному процессу, чрезмерно возбудимы, агрессивны или, наоборот, очень робки. Хочется отметить, дошкольники с проблемами в эмоциональном развитии невнимательны на занятиях, плохо воспринимают программный материал, у них часто возникают трудности в социальной адаптации- неумение общаться со взрослыми и сверстниками, высокая конфликтность. К сожалению, взрослые зачастую не могут понять причин такого поведения ребёнка, пытаются ругать, наказывать, тем самым ещё больше усугубляя его неуравновешенное состояние. Чтобы помочь родителям найти правильный подход к таким детям, прежде всего надо знать основные причины эмоционального" неблагополучия" . Во- первых, неблагоприятная обстановка дома. Ведь своё отношение к" домашним проблемам" ребёнок обязательно отражает в рассказах о семье, в рисунках, играх. Например, Ваня, придя в детский сад после выходных дней, всегда говорит о том, что дома ему было скучно. Родители занимались своими делами, погулять или поиграть с ребенком им было некогда, и он весь день рисовал. В группе же Ваня- лидер, всегда предлагает темы совместных игр, участву ет в распределении ролей. Леш а- очень переживает из- за конфликтов между мамой и папой. Мальчик добрый, но неуверенный в себе, робк ий, стеснительный, часто плачет, кричит, и когда воспитатели приобняв мальчика, ласково спрашивают: " Что случилось у тебя, Леша? " , мальчик тихонько рассказывает о том, как ему было страшно, когда папа на маму кричал, и как ему было маму жалко. Можно сказать так: " Не переживай, мама с папой взрослые, они сами разберутся. Всё будет хорошо. " Во- вторых, у детей с эмоциональными нарушениями практически всегда деформирована самооценка( занижена, завышена или противоречи ва и неустойчива) . Например, Леша на вопрос о том, какой он мальчик, отвечает: " Я не знаю, потому что иногда хорошо себя веду, иногда плохо. Вооб ще- то, мама думает, что я плохой. В- третьих, для" трудных" детей характерен повышенный уровень тревожности( реже- пониженный) . Такие дети робки, беспокойны, не уверенны в себе. Они всегда сомневается в себе и в своих силах. Никогд а не участвую т в главных ролях. О н и вообще опасаются того, что их не примут в игру. Всегда думаю т, что не получится рисунок, аппликация. И даже если результат налицо, обычно он и недовольны им. Встречаются и такие дети, которые подвержены разнообразным страхам. Часто испытывают чувство тревоги за себя, своих близких. В течение дня несколько раз подходят с вопросами: " А за мной мама придёт? А я буду играть с ребятами на улице? " . Для выявления эмоциональных нарушений у дошкольников существуют специальные методы. Детский рисунок на тему" Моя семья" Для определения характера внутрисемейных взаимоотношений д етям предлагаются чистые листы бумаги и цветные карандаши. Д аёт ся следующая инструкц ия: " Нарисуйте цветными карандашами свою семью, кто как может" . Наблюдая за действиями детей, отмечаю т, сразу, или несколько помедлив, начал работать ребёнок и в какой последовательности он рисует членов семьи. После выполнения задания проводится краткая беседа с ребёнком: кого он изобразил; что делают эти люди на рисунке; кого из членов семьи он не нарисовал, и по каким причинам. При этом фиксируются все проявления детей в процессе рисования( спонтанные высказывания, паузы, разновидности штриховки во время изображения различных объектов) . Далее анализируются рисунки детей по следующим параметрам: 1. Цветовая характеристика( всего рисунка и каждого персонажа в отдельности) . Преобладание ярких светлых тонов говорит о позитивном восприятии данного члена семьи; тёмных, мрачных тонов- о негативном. 2. Пространственное расположение персонажей( показатель эмоциональной близости) . То есть, как размещены члены семьи относительно друг друга: рядом, взявшись за руки, образуют пары или тройки; рядом, но не вместе, есть ли промежутки; отдалены ли барьерами или неодушевлёнными предметами. 3. Состав изображённой семьи( соответствует реальному составу; уменьшение за счёт исключения каких- либо членов семьи; увеличение за счёт" введения" в семью друзей, воспитателя, животных) . Отсутствие какого- либо члена семьи выражает стремление" избавиться" от него в эмоциональном плане, введение дополнительных членов семьи также свидетельствует о недостаточной удовлетворённости ребёнка общением с окружающими его дома людьми. 4. Величина изображённых персонажей: кто доминирует( возвышается) , кто" занижен" ( неправдоподобно мал) . Если ребёнок рисует себя большим, то возможно, предположить, что он преувеличивает свою значимость в семье, если же рисует себя слишком маленьким, то это говорит о его неуверенности в себе. Анализируя работы детей надо следовать таким принципам: •Во- первых, следует помнить, что результат изображения детьми может зависеть от разных причин: их настроения, самочувствия, взаимоотношения с родителями на данный период времени, даже от изобразительных навыков ребёнка. •Во- вторых, желательно провести рисование на тему" Моя семья" повторно и сделать сравнительный анализ рисунков. •В- третьих, результатом этой методики являются не научные факты, подтверждённые цифрами, а лишь предположения, зависящие в известной мере от того, кто интерпретирует рисунок. Д аже если очевидно явное эмоциональное неблагополучи е ребёнка, выраженное в рисунке, его можно дополнить другими методами исследования э моционального состояния ребёнка. " Лесенка" или" Самооценочная шкала" . Шкала представляет собой" лесенку" , состоящую из шести ступенек, окрашенных в различные цвета: от тёмных внизу, " где живут плохие дети" , до ярких, радостных наверху, " где живут самые хорошие дети" . Проведение такой методики не представляет особого труда и может осуществляться воспитателем в свободное время индивидуально с каждым ребёнком. Даётся следующая инструкция: " Посмотри внимательно на эту лесенку. На самой нижней ступеньке живут очень плохие дети, на второй- чуть получше, но тоже плохие. На третьей- неплохие дети, на четвёртой- хорошие, на пятой- очень хорошие. На шестой- самые лучшие, самые умные и самые добрые дети. На какой ступеньке живёшь ты? На какую ступеньку тебя поставил бы воспитатель? Лучший друг? Объясни свои действия" Ответы детей могут быть самые разные. У кого заниженная самооценка скажут, что живут на первой ступеньке, так как привыкли, что окружающие их постоянно ругают, называют плохими. Или им кажется из- за неуверенности в себе, что у них всё плохо. Но могут и сказать, что живут на самой верхней ступеньке, им хочется исправиться, таким детям надо помочь стать лучше. Дети самоуверенные в себе, с завышенной самооценкой, как правило, говорят, что живут в верхней ступеньке. Воспитателю рекомендуется попросить ребёнка объяснить свою точку зрения, чем ребёнок обоснует свою позицию на" лесенке" , тем самым" спуская его с небес на землю" . Ответы детей записываются, обсчитываются( в виде условных единиц) по шестибальной шкале. По лученные результаты, позволяют сделать вывод об эмоциональном состоянии ребёнка. То, что вы увидите, практически не связано с изобразительными навыками( методика рисунка" Моя семья" ) . Кроме того, Вы прекрасно знаете другие работы своих детей- они неоднократно выставлялись для просмотра в группе. Связано это, в первую очередь с эмоциональным дискомфортом ребёнка в семье, ведь, как считают специалисты, рисунок является проекцией его душевного состояния. Дети всегда понимают, любят ли их родители и значимы ли они для них, и в соответствии с этим формируют своё отношение к ним, проявляя его в высказываниях и поступках. Специалисты выделяют наиболее оптимальные условия для коррекции эмоциональных нарушений у дошкольников. Итак, уважаемые родители, можно сделать выводы: п сихологами доказано, что любовь, забота, ласка- это основные жизненные потребности ребёнка. Никогда и не при каких условиях у него не должно возникать сомнений в расположении родителей, в своей психологической защищённости. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными способами: ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами: " Я очень скучала по тебе, пока была на работе" , " Я очень люблю играть с тобой" и т. д. Обнимайте ребёнка несколько раз в день, говорят, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день не только ребёнку, но и взрослому. Удовлетворение потребности в любви и приятии- необходимое условие нормального психического развития детей. Если они не получают знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения. Дошкольный возраст- самое подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные взаимоотношения в семье.

Оставить комментарий: