a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер-класс для родителей « Песочная терапия в развитии эмоциональной сферы ребенка »

Автор: Пухова Ирина Александровна Опубликовано: 2024-10-07 15:57:21

Документы для скачивания

Цель: Расширение знаний родителей в использовании элементах песочной терапии для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Задачи:

-Познакомить родителей с методами расслабления

-создать интерес к играм и упражнениям с песком

-развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук

-познакомить со способами развития речевой активности у детей.

Оборудование:

Песочница, 3 разные вида песка, фигурки.

Ход:

Здравствуйте уважаемые родители, хочу начать своё выступление с цитаты русского педагога Ушинского Константина Дмитриевича «Самая лучшая игрушка для детей -это кучка песка».

Изучая много методик на развитие эмоциональной и познавательной сферы, я остановилась на песке т. к. песок способствует снятию эмоционального напряжения, развивает тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, способствует развитию речи, через игру с песком дети лучше усваивают информацию.

Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.

А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

А бывает, что ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.

Это и есть песочная терапия – одно из направлений арттерапии. Другими словами – лечение песком.

В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Образы, созданные на песке, являются отражением бессознательного ребенка. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу переживания, внутренние проблемы, конфликты ребенка. Это помогает педагогам и родителям понять внутренний мир ребенка.

Играя с песком, дети чрезвычайно раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Хорошо развивается мелкая моторика рук, движения пальчиками становятся более ловкими и дифференцированнными.

Играя с песком, ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

 В своей работе я использую три вида песка, вот один из них Первый песок- цветной (стол с подсветкой, (звучит спокойная музыка, пожеланию выходят родители).

Кто хочет немного расслабиться и погрузится в состояние спокойствия, прошу вас, выходите. Я применяю упражнение, которое способствует развитию двух полушарий - (даю задание родителю). Наберите песок двумя руками, так чтобы он сыпался из кулаков, теперь нарисуйте два одинаковых круга, два одинаковых цветка. Можно рисовать пальцами, например дом, дерево. Солнце, и т. д. Когда ребёнок начинает рисовать на песке у него начинает работать не только мелкая моторика, ещё включается воображение, можно рисовать кисточкой. Подсветку стола (можно выбрать любую) я выбираю в зависимости от характера или настроения ребёнка.

Второй песок( манную крупу) я использую в младших группах, так как она безопасна, , даже если ребенок попытается взять ее в рот, она не принесет большого вреда организму. его называют живой песок. Мы его с детьми закапываем различные фигурки в него, потом их ищем, оставляем следы зверей, следы делаем пальцами, здесь у нас работает мелкая моторика, эмоциональный фон ребёнка работает на позитивный настрой. Играя в песок у детей появляются  положительные эмоции.

Третий песок, который я применяю в работе - называется радужный. Из него можно лепить, как из пластилина он не пачкает руки, способствует развитию мелкой моторики, воображению, при лепке вырабатывается усидчивость, идёт, концентрация внимания.

Песок я применяю в работе с замкнутыми (мы лепим свои страхи, тревожными (рисуем то что нас тревожит, агрессивными (лепим свою злость, затем её расщепляем на мелкие кусочки) гиперактивными (мы успокаиваемся во время игры)детьми.

 Практическая часть. А сейчас я предлагаю вам выполнить несколько заданий. (взрослые манипулируют с песком)

При игре с песком (солью, крупами) можно выполнять такие упражнения:

-поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

- пройтись ладошками по проложенным трассам, оставляя на них следы;

- создать отпечатками ладоней, кулачков, ребрами ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка (соли, попытаться найти сходство узоров с предметами окружающего мира;

- пройтись по поверхности песка каждым пальцем обеими руками;

- можно группировать пальцы по два, три, четыре, пять;

- поиграть пальчиками по поверхности песка соли, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мелкие движения вверх-вниз.

Перечень игр:

«Художник» взрослый начинает какой - либо рисунок, ребенок дорисовывает. Взрослый должен придумать что – нибудь другое и так продолжается до тех пор, пока кто – нибудь из играющих уже сможет изменить рисунок по-своему.

«Одновременно» предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите «намотать» два клубка ниток – один правой, а другой левой рукой». Движения рук должны быть синхронными, с той разницей, что левая рука рисует круги против часовой стрелки, а правая – по часовой стрелке. Затем нарисовать 2 круга,2 квадрата,2 треугольника.

«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы.» нарисуйте на песке две параллельные линии. Скажите ребенку, что это рельсы и попросите помочь нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка на которой не хватает ступенек, пусть ребенок ее отремонтирует.

«Вылечи букву» напишите часть любой буквы, но так, чтобы буква была узнаваема. Попросите ребенка вылечить «больную» букву, дорисовав недостающий элемент.

 «Песчаные замки» нарисуйте вместе с ребенком на картоне простейшее изображение замка. Затем попросите вырезать эту картинку. Покройте весь замок слоем клея. Положите клеевой стороной на соль, поднимите и дайте просохнуть. Песчаный замок готов.

«Буква из камушков» по заранее выдавленным в песке бороздкам, камушками выкладывается крупная буква. От одной буквы можно перейти к выкладыванию коротких слов.

В заключении хочу сказать, чтоб вы уделяли больше внимания своим детям. А внимание ребёнка требует большого энергетического потенциала.

Таким образом, упражнения с песком помогают получить  детям новые знания об окружающем мире, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение, развивают навыки общения. На таких занятиях проявляется творческая активность ребёнка и развивается эмоциональная сфера .

   Игры с песком.

 «Художник».Взрослый начинает какой - либо рисунок, ребенок дорисовывает. Взрослый должен придумать что – нибудь другое и так продолжается до тех пор, пока кто – нибудь из играющих уже сможет изменить рисунок по-своему.

«Одновременно». Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите «намотать» два клубка ниток – один правой, а другой левой рукой». Движения рук должны быть синхронными, с той разницей, что левая рука рисует круги против часовой стрелки, а правая – по часовой стрелке. Затем нарисовать 2 круга,2 квадрата,2 треугольника.

«Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы». Нарисуйте на песке две параллельные линии. Скажите ребенку, что это рельсы и попросите помочь нарисовать для них шпалы. В другой раз, показав две линии, объясните, что это лесенка на которой не хватает ступенек, пусть ребенок ее отремонтирует.

«Вылечи букву» Напишите часть любой буквы, но так, чтобы буква была узнаваема. Попросите ребенка вылечить «больную» букву, дорисовав недостающий элемент.

 «Песчаные замки». Нарисуйте вместе с ребенком на картоне простейшее изображение замка. Затем попросите вырезать эту картинку. Покройте весь замок слоем клея. Положите клеевой стороной на соль, поднимите и дайте просохнуть. Песчаный замок готов.

«Буква из камушков». По заранее выдавленным в песке бороздкам, камушками выкладывается крупная буква. От одной буквы можно перейти к выкладыванию коротких слов.

 

 

 

 

Оставить комментарий: