a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Готовность детей к школьному обучению

Автор: Исаева Людмила Алексеевна Опубликовано: 2024-10-09 21:19:28

Документы для скачивания

00 Готовность детей к школьному обучению «Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляется лавиной впечатлений»  В. А. Сухомлинский Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности.            Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии. Психологическая готовность   Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама п о себе, а образуется постепенно: в играх; в труде; в общении со взрослыми и сверстниками; в непосредственно образовательной деятельности.   Составляющие психологической готовности Мотивационная готовность- желание идти в школу, вы званное адекватными причинами( учебными мотивами) . Эмоционально – волевая готовность у меет контролировать эмоции и поведение. Интеллектуальная готовность и меет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности. Личностно – социальная готовность- г отов к общению и взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками  Рекомендации для родителей 1.  Спросите своего ребенка, хочет ли он в школу? Если он готов туда пойти потому, что там много детей и весело, то ему может не понравится учиться.     Иногда для решения этой проблемы достаточно дать понять ребенку, что учеба в школе- это обязанность каждого современного человека, и от соблюдения этих обязанностей будет зависеть отношение к нему окружающих. Но не принуждайте малыша заранее любить то, что он еще не познал. 2.   Поддерживайте стремление ребенка ходить в школу.   3.  Рассказывайте о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читайте вместе с ребенком книги о школе, рассказывайте о школьных порядках. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также занятия в кружках и секциях. Интеллектуальная готовность Интеллектуальная готовность — это наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи. Умение думать, анализировать, делать выводы. Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что- то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе. Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.  А вот умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить. Внимание  детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью,  переключаемостью. Память  также должна быть произвольной. Ребенок в этом возрасте запоминает 6- 8 слов или картинок. Уровень развитости словесно- логического мышления  должен позволять ребенку обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно- следственные зависимости, делать выводы. Как развивать: Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно- следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.   Рекомендации для родителей —  Загадывайте ребенку загадки. —  Прочитав ребенку книгу, попросите его придумать продолжение. Если ребенку трудно это сделать, задайте ему наводящие вопросы. —  Спрашивайте ребенка о том, что он делал сегодня, что нового узнал, чему научился. —  Разучивайте с ребенком стихи и песенки. —  Не подавляйте исследовательский интерес, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно- следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром. Эмоционально- волевая готовность Важнейшими показателями волевой готовности являются: Умение поставить цель, принять решение, наметить план действия и исполнить его; проявить определённое усилие в случае преодоления препятствия; способность оценить результат своего действия; умение управлять своими движениями, вниманием; умение преднамеренно заучивать стихотворение;   способность подчинить своё желание необходимости сделать что- либо; способность управлять своими эмоциями и поведением; умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем. Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Адекватная самооценка и положительный образ себя. Умение сосредоточиться, управление эмоциями. Сформировать эти качества можно только через игру! ! ! Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т. д. Важно приучать ребенка к режиму дня и смене деятельности. Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!   Все то, что вы говорите в семье о школе, о ее роли в жизни ребенка, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание. Читайте художественную литературу, смотрите фильмы о школе, телепередачи о школьной жизни; покажите фотографии, грамоты, связанных с вашими школьными годами, играйте в школу. И важно то, что ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение. Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению, а вы выполняете все его желания и капризы, то прогноз обучения будет неутешительным. Попав в коллектив класса, такой ребенок столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной значит, далеко не всегда положительной оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель будет относиться к нему как ко всем, а не с особым вниманием и любовью( как его родители) , воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения. Завышенная самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что" школа плохая" , " учитель злой" и т. д.   Поэтому постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат.   В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности – целенаправленного управления своим вниманием, речью, эмоциями. Р ебенок может долго возиться с игрой либо легко запоминать стихотворение, но только если его эмоционально зацепило эта деятельность, то есть делает он это непроизвольно.   Поощряйте усидчивость, когда ребенок ее проявляет, говорите о необходимости контроля над собой. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение, давая детям разные, вначале несложные задания. При этом обязательно просить детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они всё услышали и правильно поняли. Саморегуляция  – основа готовности к школе! Если у ребёнка не сформировано положительное эмоциональное отношение к школе, то он активно сопротивляется учёбе. Во- первых, ребёнок не хочет справляться со школьными трудностями, так как родители не приучили его ограничивать свои желания и потребности. Во- вторых, активное нежелание учиться встречается у тех детей, которых дома напугали школой: «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут! » В- третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. В этом случае, встреча с действительностью может вызвать сильнейшее разочарование, и у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе. Рекомендации для родителей — Поощряйте у ребенка умение управлять собой.   — Приучайте ребенка к выполнению не сложных инструкций.   — Учите ребенка планировать. — Установите четкие и жесткие требования к ребенку, но не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание. Формированию этих качеств поможет игра! ! ! Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства. Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня. Социальная готовность Важнейшими показателями социальной готовности являются: Умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые; Умение считаться с другими, подчиняться и уступать им при необходимости; Навык сотрудничества; Способность самому решить свои простейшие     проблемы, обслужить себя; Умеет ли ребенок общаться с детьми. Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята. Чувствует ли принятые в обществе нормы общения. Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение. Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Как развить: Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.   Рекомендации для родителей Умеет ли ребенок общаться с детьми? — Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его   позовут другие ребята. — Чувствует ли принятые в обществе нормы общения, — Готов ли учитывать интересы других детей или   коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое       мнение. — Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями. Рекомендации для родителей — Поощряйте у ребенка   проявление активности в общении, любознательности, живого интереса ко всему окружающему.                                                                              — У ребёнка к моме нту поступления в школу должен  быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими. Мотивационная готовность Мотивационная готовность включает в себя: п ознавательны й интерес, желание узнавать что- то новое. Как развить:  Формируйте положительное отношение: - к школе, - учителю,  - учебной деятельности,  - к самому себе. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые р азвивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а так же самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях.   Психологически не готовый к школе ребенок Проявляет мало инициативы Не может включиться в общий режим работы класса Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. Работоспособность ребенка во время занятий Характер работоспособности зависит от многих составляющих. В первую очередь, это конечно, состояние здоровья ребенка, особенности его психофизического развития, мотивации, произвольности и т. п. Определить особенности работоспособности ребенка можно путем наблюдения за ним в процессе занятия. Как работает ребенок – целеустремленно на протяжении всего занятия, быстро и часто отвлекается, рассеянный, чрезмерно возбужден, быстро утомляется, занимается посторонним делом. Вы можете самостоятельно определить возможности ребенка, наблюдая за его деятельностью или игрой.   Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что- то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.   4 главных умения будущего первоклассника 1.  Самый главный показатель готовности к школе – умение ребенка принять инструкцию, услышать и понять, что от него хотят. А инструкция – это любое задание, любая просьба к ребенку. Если вы попросили ребенка что- то сделать, но он не слышит просьбу или слышит только ее часть, значит, он пока не умеет воспринимать инструкцию. 2.   Второй показатель:  умеет ли ребенок элементарно спланировать свою работу. Попросите его сложить мозаику по рисунку и посмотрите внимательно, как он это сделает: просто так будет брать фигурки или положит перед собой рисунок, отберет нужные цвета, нужные фигурки? Какое- то элементарное планирование есть? Если нет, то учиться ему будет очень трудно. 3.  Третий показатель – умение исправлять то, что он делает неправильно. Если ребенок сделал задание, кое- как и результат его не интересует, значит, этого компонента деятельности нет. 4.  Четвертый показатель – умение ребенка принимать помощь. Умеет ли он попросить помощь, умеет ли он сказать «я не понял», «я не знаю»? До тех пор, пока ребенок не умеет всего этого, ему будет очень сложно учиться…   Адаптация ребенка к школе —  Меняется социальная позиция ребенка: он становится учеником. —  Происходит смена ведущей деятельности. —  Меняется его социальное окружение. Успешность зависит от позиции среди сверстников. —  Проблема сдерживания двигательной активности. —  Возникновение специфических реакций: страхи, срывы, повышенная слезливость, заторможенность. Признаки переутомления: Нарушение сна. Нарушение аппетита. Плохое самочувствие. Нарушение памяти: забывчивость, потеря вещей, рассеянность, запинки в речи. Суетливость, неточность в движениях. Капризы, излишняя подвижность и агрессивность Уставший вид. К школьному возрасту все дети приходят с разным багажом знаний, умений, навыков, привычек. Основные новообразования дошкольного детства – умение играть в ролевые, сюжетные игры и что очень важно для школы – игры с правилами. Важнейшая предпосылка готовности к школе – это исчерпанность( завершенность) предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае( если завершать этот этап в школе) нагрузка на ребенка может оказаться непомерной, что приводит к появлению невротических симптомов у ребенка( капризность, плаксивость, страхи, отказ ходить в школу) . Готовность детей к школьному обучению

Оставить комментарий: