Экопластика в детском творчестве (Филиал)
Документы для скачивания
Экопластика- вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Художественный образ рождается на основе готовой природной формы( шишки, ветки, ракушки) и сохраняются ее исходные признаки и свойства( конфигурации, цвет, фактура) . Экопластика, или создание оригинальных картин, изделий и композиций из природного материала, - одно из любимейших занятий детства. Малыши старательно прилаживают перышки к шишке – получается забавная птичка, соединяют несколько желудей пластилином – выходит гусеница, а потом играют с ними как с настоящими игрушками. Дошколята постарше с увлечением мастерят поделки и сувениры из самых разных материалов – шишек, желудей, плодов каштана, початков кукурузы, крылаток клена, ягод шиповника и просто из красивых листочков и веточек. К огда дети начинают мастерить из природных форм, они не сразу понимают, что их замыслы и желания ограничены готовой природной формой. Они привыкли лепить из глины или пластилина, когда форму меняешь или создаешь по свое му желанию, как хочешь или как мо жешь. Но любой природный материал уже облечен в заданную форму. Поначалу это может удивить или насторожить маленьких мастеров. Но через некоторое время они свыкаются с особенностями нового вида творчества и находят в этом несомненные достоинства. В конструировании из природного материала ребенок решает, в первую очередь, творческую задачу на создание художественного образа из готовых природных форм. Цвет и конфигурация листьев, шишек, желудей заданы изначально великим художником – природой; при этом они настолько естественны и гармоничны, что красивы в любых сочетаниях. На начальном этапе работы с природным материалом предлагаю детям поиграть в ассоциации. Раскладываю вместе с детьми все «богатства», собранные на прогулке или привезенные из леса, и начинаем фантазировать. Предлагаю внимательно рассмотреть каждый камешек и рассказать, что он напоминает: облако, конфету, кошку или что- то другое. Затем показываю детям один камешек в разных ракурсах и удивляемся тому, как меняется образ: вот так камешек похож на голову собаки, так – на телефон, а если перевернуть – вылитая лягушка. В таких играх дети занимаются опредмечиванием – наделяют новым художественным смыслом знакомые, но безликие предметы. Через некоторое время пробуем перейти к играм другого плана. Предоставляем детям возможность соединять камешки и раковины таким образом, чтобы получались изображения: бабочки, гусеницы, жуки, человечки и пр. При этом дети исподволь освоят один из основных способов конструирования – составление целого из частей( это базовая интеллектуальная способность и основа воображения) . Во время свободных игр на прогулке не упускайте возможность поупражнять детей в составлении узоров( орнаментов) из камешков, палочек, шишек. Сложность орнамента зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей. Для детей полутора- двух лет выкладывание нескольких камешков в ряд, независимо от их формы, размера и окраски – это уже создание самого настоящего орнамента. Для более старших детей несомненный интерес вызовет поиск комбинаций( или принципов) , по которым строится узор: чередование элементов по форме, по величине, декору. Постепенно усложняйте алгоритм. Пусть дети пробуют чередовать более двух элементов в разных сочетаниях. Из собранных и засушенных листьев можно круглый год создавать картины, сувениры, панно, закладки. Такие занятия дают прекрасный старт для развития воображения ребенка. При рассматривании листочков у каждого из нас рождаются свои ассоциации. Образы не только легко и быстро придумываются, но и создаются: дерево, ежик, мышка, рыбка. Фантазии из листьев – это фейерверк творчества! Из листочков легко и просто делать пейзажи. Очертания любого листа напоминают крону дерева: лист каштана – пальма, лист ивы – пирамидальный тополь, дубовый листок – сам могучий дуб. Если подобрать красивые листочки и просто приклеить их в ряд, получится красивый лес. С таким лесом справятся даже трехлетние малыши. Дети постарше смогут усложнить композицию: часть листочков наложат один на другой, будто деревья заслоняют друг друга; изобразят высокие деревья и низкие кусты. Аппликация из листочков хороша тем, что она развивает пространственное мышление и очень быстро научает предвосхищать результат. Процесс изготовления из природного материала поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьет мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение. Конспект НОД по аппликации в средней группе «Ковер из осенних листьев» Цель: познакомить детей с новым видом аппликации – флористикой, продолжать знакомство с осенней природой и решение проблемной ситуации «Как сохранить осенню ю красоту? » Задачи: 1. Образовательные: - у чить детей выбирать нужные листочки в соответствии с собственным замыслом, чередуя по форме( цвету или размеру) , равномерно распо лагать и наклеивать их на листе выбранной формы. 2. Развивающие: - развивать у детей умение композиционного построения рисунка ( ориентировку в форме изображения, чувство ритма и глазомер) . - р а звивать творческие способности, воображение и мышление детей. 3. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе, интерес к познанию окружающего мира; - воспитывать аккуратность при работе с сухим природным материалом. Материал: изображение дуба, клена, липы; картинки осенних листьев этих деревьев. Раздаточный материал: клей, кисточка для клея, белые листы бумаги А 4, набор засушенных листьев дуба, липы, клена( по 4- 5 листочков каждого вида дерева) . Предварительная работа: экскурсия в осенний парк, сбор осенних листьев и изготовление гербария. Ход занятия: Дети сидят за столами, перед ними лежат засушенные осенние листья, клей, кисточка для клея, листок белой бумаги. Воспитатель: Здрав ствуйте, дети! Какие перед вами красивые осенние листья лежа т! Все мы их собрали на осенней экскурсии по парку и засушили. Вспомните, как было красиво в парке, какие яркие краски были вокруг. Назовите деревья, которые вы там видели? Дети: Д уб, клен, липа, береза. Дидактическая игра «Разбери листья» В оспитатель: Давайт е сейчас вспомним, какой листок какому дереву принадлежит. Я повешу перед вами на доску изображение трех деревьев 1- дуб, 2- клен, 3- липа. А вы у себя на столах поделите листья на три кучки соответственно. Дети приступают к выполнению задания, раскладывая лис тья в соо тветствии с образцом: 1- листья дуба, 2- листья клена, 3 – листья липы. В оспитатель: Молодцы, все справились! У дуба какие листочки? Назовите их признаки. ( в олнистый край, цвет желтый, зеленый) А кленовые листья? ( неровные, острые края, цвет желтый, зеленый, красный) . Листочки у липы? ( край зубчатый, сердцевидная форма, цвет желтый) . В оспитатель: В спомните, как листочк и шуршали у вас под ногами на прогулке? А сейчас встаньте и покажите, как вы ходили по листочкам. От своих мест пройдите на ковер шаркающим шагом. Дети имитируют шуршание листьев звуком « ш- ш- ш ». Физкультминутка «Осенний листопад» М ы- листики осенние, На веточках сидели. Ветер дунул, полетели. Мы летели, мы летели. И на землю тихо сели. Ветер снова набежал. И листочки все поднял. Повертел их, покружил. И на коврик опустил. ( Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения) . В оспитатель: Молодцы, проходите на свои места. Ребята, т ак хочется запомнить эти яркие краски надолго, чтобы зимними холодными вечерами они согревали нашу группу. Что же нам с вами сделать? ( Наво дящими вопросами подвести детей к тому, чтобы они догадались составить аппликацию из листьев в виде ковра. ) Воспитатель: Попробуем сохранить яркую память об осени в аппликациях, составленных их сухих листьев. Я предлагаю каждому придумать свой узор, вспомнив какой ковер у нас был под ногами в осеннем парке. Подберите необходимые вам листья и разложите их на листе бумаги. Почему надо очень осторожно наносить клей на засушенные листочки? ( листья хрупкие) . ( Воспитатель предлагает приклеить листья, осторожно поднимая каждый листочек. ) Дети выклады вают придуманный узор на бумаге, приклеивают листья на бумагу. Итог занятия: В оспитатель: Вот какие замечательные узоры у вас в ышли! Теперь и эти яркие ковры будут нас всегда радовать, даж е когда листьев на деревьях уже нет, и они скрылись под снегом. Дети показывают свои работы друг другу, любуются ими, радуются своим достижения м.