a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

ДООП "Сказочный планшет"

Автор: Бурковская Наталья Дмитриевна Опубликовано: 2024-10-14 12:22:08

Документы для скачивания

Содержание Структура программы дополнительного образования № стр. I. Целевой раздел Пояснительная записка 3 Цель и задачи Программ 4 1. 3. Принципы и подходы к формированию Программы 4 1. 4. Планируемые результаты освоения Программы 5 1. 5. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов 6 II. Содержательный раздел 2. 1. Особенности возрастной группы 8 2. 2. Особенности организации образовательной де ятельности 9 2. 3. Планирование образовательной деятельности 12 III. Организационный раздел 3. 1. Психолого- педагогические условия реализации Программы 15 3. 2. Материально- техническое обеспечение реализации Программы 15 3. 3. Перечень литературных источников 15 I. Целевой раздел 1. 1. Пояснительная записка В сегодняшнем мире дети практически с рождения видят вокруг себя различные технические устройства, которые притягивают внимание. Современные люди живут в мире увеличения потоков информации, постоянной модернизации гаджетов. Решать задачи разной сложности помогают электронные устройства. Будущее сегодняшних детей – это информационное общество. Поэтому современный ребёнок должен быть готов к жизни в таком мире. Информационная грамотность становится сейчас необходима каждому человеку. Воспитание у детей правильного отношения к техническим устройствам в первую очередь ложится на плечи родителей, но и предъявляет качественно новые требования и к дошкольному образованию – первому звену непрерывного образования. Успешность данных перемен связана с внедрением в дошкольном учреждении информационных технологий, созданием цифровой образовательной среды. Перед образовательным учреждением стоит важная задача – как можно раньше познакомить детей с цифровыми технологиями. Необходимо отметить, что использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно- пространственной среды, в которой развивается ребенок. Использование игровых возможностей планшета в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без электронного устройства, которое является для него самым современным игровым инструментом. Вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника педагога в воспитании и развитии детей. Раннее обучение детей информационной грамотности возможно в ходе реализации программы кружка по дополнительному образованию дошкольников «Сказочный планшет». 1. 2. Цель и задачи Программы Цель: Развитие познавательной активности и предпосылок универсальных учебных действий в процессе занятий с электронным устройством – планшет. Задачи: Познакомить детей с понятием компьютерная грамотность Развивать предпосылки универсальных учебных действий( УУД) Совершенствовать личностные качества, навыки сотрудничества и работы в команде. 1. 3. Принципы и подходы к формированию Программы Программа основывается на принципах: уважения к личности ребенка; построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам обучающийся становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования( индивидуализация дошкольного образования) ; содействия и сотрудничества дошкольников и взрослых, признание ребенка полноценным участником( субъектом) образовательных отношений; 4) поддержки инициативы дошкольников в продуктивной творческой деятельности; сотрудничества ДОУ с семьей; принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития; обогащение( амплификация) детского развития; доступность изучаемого материала; систематичность, последо вательность проведения занятий; 10) проблемно- ситуативный характер заданий. 1. 4. Планируемые результаты освоения Программы В результате освоения программы кружка «Сказочный планшет» дети получат целый комплекс знаний и приобретут определенные умения: будут знать названия и функции планшета; будут знать технику безопасности и правила поведения работы с планшетом; научатся воспринимать и анализировать информацию с экрана; научатся ставить цели и выбирать систему действий для достижения и оценивания результата своей работы. У детей будут развиты предпосылки универсальных учебных действий( УУД) : удерживать внимание, слушая короткий текст; выполнять инструкцию взрослого при работе с планшетом; отвечать на вопросы; обсуждать со взрослым возникшую проблему; исправлять свои ошибки; коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрации и речевые образцы; определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте; восстанавливать цепь событий короткого текста с опорой на сюжетные рисунки, последовательность событий в которых нарушена; понимать логику и причинно- следственные связи повествования; правильно употреблять в речи простые предлоги и наречия, выражающие различные пространственные отношения; использовать в речи временные понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время. 1. 5. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов Контроль результативности выполнения программы осуществляется в форме: педагогического наблюдения; анализа выполнения творческих заданий. Механизм оценивания образовательных результатов Для отслеживания результативности образовательной деятельности по Программе проводятся: входная диагностика, текущий контроль, итоговый контроль. Входная диагностика – оценка уровня образовательных возможностей детей, проводится в начале обучения. Форма проведения: опрос. Текущий контроль – оценка уровня и качества освоения тем/ разделов программы и личностных качеств детей; осуществляется в течение всего учебного года. Текущий контроль проводится в форме визуального контроля, опроса, практической работы. При этом учитываются следующие факторы: Выполнение правил ТБ при работе с планшетом. Качество выполненных работ: а) аккуратность, б) соблюдение заданного алгоритма работы. Итоговый контроль- оценка уровня и качества освоения детьми Программы по завершению обучения, проводится в конце учебного года. Форма контроля: опрос( викторина) по всему пройденному материалу. Формы фиксации результатов: диагностическая карта оценки уровня образовательных возможностей учащихся( входная диагностика) ; диагностическая карта ур овня освоения образовательной программы( итоговый контроль) . Критерии оценки результатов: Критериями оценки усвоения разделов образовательной программы служит самостоятельность ребенка, показанная при выполнении заданий и в играх: Высокий уровень – ребенок свободно выполняет задания, ориентируется в смыслообразующих звеньях информационного потока, выстраивает из них логическую цепочку, приводящую к умозаключениям, самостоятельной интерпретации. В мобильных играх проявляет мышление, быстроту реакции. Выше среднего – ребенок старательно выполняет задания, свободно действует с « тачпанелью ». Делает умозаключения. В мобильных играх проявляет мышление, быстроту реакции. Средний уровень- ребенок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя, свободно действует с « тачпанелью ». Делает выводы, умозаключения. В мобильных играх проявляет мышление, логику. Ниже среднего- ребенок с трудом выполняет задания, действует с « тачпанелью ». В мобильных играх не всегда справляется с предложенным заданием, действует медленно. Низкий уровень- ребенок не освоил программы, с трудом действует с « тачпанелью ». В мобильных играх не справляется с предложенным заданием, действует медленно. Результаты в виде условных обозначений вносятся в таблицу. Содержательный контроль и оценка результатов дошкольников предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими обучающимися. Формы подведения итогов реализации программы участие детей в творческих соревнованиях; открытое занятие для родителей. II. Содержательный раздел 2. 1. Особенности возрастной группы Характерной особенностью детей старшего дошкольного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Внимание. На протяжении дошкольного возраста преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И только на яркие вещи ребенок непроизвольно обращает внимание. И здесь планшет просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для детей форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Произвольное внимание у ребенка начинает развиваться только к концу дошкольного возраста. Тогда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно- образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложно- грамматические конструкции. Занятия с использованием электронного планшета имеют большое значение для развития не только интеллекта, но и зрительно- моторных координаций. 2. 2. Особенности организации образовательной деятельности Данная Программа предназначена для освоения дошкольниками навыков пользования электронным планшетом. В ходе занятий в игровой форме дети знакомятся с санитарно- гигиеническими правилами работы с электронным устройством, с правилами информационной безопасности, учатся творчески подходить к выполнению заданий и использовать планшет в качестве помощника, игрушки, который помогает детям наглядно попасть в мир сказки и фантазии. Работа с детьми в кружке «Сказочный планшет» направлена на обучение дошкольников аудированию, то есть слушанию с пониманием, как самостоятельному виду речевой деятельности, что позволяет работать над формированием их коммуникативных и интеллектуальных компетенций. Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной мыслительно- мнимической деятельностью, которая осуществляется в результате выполнения целого ряда сложных логических операций, таких, например, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др. И в то же время аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Обучение аудированию позволяет учить дошкольников: внимательно вслушиваться в звучащую речь( удерживать внимание) ; определять и проговаривать последовательность событий в коротком тексте( что было сначала, что было потом и что в конце) ; понимать причинно- следственные связи повествования; внимательно относиться к непонятным, незнакомым словам( стремиться узнать их значение) ; развёрнуто отвечать на вопрос. Позволяет формировать у дошкольников умения: предвосхищать смысловое содержание высказывания; использовать в речи понятия, связанные временными и пространственными ориентирами( сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; над, под, выше, ниже) . Формирование умений понимать речь на слух также положительно сказывается на развитии памяти дошкольника, и прежде всего его слуховой памяти, столь важной не только для изучения русского языка, но и любого другого предмета. Программа «Сказочный планшет» включает в себя так же использование электронного образовательного ресурса – портал « Учи. ру », который предлагает для дошкольников курс «Математика». Этот курс содержит набор материалов для организации и проведения работы с детьми в возрасте от 6 до 7 лет в дистанционной форме. Курс включает в себя 121 карточку с заданиями, которые сгруппированы по темам: «Числа и счет», «Сложение и вычитание до пяти» и «Сложение и вычитание до десяти», «Пространственные отношения», «Плоские фигуры и их свойства». Все задания дошкольного блока озвучены профессиональными дикторами и выполнены в игровой форме. Задания зависят от изучаемой темы, при этом все они строятся по принципу постепенного усложнения. Их основная особенность: постепенное нарастание сложности. Ребенок может выполнять задания самостоятельно, начиная с самых простых. Сначала перемещает птиц, фрукты, кубики, затем сложность от задания к заданию увеличивается: от действий с предметами дошкольники переходят к работе с числовой прямой и т. д. Помимо упражнений на счёт, сложение и вычитание, есть разделы, в которых можно познакомиться с геометрическими фигурами и единицами измерения. Таким образом, постепенно при регулярных за нятиях ребенок осваивает тему. Ор ганизуемая деятельность с детьми имеет гибкую структуру. На занятиях организуются беседы, дискуссии, создаются проблемные и игровые ситуации. Каждое занятие включает несколько видов деятельности, сменяющих друг друга: это беседа или фронтальная игра, мобильная игра, индивидуальные игровые задания или дидактические игры. Важно отметить, что на занятиях строго соблюдаются Санитарно- эпидемиологические нормы: учтены требования к технике, освещению, продолжительности занятий; проводятся профилактические упражнения для глаз и физкультминутки. Форма организации деятельности дошкольников на занятии:  фронтальная – подача учебного материала всему коллективу дошкольников;  индивидуальная – самостоятельная работа детей с оказанием педагогом помощи при возникновении затруднения, не уменьшая активности дошкольников и содействуя выработке навыков самостоятельной работы.  групповая – когда детям предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Занятия проводятся по подгруппам. Каждое занятие – комплексное и включает в себя 3 этапа: подготовительный – погружение в сюжет занятия, подготовка к работе с планшетом( 10 мин. ) ; основной – овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельная деятельность ребенка с планшетом( 15 мин. ) ; заключительный – снятие зрительного и физического напряжения( 5 мин. ) Режим занятий по реализации Программы: Программа предназначена для детей 6- 7 лет. Занятия с детьми в кружке «Сказочный планшет» проводятся во второй половине дня, по подгруппам, 1 раз в неделю, в период с сентября по май, в дни по графику. Продолжительность зан ятия 30 минут. 2. 3. Планирование образовательной деятельности Календарно- тематический план занятий Месяц Название занятия Программное содержимое Сентябрь Входная диагностика Оценка уровня образовательных возможностей детей. Форма проведения: индивидуальный опрос Октябрь 1 неделя Вводное занятие Вспоминаем правила работы с планшетом. Ориентация на рабочем столе 2 неделя Работа на образовательном портале « Учи. ру » Знакомство с образовательным порталом. Учимся работать по инструкции и ориентироваться на рабочем столе. 3 неделя Сделай разными! ( Блок « Игродром 5, 5+ » интерактивный стол) Зрительное восприятие, внимание. Раскрашивание деталей один аковых картинок в разные цвета. 4 неделя Что за чем? ( Блок « Игродром 5, 5+ » интерактивный стол) Логика. Сортировка, опред еление критерия для сортировки. Ноябрь 1 неделя Работа на образовательном портале « Учи. ру » Выполнение элементарных математических действий. 2 неделя Парочки- считалочки( Блок « Игродром 5, 5+ » интерактивный стол) Счёт. Различие «столько же» 3 неделя Работа с книгой «Энциклопедия необычных животных» Знакомство с необычными животными, использование приложений. 4 неделя Домики. ( Блок « Игродром 5, 5+ » интерактивный стол) Состав чисел. Решение примеров. Декабрь 1 неделя Работа на образовательном портале « Учи. ру » Выполнение элементарных математических действий 2 неделя Что из чего? ( Блок « Игродром 5, 5+ » интерактивный стол) Логика. Нахождение подходящих картинок( сортировка) 3 неделя Работа с книгой «Энциклопедия необычных животных» Знакомство с необычными животными, использование приложений. 4 неделя Фантазёр( Блок « Игродром 5, 5+ » интерактивный стол) Логика. Сортировка, определение критерия для сортировки( назначение) Январь 1 неделя Работа на образовательном портале « Учи. ру » Выполнение элементарных математических действий 2 неделя Собери карту! ( Блок « Игродром 5, 5+ » интерактивный стол) Зрительное восприятие. Собирание картинки без образца. Февраль 1 неделя Работа на образовательном портале « Учи. ру » Выполнение элементарных математических действий 2 неделя Чудо- пазлы( Блок « Пазлы » интерактивный стол) Развитие концентрации внимания, воображения и логического мышления. 3 неделя Работа с книгой «Энциклопедия необычных животных» Знакомство с необычными животными, использование приложений. 4 неделя Математический космодром( Блок « Игродром 5, 5+ » интерактивный стол) Сложение и вычитание. Решение примеров. Март 1 неделя Работа на образовательном портале « Учи. ру » Выполнение элементарных математических действий 2 неделя Разложи! ( Блок « Игродром 5, 5+ » интерактивный стол) Внимание, логика. Расстановка картинок в таблице в соответствии с заданным правилом( комбинаторика) 3 неделя Работа с книгой «Энциклопедия необычных животных» Знакомство с необычными животными, использование приложений. 4 неделя Чудо- пазлы( Блок « Пазлы » интерактивный стол) Развитие концентрации внимания, воображения и логического мышления. Апрель 1 неделя Работа на образовательном портале « Учи. ру » Умение выполнять быстро и четко данное задание. Закрепление элементарных математических действий. Развитие логического мышления и логического воображения. 2 неделя Найди! ( Блок « Я учусь считать и читать » интерактивный стол) Буквы. Запоминание( узнавание) букв. Прослушивание названия букв и поиск её изображения. 3 неделя Работа с книгой «Энциклопедия необычных животных» Знакомство с необычными животными, использование приложений. 4 неделя Считалочка. ( Блок «Я учусь считать и читать» интерактивный стол) Сравнение количества. Различие «столько же» Май 1 неделя Работа на образовательном портале « Учи. ру » Умение выполнять быстро и четко данное задание. Закрепление элементарных математических действий. Развитие логического мышления и логического воображения. 2 неделя Сравнение числа с числом объектов. ( Блок « Арифметика для малышей » интерактивный стол) Сравнение количества. Что больше( меньше) : число или количество объектов? 3 неделя Работа с книгой «Энциклопедия необычных животных» Знакомство с необычными животными, использование приложений. 4 неделя Самостоятельная деятельность. Выбор индивидуальных игр. Закрепление умения самостоятельно выбрать игру, ориентироваться на экране. III. Организационный раздел 3. 1. Психолого- педагогические условия реализации Программы Успешность реализации Программы обусловлена соблюдением следующих психолого- педагогических условий: учет специфики возрастного психофизического развития детей; вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса( сохранение и укрепление психологического здоровья детей) ; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ООП. 3. 2. Материально- техническое обеспечение реализации Программы Детские электронные планшеты – 14 шт. Планшет воспитателя – 1 шт. ноутбук – 1 шт. проектор – 1 шт. интерактивная доска( стол) – 1 шт. программное обеспечение, установленное на планшетах обучающие игры и тренажеры. 3. 3. Перечень литературных источников Голованов В. П. М етодика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М. : ВЛАДОС, 2004 Горвиц Ю. М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддьяков. – М. : ЛинкаПресс, 1998. – 328 с. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. О. Е. Лебедева. — М. : ВЛАДОС, 2000. Электронные ресурсы: https: / / multiurok. ru/ files/ proghramm a- intieraktivn o razvivaiushchiegh o- kruzhk. htm l https: / / gramoteyka. jimdofree. com/ интерактивны е- программы/ https: / / www. mo i detsad. ru/ konsultac/ konsultac3591. htm l https: / / nsportal. ru/ user/ 602715/ page/ kruzho k- umny y- doshkolni k

Оставить комментарий: