Консультация для педагогов "Метод глобального чтения в работе с детьми с РАС
Документы для скачивания
Консультация для педагогов Использование « Метод а глобального чтения ( единица чтения- слово) » в работе с детьми РАС Авторами метода " Глобальное чтение" можно считать американского нейрофизиолога Глена Домана и японского педагога Шиничи Сузуки. Суть метода состоит в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения. В результате обработанной мозгом информации, ребенком самостоятельно выводится технология чтения любых слов и текстов. В традиционной педагогике обучение чтению основано на вербальной- фонематическом методе, от буквы к слогу, от слога к слову. Обучение чтению глобальным способом происходит" с другого конца" , в более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи. Когда мы учим ребёнка говорить, мы не объясняем ему правила изменения слов по родам и числам, падежные окончания. Когда мозг накапливает определённое количество речевой информации, он начинает её анализировать. По таким же естественным принципам и законам идёт и обучением в глобальном методе письменному языку- чтению, печатанию, а впоследствии письму. Сильной стороной детей с" особенностями развития" является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком ( глобально) - это означает, что мозг ребёнка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке. Таким методом можно научить даже не говорящего ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст. Обучение глобальному чтению позволяет развивать: - импрессивную речь- элементарное мышление ребенка до овладения произношением- зрительное внимание и память- пассивный словарь В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно и является целью чтения вообще. Мы читаем не для того, чтобы соединить как можно слов, а чтобы понять" о чём тут написано? " До глобального чтения доходят все люди. Мы же с вами, читая текст, видим слово ( и даже сочетания слов) целиком, а не собираем его по частям. Прочитайте следующий текст- и вы в этом убедитесь! Показательный пример По рзелульататам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все- рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом. У детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7- 9 и даже, по некоторым данным, 10 лет- функции правого полушария, как правило, доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно- образное мышление; подвижность ( двигательная активность является важнейшим свойством данного возраста) ; неустойчивость внимания- запоминают то, что интересно; у многих детей проявляются признаки" левшества" . Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию множеством, то есть целиком ( глобально) . При обучении глобальному чтению перед педагогом стоят задачи: - научить ребенка правильно понимать смысловую нагрузку графического изображения слова; - воспитывать отношение к глобальному чтению как к источнику знания и средству общения с окружающим. Как проходит занятие. 1 этап При обучении «Глобальному чтению» необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ребенок сможет соотносить предмет и его изображение 2 этап Соотнесение предмета( игрушки) со словом. - показываю ребенку карточку и говорю то, что на ней написано- только одно слово без комментариев. Произносить слово нужно так, как вы его обычно говорите, т. е. не( молоко, а ( малако) . - Задаю вопрос ГДЕ …. . Задания меняю- ставлю игрушку( предмет) найди слово…. 3 этап Нахождение слова по словесной инструкции Активные карточки Как можно использовать активные карточки. Активные карточки можно давать ребенку в руки, можно с ними играть как угодно, и в первую очередь- в различные сюжетные игры: магазин, автоперевозки, ресторан, обед и т. д. Например, пришли мы в ресторан, подзываем официанта( какого- нибудь мишку, делаем ему заказ. Мишка уходит, возвращается с подносом, а на подносе у него разная вкуснятина ( активные карточки) - " мороженое" , " пирожное" , конфета" , " сок" , " чай" т. д. Читаем и играем. Можно раскладывать названия животных на соответствующие картинки. Можно прикреплять к каждой игрушке ее имя. Можно зверей" кормить" - раздавать им карточки с их кормом, заодно повторяем тему" кто что ест" . Можно разыскать мам для потерявшихся деток ( карточки" щенок" - к собаке, " теленок" - к корове и т. д. ) Можно перевозить" мебель" ( карточки слов) на машинах. Можно играть в магазин- используем слова в качестве списка ассортимента, тут заодно и математикой занимаемся. С активными карточками дети любят играть в" Угадайку" . Раскладывайте карточки той стороной, на которой написано слово. Сначала прочитайте сами все слова, желательно несколько раз. Затем карточки перекладываем в другом порядке. Ребенок угадывает, где какое слово написано. Называет слово, переворачивает карточку. Если картинка совпала с названным словом- все в порядке. Если нет- переворачиваем опять той стороной, где слово. И так до тех пор, пока все карточки не будут перевернуты. При угадывании, не надо спрашивать у ребенка" Что здесь написано? " , лучше попросить показать слово : " Как ты думаешь, где написано" мишка" , покажи" . Та знакомые действия( глаголы в неопределенной форме: спать, есть, пить, играть, читать, гулять, сидеть, прыгать, бегать, ходить) . ким образом, можно придумать множество различных игр. Необходимо помнить, что каждый ребенок- это индивидуальность! Наша задача не напрягать ребенка, а сделать так, чтобы ему было интересно играть в карточки Домана. ВЫВОД Несомненным преимуществом методики обучения ( и не только чтению) является то, что разработанная врачами для лечения детей с нарушениями умственной деятельности, она активизирует мозговую деятельность ребёнка и на фоне этого формирует определенную систему знаний. Подача материала на занятиях ведётся таким образом, что малыш не успевает устать, отвлечься, потерять интерес к процессу. «Глобальное чтение» позволяет выяснить, насколько неговорящий ребенок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе. Таким образом, работа по «Глобальному чтению» нужна для развития коммуникативных навыков у детей, для развития понимания и активизации речи. Эта работа должна пронизывать все предметы учебной деятельности и бытового самообслуживания. Эта работа должна быть хорошо спланирована, последовательна. При обучении «Глобальному чтению» необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ребенок сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки. .