Проект "В гостях у сказки"
Документы для скачивания
Красноярское государственное бюджетное обще образовательное учреждение «Минусинская школа- интернат» ПРОЕКТ Тема: « В гостях у сказки » Минусинск, 2021 г. Тип проекта: творческий Сроки проекта: долгосрочный( сентябрь 2021г. – май 2024 г. ) Место реализации: КГБОУ «Минусинская школа- интернат», группа «Колокольчики» Участники проекта: воспитанники- педагоги- родители Руководитель проекта: воспитатель Шевлякова И. В. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Наименование проекта Волшебный занавес Основания для разработки Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования Цель проекта формирование творческих способностей, коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством приобщения их к устному народному творчеству( сказкам) Задачи проекта расширять представления о сказках; формировать нравственное представление детей на эмоционально- чувственной основе через содержание сказок; ф ормировать умение инсценировать эпизоды сказок, показывать сказки с помощью разных видов театра; развивать коммуникативные навыки, желание отображать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию; воспитывать дружеские доброжелательные отношения между детьми и родителями. Структура проекта- Актуальность; - Цели и задачи проекта; - Основные принципы работы в рамках проекта- деятельность в рамках проекта- ресурсное обеспечение проекта- Ожидаемые результаты реализации проекта. - Этапы реализации. - Критерии оценки результата. Сроки и этапы реализации Первый этап – подготовительный( сентябрь2021г. - декабрь 2022 г. ) Второй этап – основной( январь 2022- май 2024 г. ) Третий этап- итоговый( май 2024 г. ) Ожидаемый конечный результат реализации проекта У частие воспитанников в рамках реализации проекта в гор одском конкурсе- фестивале «Теат ральная юность Минусинска »; Театрализованное представление по мотивам р. н. с. «Колобок»; Театрализованное представление по мотивам стихотворения К. И. Чуковского « Федорино горе » родителям, учащимся и педагогам школы- интернат; Театрализованное представление «Ярмарка»; Настольный театр «Волк и семеро козлят»; Театр «Би- ба- бо» по мотивам р. н. с. «Репка» Система организации контроля за исполнением проекта Контроль в рамках проекта осуществляет заместитель директора по воспит ательной работе школы- интернат Проект « Волшебный занавес » «… Если мы не можем покончить с нашими отличиями, мы, по крайней мере, в состоянии сделать мир местом, безопасным для многообразия» Джон Фицджеральд Кеннеди Актуальность В современных социально- экономических условиях в нашей стране сложилось стойкая тенденция к интенсивному росту числа детей с ОВЗ — с ограниченными возможностями здоровья различного генеза. Соответственно ставятся вопросы оказания квалифицированной психолого- педагогической помощи, способствующей полноценному развитию ребенка, в различных образовательных условиях. Тенденция сегодняшнего дня — интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья( ОВЗ) в образовательную среду нормально развивающихся сверстников. Инклюзивное образование — это совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений. П ри инклюзивном подходе выигрываю т все дошкольники, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех субъектов образовательных отношений. Методы и приемы, используемые для создания творческих социокультурных сред, включают и объединяют всех участников и тем самым содействуют развитию процессов инклюзии и интеграции. Театральная деятельность способствует созданию целостной среды развития, потому что она включает разные виды творческой активности. Занятия творческими видами деятельности способствуют сближению участников инклюзии, раскрытию их внутреннего мира, приближению к знаниям не только через разум, а через чувства и эмоции. На определенных этапах развития для ребенка с ОВЗ более органичны коллективные формы усвоения информации, познания мира. Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта. Актуальность темы видится в приобщении детей к традиционному русскому фольклору. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей с нарушениями слуха развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу. Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Из всех видов деятельности театрализованная оказывает особое воздействие на развитие способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умению ставить себя на место другого в различных ситуациях и находить адекватные способы содействия. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Использование на занятиях различных упражнений, театральных игр, постановок способствует тому, что дети начинают понимать друг друга, с помощью жестов, мимики, речи учатся быть более эмоциональными, а это в свою очередь развивает коммуникативные способности, формир ует навыки связной речи; помогае т не только овладеть эмоцион альной стороной речи, но и служи т средств ом психокоррекции детей; помогает раскрепостить зажатого ребёнка, учит выдержке непоседу, это всё, подходит для всех участников инклюзии. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна, поэтому решил а реализовать данный проект. Цель проекта: формирование творческих способностей, коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с нарушением слуха посредством приобщения их к устному народному творчеству( сказкам) Реализация проекта направлена на решение следующих задач: расширять представления о сказках; формировать нравственное представление детей на эмоционально- чувственной основе через содержание сказок; формировать умение инсценировать эпизоды сказок, показывать сказки с помощью разных видов театра; развивать коммуникативные навыки, желание отображать свои впечатления в продуктивных видах деятельности; развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию; воспитывать дружеские доброжелательные отношения между детьми и родителями. Основные принципы работы в рамках проекта: 1. Принцип организации личностно- ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии. 2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду. 3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя. 4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей. 5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье. Деятельность в рамках проекта Целевую группу составляют: - воспитанники КГБОУ «Минусинская школа- интернат» в возрасте от 4 – 7 глухие, слабослышащие и глухие после кохлеарной имплантации; - воспитатели; - узкие специалисты; - родители. № Ф. И. О. Должность Роль в проекте 1 Сумеркина Мария Сергеевна Заместитель директора по воспитательной работе школы- интернат контролирует текущую работу 2 Чупрова Натали я Александровна Учитель- дефектолог Учитель- дефектолог: ведет коррекционно- развивающую работу, разучивает текст, работает над интонацией, мимикой Хрипунова Елена Андрияновна Учитель- дефектолог 3 Копленко Ольга Михайловна Музыкальный руководитель Разучивает танцы с детьми 4 Шевлякова Ирина Владимировна Воспитатель Координируе т работу группы детей, осуществляе т театрализованные постановки; отвечает за участие детей в конкурсах различного уровня, за пошив костюмов, подготовку декораций 5 Федоров Иван Васильевич Фотограф Ф отографирует, снимает на камеру спектакль Ресурсное обеспечение проекта Нормативное обеспечение: - Федеральный закон от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 №1155. - СанПиН 2. 4. 3648- 20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». - Локальные акты и Устав учреждения. Материально- техническое обеспечение: - групп ы, все групповые помещения оснащен ы в соответствии с требованиями ФГОС ДО; - кабинет учителя- дефектолога; - музыкальный зал; - компьютеры; - музыкальное оборудование( музыкальные инструменты, музыкальный центр, колонки) ; - декорации, атрибуты, костюмы для театрализации. Методическое обеспечение: - адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования; - м етодический инструментарий( конспекты непосредственно образовательной деятельности, картотека дидактических игр, подборка художественных произведени й, сценарии развлечений и т. д. ) ; - различные виды театров( пальчиковый, н астольны й, т еатр на магнитах, театр теней, кукольный, театр Би- ба- бо и др. ) ; - р аскраски по мотивам сказок; - про смотр русских народных сказок; - сюжетные картинки, и ллюстрации к сказкам. Кадровое обеспечение: - воспитатели- 1- уч итель- дефектолог – 2- музыкальный работник – 1- фотограф- 1 Ожидаемые результаты В работе с детьми: Дети проявляют интерес к участию в совместном показе сказок с помощью театрализованной деятельности, различных видов театра. Проявляют умения и творческие способности в инсценировке сказок, в продуктивной деятельности. Динамика развития коммуникативных умений у детей с нарушением слуха. Раз витие творческих, артистических способностей ребенка, как активного участника проекта. У частие воспитанников в рамках реализации проекта в конкурсах различного уровня. Презентация сказок родителям, учащимся и педагогам школы- интернат. В работе с семьей: П овысился уровень активности родителей в участии в проектной деятельности. Участие родителей в подготовке к конкурс ам. В работе с педагогами: Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов. Повышение мотивационной готовности к сотрудничеству. Обобщение и трансл яция опыта работы по проблеме, расширение границ профессиональных интересов педагогов. Индикаторы результативности 1. Ре зультаты опросов родителей и педагогов. 2. У частие в творческих конкурсах. 3. Информация на школьном сайте, в VK, одноклассниках. 4. Повышение рейтинга учреждения. Представленный проект является совокупностью методик работы с детьми, имеющими нарушение слуха, технологий работы с детьми в ДОУ: здоровьесберегающие, театрализованной деятельности, социоигровые и личностно- ориентированные Этапы реализации проекта 1 этап: Подготовительный Задача Мероприятия Ожидаемый результат Ответственный Анализ имеющегося ма териала- Подбор литературы, аудио материала; - Составление списка необходимого материала; - Включение в календарный план воспитательной работы мероприятий по реализации проекта- Список необходимого методического материала- Дополненный календарный план воспитательной работы Воспитатель Создать интерес у у частников проекта- Составление плана мероприятий по реализации проекта совместно с детьми, проведение диагностики в виде наблюдений за самостоятельной игрой детей; - Информирование родителей о проекте и опрос родителей «Играете ли вы с детьми в театр? », консультации для родителей Заинтересованность детей и родителей Воспитатель Сбор и анализ информации для реализации п роекта, пополнение развивающей предметно- пространственной среды- Сбор атрибутов для театрализованных игр- Подбор дидактических игр- Подбор материала для презентации- Пополнение уголка «Театр» различными видами театра- - Список имеющихся и недостающих материалов, атрибутов; - различные виды театров Воспитатель и родители 2этап: Основной Задача Мероприятия Ожидаемый результат Ответственный Создать условия для реализации проекта- Подбор аудиоматериала согласно списку; - Подбор сказок для драматизации, театрализованных игр; - Сказки и иллюстрации к ним; - Аудиоматериалы; - Игры – драматизации; - Презентация. Воспитател ь Обогатить среду- Книги – сказки для драматизации; - Коллекция аудио материала; - Игрушки и ат рибуты для театрализованных игр, сказок; - различные виды театров Обогащённая среда, изготовленные костюмы, атрибуты к сказке Воспитатель и родители Обогатить знания детей о театре, с овершенство- вать исполнительские умения- Беседы, - Просмотр видео материала, сказок, мультфильмов; - Чтение художественной литературы( сказок) , - игры- пазлы; - дидактические игры; - Игры- драматизации; - Продуктивная деятельность; - Двигательная деятельность; - Музыкальная деятельность; - Сл ушание музыкальных произведений; - Отга дывание загадок о героях сказок; - Драматизация сказок( распределение ролей, разучивание текста, репетиции) ; - У частие в городском конкурсе «Театральная юность Минусинска » Участие в городском конкурсе « Те атральная юность Минусинска » Воспитатель Учителя- дефектологи, музыкальный руководитель Включение родителей в педагогический процесс- Привлечь родителей к сбору атрибутов, пошиву костюмов для игр драматизаций, творческие задания Активное участие родителей в реализации проекта Воспитатель 3этап: Итоговый Задача Мероприятия Ожидаемый результат Ответственный Анализ по проекту и подведение итогов- Анализ работы по проекту; - Фотоотчёт о проекте в родительском уголке, на сайте ш колы- интернат, видеопрезентации постановок; - Отзывы родителей о проекте; - выступление для родителей, учащихся и педагогов начальной школы со спектаклем- Фотогазета о проведённ ом проекте; - видеоматериал ы театрализованных представлений Воспитатель Список литературы 1. Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 1986. 2. Игры, конкурсы, развлечения. — Волгоград, 2001 3. Побединская Л. А. Праздник для детей. — М. , 2000. 4. Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. — М. , 2001 5. Сертакова Н. М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013 6. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/ . - М. : РОСМЭН, 2000. 7. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера, 2010. 8. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3- 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011. 9. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М. : Лепта- Книга, 2007. 10. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001. 11. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М. : Мнемозина, 1995. 12. Толченов О. А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М. : ВЛАДОС, 2001. 13. Шорыгина Т. А. Праздники в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010. 14. Лебедев Ю. А. и др. Сказка как источник творчества детей/ Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ . - М. : ВЛАДОС, 2001. 15. Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л. , Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М. : Школьная пресса, 2000. Перспективный план работы над проектом «В гостях у сказки» на 2022- 2023 учебный год Январь. 1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба». 2. Показ настольного театра «Курочка ряба». 3. Моделир ование сказки «Курочка ряба». 4. Изобразительная деятельность: Рисовани е «Золотое яичко и простое». 5. Двигательная деятельность: Подвижная эстафета « Кто быстрей д о курочки», «Перенеси яичко» Февраль. 1. Чтение русской народной сказки «Колобок». 2. Показ настольного театра «Колобок». 3. Игра- пазлы «Колобок». 4. Вспомним сказку по коллажу. 5. Продуктивная деятельность: Коллективная работа по рисованию «Я от бабушки ушёл». 7. Двигательная деятельность: Подвижная игра «Хитрая лиса». Март. 1. Чтение русской народной сказки «Репка». 2. Показ плоскостного театра «Репка» на фланелеграфе. 3. Н/ печатная игра «Репка». 4. Вспомним сказку по коллажу. 5. Продуктивная деятельность: Лепка «Репка большая и маленькая». 7. Двигательная деятельность: Подвижная игра «Вытяни репку». 8. Музыкальная деятельность: Муз. дид. игра «Урожай собирай». 9. Разучивание слов авторской сказки «Девочка и звёздочка», репетиции. Апрель. 1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок». 2. Показ настольного театра «Теремок». 3. Показ плоскостного театра «Теремок» на ковролине. 4. Вспомним сказку по коллажу. 5. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы. 6. Продуктивная деятельность: Рисование «Кто в теремочке живёт? »( поролоновый рисунок. 7. Двигательная деятельность: Подвижная игра «Кто быстрей до теремка? ». 8. Разучивание слов авторской сказки «Девочка и звёздочка», репетиции. Май. 1. Вспомним сказку по коллажу. 2. Отгадывание загадок по сказкам. 3. Дидактическая игра «Наши сказки». 4. Театрализованное представление авторской сказки «Девочка и звёздочка». Перспективный план работы над проектом «В гостях у сказки» на 2023- 2024 учебный год № п/ п Тема Цель Формы работы Месяц 1 «Просто так» стретчинг( это вид аэробики, представляющий собой компл екс упражнений на растягивание) Укрепление здоровья, развитие двигательной памяти, творческого мышления и воображения Специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме под речитатив сказок сентябрь 2 Знакомство со сказкой «Колобок » Игры в уголке ряженья( переодевание в костюмы персонажей сказки) - знакомство детей с действием сериации( выстраивание объектов в порядке возрастания и убывания какого- либо признака) – одно из первых мыслительных действий в дошкольном возрасте; - разви тие творческого воображения, ре чи, творческих способностей детей. - р азви тие выразительности мимики, жестов, голоса, умения последовательно и выразительно передавать сюжет 8 занятий: 1. читаем( смотрим) сказку и отвечаем на вопросы; 2. раскла дываем картинки; 3. замещаем персонажей сказки; 4. моделируем сказку; 5. разыгрываем сказку 6. рассказываем фрагменты сказки; 7. рассказываем всю сказку; 8. Театрализованная постановка сказки «Колобок» Октябрь- ноябрь 3 Аппликация: пригласительная открытка на спектакль Воспитание интерес а к театраль но- игровой деятельности, желания создавать открытки- приглашения для родителей, поддерживать стремление проявлять свою творческую фантазию, воображение в изготовлении приглашений. Ручной труд ноябрь 4- 5 Сказка « Волк и семеро козлят » «Сказка по кругу»( с мя- чом) Развитие мышления, творческого воображения и речи дети. Р азви тие выразительности мимики, жестов, голоса, умения последовательно и выразительно передавать сюжет; Учить рассказывать новую сказку, передавая мяч друг другу. 8 занятий: 1. читаем сказку и отвечаем на вопросы; 2. раскладываем картинки; 3. подбираем предметы по величине; 4. моделируем сказку; 5. разыгрываем сказку; 6. рассказываем фрагменты сказки; 7. рассказываем всю сказку; 8. рызыгрываем сказку с помощью кукольного театра «Би- ба- бо» Декабрь январь 6 Произведение К. И. Чуковского «Федорино горе»- у чить выражать своё отношение к героям, ото бражать свои эмоции в рисунках; - развитие творческого воображения, речи, творческих способностей детей. - р азви тие выразительности мимики, жестов, голоса, умения последовательно и выразительно передавать сюжет 8 занятий: 1. читаем( смотрим) сказку и отвечаем на вопросы; 2. раскла дываем картинки; 3. замещаем персонажей сказки; 4. моделируем сказку; 5. разыгрываем сказку 6. рассказываем фрагменты сказки; 7. рассказываем всю сказку по картинкам; 8. Театрализованная постановка сказки « Федорино горе » Февраль март 7 Игровая деятельность Д/ игры: «Узнай сказку», «Собери сказку», «Кто лишний», «Узнай по силуэту». - Закрепить знания о героях сказки. - Учить по силуэту, характерной форме узнавать сказочных героев, описывать их внешний вид и характерные признаки. Игровая деятельность апрель 8 «Моя любимая сказка» Сказка «Репка» Учить выражать своё отношение к героям, отображать свои эмоции в рисунках, формировать и развивать творческий замысел и фантазию. - развитие двигательной памяти, творческого воображения и творческих способностей детей Изобразительная деятельность Разыгрываем сказку с помощью тетра «Би- ба- бо» май