Рабочая программа кружковой деятельности «Волшебные пальчики»
Документы для скачивания
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Семицветик» комбинированного вида» ИНН 2455019030, КПП 245501001 р/ с 03234643047230001900 662610, Россия, Красноярский край, город Минусинск, улица Сургуладзе, дом 1, телефон 8( 39132) 41715 СОГЛАСОВАННО: на педагогическом совете МАДОУ «Детский сад № 3» протокол №_ _ _ _ _ _ от «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2023 г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ «Детский сад № 3» Приказ_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ от «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2023 г_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Г. М. Кубрак Рабочая программа кружковой деятельности «Волшебные пальчики» в компенсирующей группе для детей с РАС( предметно –п рактические действия с различными предметами) Составители: Саранина Е. Х. воспитатель компенсирующей группы Круглова Т. В. воспитатель компенсирующей группы г. Минусинск 2023- 2024 уч. г од Содержание I. Целевой раздел 3 1. 1. Пояснительная записка 3 а) цели и задачи реализации Программы 4 II. Содержательный раздел 4 2. 1. Содержание психолого- педагогической работы 4 а) Методы и приемы 4 б) Этапы реализации Программы 4 в) требования к коррекционно –р азвивающим занятиям 6 2. 2. Планируемые результаты освоения Программы 8 а) Целевые ориентиры на этапе завершения уровня развития детей с РАС 8 2. 3. Р азвивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе 9 2. 4 Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников 9 III Организационный раздел 10 3. 1. Материально- техническое обеспечение Программы 10 3. 2. Диагностическая карта 11 3. 3. Календарно- тематическое планирование 13 3. 4. Методическая литература 17 IV Информационная карта 19 Целевой раздел 1. 1. Пояснительная записка Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Также сенсомоторное развитие является азбукой познания окружающего мира и направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, на формирование культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Процесс обучения культурно- гигиеническим навыкам дошкольников с РАС осуществляется с учетом личностно- ориентированных моделей воспитания и направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Ребенок, достигая успеха в овладении культурно- гигиенических навыков, становится умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Данный результат создает мотивационную основу для коррекции( как в психическом, так и в личностном плане) , имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию А так как у детей с диагностированными отклонениями в развитии наблюдается отсутствие интереса к окружающему их миру и низкий уровень развития тактильных навыков, то они плохо хаотично двигаются, их координация нарушена. Без коррекционного воздействия характерно для них недоразвитие ручной и мелкой моторики: не выделяется ведущая рука и не формируется согласованность действий обеих рук. Дети захватывают мелкие предметы всей ладонью, не могут выделить отдельно каждый палец, у них отсутствует указательный тип хватания( указательным и большим пальцем) и хватание щепотью( указательным, средним и большим пальцами) . Поэтому развитие сенсорного восприятия лучше осуществлять в системе предметно- манипуляционной деятельности, через дидактические игры и упражнения. Развитие практических действий составляет существенную сторону общего развития ребенка. Преодоление трудностей связанных с осуществлением практического действия, вскрывает и некоторые эмоционально- волевые аспекты психической деятельности. А т ак как, кружковая работа в детском саду организуется, исходя из интересов и потребностей детей в области творческого, физического, социально- личностного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования. И усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ. Д ля этого в компенсирующей группе для детей с РАС организованна кружковая работа «Волшебные пальчики» по формированию умений предметно – практических действий с различными предметами Направление Содержание программы представлено различными формами организации игровой деятельности, через побуждение ребенка к ощупыванию, рассматриванию, прислушиванию и закреплению полученного результата в различных видах деятельности. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, что способствует социально- коммуникативному развитию. Вид программы Модифицированная на основе программы по сенсомоторному развитию Монтессори 1. 2. Цель и задачи программы Цель кружка: - соз дание условий для формирования восприятия детей с РАС познания окружающей действительности Задачи- формировать основные навыки детей практически действовать с различными предметами и материалами; - развивать у детей мелкую моторику, тактильные ощущения кистей рук и зрительно- моторную координацию, пространственные представления, наглядно- действенное мышление, восприятие, внимание; - воспитывать бережное отношение к используемым предметам и материалам в быту. II Содержательный раздел Содержание психолого- педагогической работы А. Ме тоды и приемы Основной формой работы является подгрупповые и индивидуальные специальные занятия, а также в режимных моментах в совместной деятельности педагога с детьми и в самостоятельной, в течение всего дня. Занятия целиком проходят в форме игры. Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию. Во время проведения занятия организуется показ, словесное объяснение, инструктаж. При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ предметов воспитателем. Вспомогательная роль принадлежит словесному объяснению. Объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает ребенка с РАС от зрительного восприятия. Б. Этапы работы Действия с материалам Сминание материала( салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др. ) двумя руками( одной рукой) . Разрывание материала( бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. Размазывание материала( пена, краска) руками( сверху вниз, слева направо, по кругу) . Разминание материала( тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками. Пересыпание материала( крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками. Переливание воды с использованием инструмента( стаканчик, ложка и др. ) . Действия с предметами. Захватывание, удержание, отпускание предмета( шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др. ) . Встряхивание предмета, издающего звук( бутылочки с бусинками или крупой и др. ) . Толкание предмета от себя( игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др. ) , катание валика двумя( одной) руками. Умение ловить катящийся по поверхности мяч( разной величины) . Притягивание предмета к себе( игрушка на колесиках, ящик и др. ) . Нажимание на кнопку, коммуникатор всей кистью( пальцем) . Застегивание/ расстегивание липучек. Сжимание предмета( звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др. ) двумя руками( одной рукой) . Вынимание предметов из емкости( корзины, коробки) . Складывание предметов в емкость( корзины, коробки) . Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия( одинаковые стаканчики, вкладыши и др. ) Развитие руки проходит в следующей последовательности: • Движение от плеча. • Движение от локтя. • Движение кисти. • Ротационные движения. • Движения пальцев. • Захват ладонью. • Захват пястью. • Пинцетный захват. Для развития мелкой моторики в занятия рекомендуется включать следующие виды упражнений: 1. Нанизывание. 1. 1. Нанизывание колец с большим диаметром отверстия на стержень пирамидки. 1. 2. Нанизывание колец с диаметром отверстия, почти равным диаметру сечения стержня пирамидки. 1. 3. Нанизывание колец и шариков на веревку или шнурок. 1. 4. Нанизывание бусин с небольшим отверстием на тонкую нить. 2. Проталкивание мелких предметов в отверстия. 2. 1. Складывание( проталкивание) предметов разной текстуры и формы в емкость с отверстием, диаметр которого равен 2- 3 см. 2. 2. Складывание( проталкивание) предметов разной текстуры и формы в емкость с отверстием, диаметр которого равен 1- 1, 5 см. 2. 3. Складывание( проталкивание) предметов разной текстуры и формы в емкость с отверстием, диаметр которого равен 0, 5 см. 3. Закрывание отверстий. 3. 1. Закрывание круглых отверстий. 3. 2. Закрывание овальных отверстий. 3. 3. Закрывание квадратных отверстий. 3. 4. Закрывание треугольных отверстий. 3. 5. Закрывание четырехугольных отверстий. 3. 6. Закрывание отверстий сложной формы. 4. Занятия с кубиками. ( Познание. ПиПД) 4. 1. Выстраивание кубиков в горизонтальной плоскости 4. 2. Постройка башен из кубиков, размер ребра которых 3- 5 см. 4. 3. Постройка башен из кубиков, размер ребра которых 1, 5- 3 см. 5. Раскручивание и закручивание. 5. 1. Раскручивание и закручивание крышек, пробок, винтов рукой. 5. 2. Раскручивание и закручивание крышек, пробок, винтов с помощью отвертки и других приспособлений. 6. Игры с мозаикой. 6. 1. Вытаскивание больших фишек из отверстий поля мозаики. 6. 2. Вкладывание больших фишек в крупные отверстия поля мозаики. 6. 3. Вкладывание больших фишек в мелкие отверстия поля мозаики. 6. 4. Вкладывание маленьких фишек с длинной ножкой в отверстия поля мозаики. 6. 5. Вкладывание маленьких фишек с короткой ножкой в отверстия поля мозаики. 7. Продуктивный вид деятельности( Художественно –э стетическое развитие) 7. 1. Рисование пальцами. 7. 2. Рисование кистью. 7. 3. Игры с пластилином- отщипывание кусочков от «колбаски», размазывание пластилина по поверхности. Раскатывание «колбасок», катание шариков. 7. 4. Рисование карандашом- вертикальных и горизонтальных линий, замкнутых линий, окружностей, штрихов. 7. 5. Аппликация- отрывание кусочков от листа, отрезание кусочков, вырезание по линии, приклеивание с помощью пластилина и клея. В. Требования к коррекционно- развивающему занятию 1. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом особенностей детей и степени выраженности дефекта. 2. Занятия строятся на основе принципов интегрирования( включение элементов муз о- , изо- , песко- , водо- , кукло- , танцевально- двигательной терапии, применение Монтессори- терапии) . 3. В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность. 4. Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы. 5. Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов( фронтальные и индивидуальные занятия, так и инновационных) . К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии: • включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции»( называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т. д. ) ; • рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т. д. • игры с песком • игры с водой • игры с куклами и т. д. К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии: • занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие; • включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий; • изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий Г. Условия реализации Программы Образовательная программа рассчитана на детей с РАС дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Прогр амма рассчитана на 3 года: ( по уровням развития детей с РАС) Программа реализуется в микросреде( в ДОУ) и в макросреде( дом и социум) Практические действия МИКРО среда МАКРО среда Переливание Сервировка стола Пересыпание Помощь в приготовление блюд Нанизывание Стирка и глажка белья Закручивание и откручивание Мытье посуды Продолжительность занятий: 1 год обучения- 15- 20 мин; 2 год обучения- 20- 25 мин; 3 год обучения — 30- 35 мин. Режим занятий Занятия проводятся во вторую половину дня, 1 раз в неделю( среда) Количество занятий в неделю- 1ч. Общее количество часов в год- 39 ч. Планируемые результаты освоения Программы Развитие практических действий составляет существенную сторону общего развития ребенка. Практическая предметная деятельность характеризуется не только собственно двигательными умениями и навыками, а также определяется и проявляется сенсорное восприятие. Занятия по данной программе способствуют более эффективному освоению сенсомоторного развития у дошкольников с РАС, за счет формирования приемов предметно- практической деятельности. В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна детям. Здесь все дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов заданий обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др. , которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании. А. Целевые ориентиры на этапе завершения уровня развития 1 год обучения( 3 уровень развития детей с РАС) Личностные результаты: Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков( рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений) , неспецифических жестов. Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные( вербальные) и альтернативные средства коммуникаци и( жест, взгляд и т. д) Проявляет собственные чувства. Наблюдает за окружающими предметами. Умеет фиксировать взгляд на объекте. Проявляет интерес к совместной деятельности. Участвует в совместной деятельности. Коррекционные результаты: умеет фиксировать взгляд на объекте; умеет рассматривать различные по качеству материалы; берет в руки мозаику, рассматривает ее; умеет фиксировать взгляд на картинке; удерживает изделие в руках рассматривая его со всех сторон; проявляет интерес к действиям других; умеет держать правильно в руках карандаш; играет с кубиками; проявляет интерес к совместной деятельности; разминает пластилин в руках; проводит линии на бумаге; к 2- 3 году обучения( 1- 2 уровень развития детей с РАС) У детей должны быть сформированы: - представления о предметно- практических действиях с предметами и материала; - знания об особенностях и функциях различных предметов; - знания о свойствах материалов; - представления о различных формах предметов; - знания названиях предметов и материалов, а также действиях, связанных с этими предметами и материалами; - распознавание предметов и материалов по цветам; - соотнесение предметов по величине. Дети должны уметь: - овладевать новыми разученными действиями и выполнять их по слову взрослого; - самостоятельно выполнять разученные действия с предметами и материалами; - использовать предметы- заместители; - переносить полученный опыт на аналогические ситуации; - выполнять целенаправленные действия с предметами и материалами. 2. 3. Р азвивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ребенка. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнени я заданий на различные действия по методике Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной «Педагогическое обследование сенсомоторного развития детей» 2. 4. Степень вовлечения родителей: Успешному решению задач по развитию практических действий у детей с УО способствует работа с родителями. Для этого используются: - индивидуальные беседы- консультации- помощь родителями в знакомстве детей с окружающей действительностью, через экскурсии, наблюдения. Родители учат ребенка переносить усвоенные знания в социум III Организационный раздел 3. 1. Развивающая предметно пространственная среда Все групповое пространство распределено на центры. Одним из центров является « Центр сенсорики », где находятся все материалы для развития восприятия цвета, формы и величины предметов, для развития слухового восприятия и пространственных отношений и для развития мелкой моторики рук. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей в группе все игровые материалы расположены на открытых, доступных детям полочках- шкафчиках в поле зрения малышей, чтобы ребёнок без труда мог достать и положить необходимые ему предметы. В свою очередь «Центр сенсорики » условно разделен на «зоны»: Зона сенсорного развития – дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов, познакомиться со свойствами тканей; Зоны – языковую, математическую, обеспечивают материалами, основной целью которых является умственное развитие ребенка Зона практической жизн и- имеет особое значение для детей с УО. Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки, пано, с застежками( пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шкурки, банты и крючки) , ребенок учится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать( рис, воду) ; мыть стол и т. д. 3. 2. Материалы и оборудования Материалы для обще подготовительных упражнений – это все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизыванием бус, сортировкой мелких предметов. Материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе- к ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. Материалы и средства необходимые для реализации программы в домашних условиях Материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе- материал для мытья рук и чистки ногтей, материалы позволяющие освоить первые навыки в приготовлении пищи- чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола. Материалы, которые позволят ребенку научиться заботиться об окружающем мире- мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла, уход за срезанными и живыми цветами. Дидактический материал дидактический материал: изображения( картинки, фото, пиктограммы) альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами; образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности; сенсорные панели( Бизиборды) ; предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить( кольца, шары, бусины) ; предметы для вставления( стаканчики одинаковой̆ величины) ; различные по форме, величине, цвету наборы материала( пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья) ; пазлы, ( из 2- х, 3- х, 4- х частей̆( до 10) ; мозаики; волшебные мешочки( наполняемость по мере изучения новой темы) ; лото ассоциации; деревянные конструкторы; шнуровка: обувь, животные, природа; счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек; обводка по точкам; мягкие пазлы вкладыши( домики, животные, геометрические фигуры) ; Вспомогательны средствами невербальной( неречевой) коммуникации являются: специально подобранные предметы; презентации к урокам, развивающие видео занятия; Дополнительные вспомогательные ресурсы для занятий предметно- практической деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные – видео физминутки. 3. 3. Формы контроля ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАС 1 уровня развития( методика Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной) Фамилия, имя ребенка : _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Возраст ребенка: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ N Задание Сентябрь Май 1. Развитие мелкой моторики: Развитие захватывания. Графические навыки. Стадии развития руки. 2. Сенсорное развитие. Ориентировка в цвете( «Определи цвет предмета») . Ориентировка в величине( «Назови величину предмета») . Ориентировка в форме( «Покажи фигуры») . 3. Исследование восприятия. Слуховое восприятие: ( «Узнай по звуку») . Зрительное восприятие: ( «Покажи и расскажи») . Тактильное восприятие: ( «Узнай предмет на ощупь») . Уровень развития Условные обозначения: + - высокий уровень( задание выполняет самостоятельно) * - средний уровень( задание выполняет после показа, совместных действий) - - низкий уровень( задание не выполняет, не принимает помощи взрослого) ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАС 2 уровня развития( методика Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной) Фамилия, имя ребенка : _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Возраст: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ N Задание Май Сентябрь Декабрь 1. Лови шарик 2. Спрячь шарик: две коробочки три коробочки 3. Разборка и складывание матрешки: двухсоставной трехсоставной 4. Разборка и складывание пирамидки: из трех колец из четырех колец 5. Парные картинки: две три 6. Цветные кубики: два четыре 7. Разрезные картинки 2 части 3 части 8. Конструирование из палочек: забор, лесенка, домик 9. Достань тележку 10. Нарисуй: дорожку Общая сумма баллов Уровень развития ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАС 3 уровня развития( методика Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной) Фамилия, имя ребенка : _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Возраст : _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ N Задание Сентябрь Май 1. Принеси мяч 2. Каталка 3. Игра «Ку- ку» 4. Пирамидки: из шаров из колечек 5. Доска Сегена: две формы три формы 6. Разложи игрушки: выбор из двух выбор из трех 7. Построй башню 8. Возьми игрушку: выбор из двух выбор из трех 9. Найди картинку: выбор из двух выбор из трех 10. Покатай куклу Общая сумма баллов Уровень развития Условные обозначения: - - низкий уровень – 1 группа, 10- 12 баллов( ребенок действует неадекватно, не понял задание) - уровень ниже среднего- 2 группа, 13- 23 балла( ребенок понимает задание, но выполнить самостоятельно не может) – средний уровень- 3 группа, 24- 33 балла( ребенок принял задание, выполняет с помощью взрослого, проявляет интерес к результату) + - высокий уровень – 4 группа, 34- 40 баллов( ребенок сразу понял задание, действует самостоятельно, заинтересован в конечном результате) 3. 4. Календарно- тематическое планирование Дата 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения Диагностика Диагностика Диагностика Диагностика Диагностика Диагностика Нанизывание Наматывание шнуровки на крупную деталь Игра «Рыбалов» Нанизывание колец на шнуровку в произвольной форме Игра «Собери погремушку» Нанизывание бусин на леску( нить) в произвольной форме Игра «Собери бусы» Нанизывание колец с большим диаметром Игра «Пирамидка» Нанизывание колец и шариков на шнуровку Игра «Собери погремушку» Нанизывание бусин на леску( нить) по образцу Игра «Собери бусы» Проталкивание мелких предметов в отверстия( закрывание отверстий) Проталкивание предметов разной текстуры и формы в емкость с отверстием с диаметром 2- 3 см Закрывание круглых и овальных вкладышей Игры «Вкладыши» Выкладывание картинок из мозаики по образцу( 2 цвета) Проталкивание предметов разной текстуры и формы в емкость с отверстием с диаметром 1- 1. 5см Закрывание квадратных и прямоугольных вкладышей Выкладывание картинок из мозаики по образцу( 3 цвета) Раскручивание и закручивание( проталкивание) Открывание и закрывание, коробок Игра «Прятки» Раскручивание крышек, пробок рукой Раскручивание деталей с помощью отвертки и других приспособлений Сюжетно –р олевая игра «Мастерская» Открывание и закрывание матрешки Закручивание крышек, пробок рукой Закручивание деталей с помощью отвертки и других приспособлени Пересыпание( перекладывание) Погружение рук в сыпучие материалы Игры в «Сухом бассейне» Пересыпание сыпучих материалов с помощью совка Игр а- упражнение «Разноцветные шарики» Пересыпание крупы через воронку с большим отверстием Упражнение «Декоративная бутылочка» Пересыпание сыпучих материалов( манка, рис и т. д) из емкости в большую емкость и обратно Пересыпание сыпучих материалов с помощью большой ложки( столовой) Пересыпание крупы через воронку с маленьким отверстием Переливание Вылавливание плавающих мелких предметов ситом Переливание воды при помощи половника Игра –у пражнение «Разольем компот» Разливание воды из большого сосуда в несколько маленьких Перенос губкой воды Игра «Была лужа –и ее нет» Переливание воды с помощью резиновой груши Переливание цветной воды при помощи шприца Расстегни и застегни( самообслуживание) Открывание и закрывание липучек Открывание кнопок Расстёгивание больших пуговиц Нанизывание Нанизывание колец с диаметром отверстия почти равным диаметру сечения стержня пирамидки( 3 шт) Игра «Пирамидка» Нанизывание колец на шнуровку в определенной последовательности, по образцу( по цвет Игра «Новогодняя гирлянда» Нанизывание больших прищепок на шнуровку в произвольной форме Нанизывание колец с диаметром отверстия почти равным диаметру сечения стержня пирамидки Игра «Пирамидка»( 5 шт) Нанизывание колец на шнуровку по образцу( цвет и форма) Игра «Новогодняя гирлянда» Нанизывание больших прищепок на шнуровку в определенной последовательности( Цвет) Проталкивание( закрывание отверстий) Вытаскивание больших фишек из отверстия поля мозаики Закрывание вкладышей по форме Игры «Вкладыши» Выкладывание картинок из мозаики по образцу( 3 цвета) Кол- во фишек до 40 шт Вкладывание больших фишек в крупные отверстия поля мозаики Закрывание вкладышей по величине Игры «Вкладыши» Выкладывание картинок из мозаики по образцу( 4 цвета) Кол- во фишек до 40 шт Раскручивание и закручивание( проталкивание) Складывание 2х местной матрешки Складывание 3- х местной матрешки Складывание 5- и местной матрешки Складывание 2х местной матрешки Складывание 3- х местной матрешки Складывание 5- и местной матрешки Пересыпание( перекладывание) Пересыпание руками( горстью) из одной емкости в другую Пересыпание сыпучих материалов через сито с крупными отверстиями Игра «Добудем клад» Сортировка круп с помощью трех пальцев( щепотью) Игра «Золушка» Пересыпание руками( горстью) из одной емкости в другую Пересыпание сыпучих материалов через сито с мелкими отверстиями Игра «Добудем клад» Перенес предметов с помощью большого пинцета( ухват для белья) Игра «Накорми птенца» Переливание Переливание из кувшина в таз Переливание воды через воронку с большим отверстием Переливание воды при помощи пипетки Зачерпывание воды кувшином из таза и переливание по формам разной величины Переливание воды через воронку с маленьким отверстием Переливание воды при помощи пипетки Расстегни и застегни( самообслуживание) Открывание и закрывание липучек Застегивание кнопок Плетение косичек из 2- х полос Расстёгивание молний Застегивание молний Плетение косичек из 3 –х полос Нанизывание Наматывание шнуровки на мелкую деталь Игра «Рыбалов» Нанизывание разноцветных макарон в произвольной форме Нанизывание маленьких прищепок на леску в произвольной форме Нанизывание колец с диаметром отверстия почти равным диаметру сечения стержня пирамидки Игра «Пирамидка»( 8 шт) Нанизывание разноцветных макарон по определенной последовательности( чередование) Нанизывание маленьких прищепок на леску в определенной последовательности( Цвет) Проталкивание( закрывание отверстий) Вытаскивание маленьких фишек из отверстия поля мозаики Выкладывание прямого ряда мозаикой разного цвета Выкладывание картинок из мозаики по образцу( 4 цвета) Кол- во фишек более 40 шт Вкладывание маленьких фишек в крупные отверстия поля мозаики Выкладывание прямого ряда мозаикой одного цвета Выкладывание картинок из мозаики по образцу( 4 цвета) Кол- во фишек более 40 шт Пересыпание( переливание) Зачерпывание сыпучих материалов и пересыпание в формы разной величины Пересыпание сыпучих материалов с помощью маленькой ложкой( чайной) Перенос предметов с помощью маленького пинцета Игра «Накорми птенца» Полив лейкой Упражнение «Польем цветы» Переливание жидкости с помощью ложки Наливание газированной жидкости из бутылки в стакан Расстегни и застегни( самообслуживание) Шнуровка( продевание шнуровки в большие отверстия) Шнуровка 4- 6 деталей Застегивание больших пуговиц Шнуровка( продевание шнуровки в большие отверстия) Шнуровка 6- 8 деталей Завязывание узлов Диагностика Диагностика Диагностика Диагностика Диагностика Диагностика Игр ы- эксперименты с песком и водой «Декоративные песочные с замки»( песок, вода, бросовый материал для украшения) Труд на огороде( посадка, полив, рыхление) 3. 5. Методическая литературы Литература рекомендуемая для педагогов 1. Белоусова Л. Е. Использование Монтессори- терапии в сенсомоторном развитии дошкольников со сложной структурой нарушения / / Дошкольная педагогика. – 2002. – №2. – С. 38- 43. 2. Вайнерман С. М. , Большов А. С. , Силкин Ю. Р. и др. Сенсомоторное развитие дошкольников. – М. : Владос. - 2001. - 264 с. 3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М. : Просвещение- 1998. – 396 с. 4. Войлокова Е. Ф, Андрухович Ю. В. , Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно- методическое пособие. – СПб. : КАРО, 2005 – 304 с. 5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/ Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова; ред. Л. А. Венгер. - 2- е. изд. , перераб. - Москва: Просвещение, 1978. - 96 с. 6. Занятия с малышами в детском саду, воспитание детей раннего возраста/ составитель К. Белая. - М. : Линка- Пресс, 2002. 7. Запорожец А. В. , Усова А. П. Сенсорное воспитание дошкольников. М. : Академия педагогических наук. –2003. – 301 с. 8. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов/ П од ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - М. : Полиграф сервис, 2002. - 128 с. 9. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями : [ методическое пособие] / Ин- т коррекц. педагогики РАО; [ М. А. Браткова и др. ] . - Москва: Экзамен, 2006. - 158 с. ( 1377911- ЧЗ 1377912 – АБ) 10. Катаева, А. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии/ А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. - М. : Владос, 2004. – 219 с. ( 1373576 – ЧЗ) 11. Катаева А. А. , Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя – М. : Просвещение, 1990. – 191 с. 12. Коррекционно – развивающие обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя – дефектолога/ Е. А. Стребелева. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 256. : ил. – ( Коррекционная педагогика) . 13. Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 128 с. , илл. Литература рекомендуемая для родителей 1. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей : форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Т. В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 237 с. ( 1296616 – ЧЗ) 2. Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома: М. Терефинф, 2006. - 40с. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА 1. МАДОУ «Детский сад № 3» 2. Кружок «Волшебные пальчики»( предметно –п рактические действия с различными предметами) 3. Воспитатели: Саранина Е. Х. , Круглова Т. В. 4. Сведения о программе: 4. 1 Нормативная база Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, ст. 12 п. 2. 4, ст. 14. Писмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11. 12. 06 №06- 1844. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования в практической работе». Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18. июня 2003г. №28- 02- 484/ 16 Минобразования России. «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно –м етодического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России». Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) ( Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599) 4. 2 Область применения: Дополнительное образование детей 4. 3 Направленность: социально- ком муникативное развитие детей с РАС дошкольного возраста 4. 4 Тип программы: адаптированная( модифицированная) 4. 5 Вид программы: образовательная 4. 6 Возраст обучающих: разновозрастная( с 3- 7 лет) с РАС 4. 7 Продолжительность обучения: 3 года 5. Рецензенты и авторы отзывов: 6. Заключение методического совета: Протокол заседания №_ _ _ _ _ от_ _ _ _ _ _ _ _ г.