a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Кружок "Весёлые пальчики"

Автор: Рангачева Елена Владимировна Опубликовано: 2024-10-17 06:21:59

Принято: С учётом мнения Педагогического совета Протокол №_ _ _ _ От «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2022г. Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Сказка»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Н. С. Стромилова Приказ №_ _ _ от «_ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2022г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружок «Весёлые пальчики»( подготовка руки ребёнка к письму в школе) на 2022- 2023 учебный год( Срок реализации) Автор программы: Рангачёва Е. В. г. Черногорск, 2022г. Пояснительная записка Разнообразные графические изображения, состоящие из линий, штрихов и точек, постоянно и повсеместно окружают человека в любом возрасте. С древнейших времён графическое общение было и остается самым простым и удобным видом связи между людьми. Специалисты прогнозируют, что в недалеком будущем более 60- 70% всей получаемой нами информации будет иметь графическую форму предъявления. И конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его ребенок умел уверенно ориентироваться в современном мире, в море графической информации. Поэтому так важно помнить, что именно дошкольный возраст- это период возникновения, становления и развития многообразных представлений, которые затем перерастают в понятия об окружающем мире. Разработанная система занятий способствует не только развитию мелкой моторики руки, но и развитию двигательной( моторной) памяти, умению точно воспроизводить по образцу, выполнять упражнения по словесной инструкции. Тематические занятия включают в себя работу с трафаретами, карточками, шаблонами, упражнения для кистей и пальцев руки, гимнастику для глаз. Актуальность общеразвивающей программы по подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму заключается в том, что неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Программа рассчитана на один год( старшего дошкольного возраста) . Занятие проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 занятий в год. Организовывается во время свободной деятельн ости детей. Занятия группой или подгруппой длительностью 25- 30 минут. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Цель программы:  совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве, развивать моторику и координацию движений руки, развивать навыки ручной умелости. Задачи программы: Обучающие- подготовка ребенка к письму; - учить разбивать фигуры на части, воссоздавать фигуру из частей, преобразовывать форму фигур; - заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе; - положительное отношение к письму. - с пособствовать развитию познавательных способностей, творческого воображения и пространственных представлений. Развивающие: - развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т. д. ; - развивать индивидуальные способности, креативность, самостоятельность у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы; - развивать зрительно- моторную координацию; - развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности; - развивать чувство ритма посредством ритмических рисунков; - развивать пространственную ориентировку. Воспитательные: - интерес к занятиям изобразительной и творческой деятельности; - организованность, усидчивость и аккуратность в работе; - заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе; - положительное отношение к письму. Методы и приемы работы с детьми Методические условия реализации программы. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: Словесные:  - беседа, - объяснение, - чтение стихов и загадок. Наглядные:  - работа по образцу( штриховка) ; - показ иллюстраций, картинок, букв. Практические:  - самостоятельная работа детей( штриховка) . - п альчиковая гимнастика. - физминутки. Типы занятий: - первичное ознакомление с материалом; - усвоение новых знаний; - применение полученных знаний и умений на практике; - закрепления и повторения. Форма организации учебного занятия  – кружковое занятие. Форма организации деятельности учащихся на занятии  – групповое. Содержание программы Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Прогноз результативности Воспитанник будет знать: - правила и различные виды штриховки( вертикальная, горизонтальная, наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру) ; - гигиенические правила письма( посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради) ; - правила работы с тетрадью. Воспитанник будет уметь: - правильно сидеть за столом во время письма; - правильно располагать рабочую тетрадь; - правильно держать карандаш и ручку; - проводить различные линии( прямые, ломаные, изогнутые) ; - проводить линии в разных направлениях; - обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги; - ориентироваться на плоскости и решать логические задачи. Ожидаемые результаты: Благодаря занятиям у ребенка повышается внимательность и способность сосредотачиваться; развитие мелкой моторики ведет за собой улучшение речевых навыков. У детей хорошо развита ручная умелость, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность, пространственная ориентировка детей на листе бумаги. И как следствие, дети легко адаптируются в начальном звене школы, у детей не возникает проблем с техникой письма, у них достаточно развиты: память, зрительное и произвольное внимание, восприятие. Организационно- педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы Материально- технические условия. Материально- технические: 1. Наглядные материалы: иллюстрации к темам. 2. Картинки, книжки- раскраски. 3. Принадлежности для занятий: тетради в большую клетку на каждого ребенка, шаблоны и трафареты для штриховки, головоломок, графических упражнений, ручки цветные( синие, красные, черные) , на каждого ребенка, простые и цветные карандаши на каждого ребенка. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Количество занятий в неделю 1 Количество занятий в месяц 4 Количество занятий в год 36 № Структура занятий 1 часть. Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, самомассаж пальцев и рук. 2 часть. Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка. 3 часть. Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты дорисовка. Перспективный план работы по подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму Занятие № 1 1. Пальчиковая игра «Моя семья» 2. Штриховка «Морской конек» 3. Рисование по клеточкам( тетрадь) Занятие № 2 1. Пальчиковая игра «Прятки» 2. Штриховка «Улитка» 3. Продолжи узор( тетрадь) Занятие № 3 1. Пальчиковая игра «Пальчик- мальчик» 2. Штриховка «Зонтик» 3. Головоломка «Раскраска по цифрам» Занятие № 4 1. Пальчиковая игра 2. Штриховка «Листик» 3. Графическое упражнение Занятие № 5 1. Пальчиковая игра «Мы рисовали» 2. Штриховка «Мячик» 3. Рисование по клеточкам( тетрадь) Занятие № 6 1. Пальчиковая игра «Дружба» 2. Штриховка «Морковь» 3. Продолжи узор( тетрадь) Занятие № 7 1. Пальчиковая игра «Замок» 2. Штриховка «Перья» 3. Головоломка «Раскраска по цифрам» Занятие № 8 1. Пальчиковая игра «Паучок» 2. Штриховка «Стрекоза» 3. Графическое упражнение Занятие № 9 1. Пальчиковая игра «Пальчики» 2. Штриховка «Тыква» 3. Рисование по клеточкам( тетрадь) Занятие № 10 1. Пальчиковая игра «Котята» 2. Штриховка «Тыква» 3. Продолжи узор( тетрадь) Занятие № 11 1. Пальчиковая игра «Мебель я начну считать» 2. Штриховка «Воздушный шар» 3. Головоломка «Раскраска по цифрам» Занятие № 12 1. Пальчиковая игра «Гости» 2. Штриховка «Цветок» 3. Графическое упражнение Занятие № 13 1. Пальчиковая игра «Моя семья» 2. Штриховка «Ракушка» 3. Рисование по клеточкам( тетрадь) Занятие № 14 1. Пальчиковая игра «Прятки» 2. Штриховка «Лебедь» 3. Продолжи узор( тетрадь) Занятие № 15 1. Пальчиковая игра «Пальчик- мальчик» 2. Штриховка «Снежинка» 3. Головоломка «Раскраска по цифрам» Занятие № 16 1. Пальчиковая игра «Улей» 2. Штриховка «Новогодняя игрушка» 3. Графическое упражнение Занятие № 17 1. Пальчиковая игра «Мы рисовали» 2. Штриховка «Елка» 3. Рисование по клеточкам( тетрадь) Занятие № 18 1. Пальчиковая игра «Дружба» 2. Штриховка «Ваза» 3. Продолжи узор( тетрадь) Занятие № 19 1. Пальчиковая игра «Замок» 2. Штриховка «Колокольчик» 3. Головоломка «Раскраска по цифрам» Занятие № 20 1. Пальчиковая игра «Паучок» 2. Штриховка «Рыбка» 3. Графическое упражнение Занятие № 21 1. Пальчиковая игра «Пальчики» 2. Штриховка «Перчатка» 3. Рисование по клеточкам( тетрадь) Занятие № 22 1. Пальчиковая игра «Котята» 2. Штриховка «Ананас» 3. Продолжи узор( тетрадь) Занятие № 23 1. Пальчиковая игра «Гости» 2. Штриховка «Радуга» 3. Головоломка «Раскраска по цифрам» Занятие № 24 1. Пальчиковая игра «Мебель я начну считать» 2. Штриховка «Пирамидка» 3. Графическое упражнение Занятие № 25 1. Пальчиковая игра «Моя семья» 2. Штриховка «Бабочка» 3. Рисование по клеточкам( тетрадь) Занятие № 26 1. Пальчиковая игра «Прятки» 2. Штриховка «Замок» 3. Продолжи узор( тетрадь) Занятие № 27 1. Пальчиковая игра «Пальчик- мальчик» 2. Штриховка «Птица» 3. Головоломка «Раскраска по цифрам» Занятие № 28 1. Пальчиковая игра «Улей» 2. Штриховка «Ракета» 3. Графическое упражнение Занятие № 29 1. Пальчиковая игра «Мы рисовали» 2. Штриховка «Щенок» 3. Рисование по клеточкам( тетрадь) Занятие № 30 1. Пальчиковая игра «Дружба» 2. Штриховка «Барашек» 3. Продолжи узор( тетрадь) Занятие № 31 1. Пальчиковая игра «Замок» 2. Штриховка «Пасхальное яйцо» 3. Головоломка «Раскраска по цифрам» Занятие № 32 1. Пальчиковая игра «Паучок» 2. Штриховка «Сова» 3. Графическое упражнение Занятие № 33 1. Пальчиковая игра «Гости» 2. Штриховка «Ромашка» 3. Рисование по клеточкам( тетрадь) Занятие № 34 1. Пальчиковая игра «Котята» 2. Штриховка «Заяц» 3. Продолжи узор( тетрадь) Занятие № 35 1. Пальчиковая игра «Пальчики» 2. Штриховка «Попугай» 3. Головоломка «Раскраска по цифрам» Занятие № 36 1. Пальчиковая игра «Мебель я начну считать» 2. Штриховка «Имя» 3. Графическое упражнение

Оставить комментарий: