a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников»

Автор: Толмачева Инна Михайловна Опубликовано: 2024-10-20 14:21:54

Документы для скачивания

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса у старших дошкольников» Психологами доказано, что успешнее школьную программу осваивают дети, которые проявляют высокую познавательную активность и получают радость от новых знаний. Будет ли успешной и радостной учеба в школе? Во многом это зависит от того, насколько сформированы у ребенка те качества, которые определяют эффективность обучения. При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. В основном отстают в учебе «интеллектуально пассивные» дети, которые негативно относятся к умственной работе и стремятся избежать активной мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес. Стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Не секрет, что некоторые дети учатся хорошо только благодаря дисциплине и невероятной усидчивости. А другие «всё схватывают на лету» и быстро справляются с домашними заданиями. И дело здесь совершенно не в разных умственных способностях. Легко усваивать информацию ребёнку позволяет его познавательный интерес ко всему новому и неизвестному. Дети, которые учатся довольно слабо, жалуются на «непонимание предмета» и «плохую память». Но когда они воспринимают интересную историю, то передают содержание близко к оригиналу, поражая близких. Любому человеку сложнее выполнить какую- то работу, если она не вызывает заинтересованности. Ребенок стремится познавать и творить, и ему необходимы в этом процессе участие и помощь взрослых. Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей. Вытеснение живого общения и мода на интерактивные пособия препятствуют развитию мышления и воображения детей. Современные дети, к сожалению, очень мало играют, игра постепенно подменяется просмотрами мультфильмов на телефоне или планшете. Общение с родителями и сверстниками заметно сокращается, а это, в свою очередь, тормозит познавательное и речевое развитие ребенка. Привлекательные интерактивные игрушки без участия взрослого не способствуют развитию игровой деятельности детей. Ошибки взрослых, которые приводят к угасанию детской любознательности: 1. Взрослые мало взаимодействуют с ребенком, не включаются в их игры. 2. Бесконечно используют запреты, не поясняя ребенку, почему это нельзя и не предлагая альтернативную деятельность. 3. Родители нередко с раздражением реагируют на детские вопросы 4. Часто забывают похвалить малыша за старания и небольшие достижения. В основном отмечают недостатки в деятельности ребенка. 5. Родители не учитывают возрастные особенности дошкольного возраста, а именно, импульсивное поведение ребенка и невозможность предвидеть последствия своих действий. Каким же образом можно стимулировать познавательное развитие у старших дошкольников? Важно помнить, что ведущей деятельностью дошкольника является сюжетно- ролевая игра. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятия, речи, мышления, воображения, памяти и внимания. Научить ребенка игре, обогатить ее содержание, превратить обыденное событие в увлекательную игру должны взрослые. Но родители нередко недооценивают значение игры в жизни ребенка. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира, она обогащает эмоциональный мир ребенка, создает позитивное настроение. В игре усваиваются нравственные принципы, формируются и уточняются представления о мире. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется правилам.  Выполнение этих правил приносит ребенку удовольствие, а значит, игровая деятельность способствует развитию волевой сферы. Поведение становится осознанным, в игре у ребенка появляется простор для проявления инициативы и самостоятельности. – Прогуливаясь, играйте с ребёнком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь. – Вносите в жизнь ребёнка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу. – Играя с ребенком, включайте познавательные элементы в сюжет, используйте развивающие игровые материалы. В старшем дошкольном возрасте расцветает детская познавательная активность. Характерные черты дошкольника шестого года жизни – это любопытство, пытливость, постоянное желание узнать что- то новое, жажда новых впечатлений, активное стремление наблюдать, искать новые сведения о мире. Удовлетворяя любознательность в процессе активной деятельности, малыш из отдельных представлений и образов получает систему знаний к концу дошкольного детства. Для познавательного развития ребенка очень важно развивать внимание, память, речь, способность сравнивать, анализировать, устанавливать причинно- следственные связи. Психологами доказано, что дошкольный возраст является благоприятным периодом развития познавательных интересов личности. Поэтому родителям необходимо поощрять познавательную активность ребенка, проявляя свою личную заинтересованность в исследованиях малыша. Именно в этом возрасте полезно приобрести ребенку в подарок красочную детскую энциклопедию. Однако следует помнить, что для развития ребенка важно не только количество знаний, но и способ их усвоения. Читая ребенку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил все содержание главы.  «Почемучка» любит повторно воспринимать знакомую информацию. Эту потребность необходимо удовлетворять для уточнения, углубления и систематизации детских представлений. Пятилетний возраст справедливо называют возрастом «почемучек». Ни в коем случае не отмахивайтесь от детских вопросов, а задавайте малышу встречные: «А как ты думаешь? Как ты догадался? ». К детским вопросам необходимо относиться серьезно. Не оставляйте их без внимания, совершайте совместные открытия с ребенком, создавайте радостный фон сотрудничества. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка. Познавательная самостоятельность почемучек проявляется в потоке вопросов: «Зачем? » «Как? », «Почему? ». Часто ребенок пытается сам найти ответы на них, проявляя при этом инициативу, которая обнаруживается в стремлении, потрогать и разобрать предметы и игрушки, поэтому дошколят привлекают конструкторы, наборы для творчества и опытов. Такая творческая исследовательская деятельность стимулирует мышления и развитие познавательных интересов. К концу дошкольного возраста ребенок уже способен проявлять волевое усилие для получения результата, даже если необходимо преодолеть препятствия. Развитие познавательного интереса предполагает получение новых знаний. Но застенчивые, неуверенные в себе дети требуют особого подхода. На первый взгляд они пассивны, их мало что интересует. Таких робких дошкольников родителям необходимо побуждать к формулированию вопросов и нахождению ответов в практической деятельности. Обязательно расширяйте кругозор ребенка через наблюдения в природе, посещение выставок, театров, чтение книг. Устанавливайте связи с прошлым опытом, систематизируя знания ребенка. Будьте внимательны и при едва заметном проявлении заинтересованности в интеллектуальной деятельности поддержите малыша, помогите ему достичь успеха. Участие ребенка в несложной интеллектуальной викторине или конкурсе, позитивные эмоции, игровые приемы зажигают детское любопытство. Ваше участие и доброжелательность помогут ребенку поверить в себя, подтолкнут его к новой познавательной активности в будущем. Не стремитесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений. Например, предложите определить, что изменилось в парке со времени последнего посещения, придумывайте загадки о том, что он видит, используйте стихи о природе. Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Дошкольникам легче находить отличия между объектами, чем сходства. Поэтому сначала предлагайте вопрос: «Чем отличается береза и ель? » А затем обсудите, чем они похожи. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по- иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Психологи выделяют условия, необходимые для формирования познавательной мотивации дошкольника: - Эмоциональная поддержка. Ребенок дольше удерживает внимание и интерес, если его подбадривать, хвалить за старания. - Обсуждение успехов и неудач с ребенком. Почему удалось найти ответ, что помогло? Побуждайте ребенка самостоятельно находить ответы. - Активизация мыслительных процессов. Познавательная деятельность может продолжаться неделю и больше, если вы будете задавать наводящие вопросы. - Помощь взрослых в освоении навыков ребенком планирования и постановки цели. Познавательные интересы заставляют ребенка активно стремиться к освоению нового, искать способы удовлетворения жажды знаний. Все дети по своей природе очень любознательны. Поэтому, следует поощрять их получать информацию и анализировать ее. Таким образом, можно сделать вывод, что развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста полностью зависит от близких взрослых. Мир малышу открывается через его восприятие, личные переживания и практическую деятельность. Ваша поддержка детской любознательности в различных сферах жизни сформирует у ребенка широкий кругозор. Стремление познавать новое станет в будущем потребностью, и будет побуждать детей к углубленному изучению школьной программы. Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста». Скоро наши дети станут школьниками. Что принесет им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит от того, как мы вместе с вами подготовим ребенка к школе, насколько сумеем сформировать у наших детей те качества, которые определяют эффективность обучения. При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов. Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причина «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес. Что же такое познавательный интерес? Это стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения. Основа познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции: удивление, радость, успех, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых; создают у ребенка уверенность в своих силах. Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Поэтому мы, педагоги советуем вам родителям для развития памяти использовать каждую возможность для обогащения своего ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Например, очень полезно проводить со своим ребенком прогулки и экскурсии. Не стремитесь объяснять и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулках и по телевизору, в компьютере. Для развития интереса ребенка лучше возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Например, вы с ребенком прогуливаетесь по парку. Предложите сыну или дочери определить, что изменилось в парке со времени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспомнить или выучить строки из стихотворений о природе. Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему – сравнение. Благодаря сравнению ребенок глубже познает и выделяет новые качества, свойства тех предметов, что казалось ему хорошо знакомыми. Так, например, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта( автобус и троллейбус, трамвай и троллейбус, грузовую и легковую машины и пр. ) Старшие дошкольники могут сравнивать наблюдаемый объект с другим, запечатленный в памяти. Например, вечером, возвращаясь из детского сада домой, предложите своему ребенку вспомнить, каким было небо утром, отметить изменения. Побуждая своего ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний. Тем самым непринужденно развиваем у него: речь, память, внимание, мышление, воображение. Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Создайте в своей семье условия для развития такой деятельности. Так, ваш сын интересуется транспортом, смастерите вместе с ним какие- либо модели из « лего », помогите развернуть игру. И ваш ребенок расширит знания и в пространственной ориентировке, в счете, назовет вам формы геометрических фигур, разовьет мелкую моторику руки. Предложите дочке нарисовать то, что ее интересует, поддерживайте беседы на любые темы. Интерес, осуществляемый в деятельности, становиться стойким и осознанным. Если деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитии у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, помогайте довести начатое дело до конца. Например, Егор взял журнал, полистал его и закрыл. Рядом сел папа: «Давай, сынок, посмотрим вместе». Завязалась оживленная беседа. Сколько интересного узнал сынок, хотя это он знал и раньше от взрослых. Но дошкольнику свойственна потребность в повторении восприятия того, что он видел, о чем уже слышал. Все это углубляет познание окружающего мира. Особое значение для развития мышления детей имеют вопросы: «Почему солнце светит и греет, а луна только светит? Куда птицы улетают? ». Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы своего ребенка. Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам? »- побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепят веру в свои силы. Краткость, ясность ответа, доступность его пониманию дошкольника- этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы. Помните мудрый совет В. А Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что- то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что- то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Оставить комментарий: