Картотека игр "Дружные ребята" на развитие межличностных отношений
Документы для скачивания
Картотека игр, направленных на формирование у дошкольников навыков позитивного общения со сверстниками «Дружные р е бята» На мостике Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости. Количество играющих: 2 команды. Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30- 40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон на встречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок( потому что, когда он остался один, мостик перевернулся) . Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют». Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца. Охота на тигров Цель: развитие коммуникативных навыков. Количество играющих: не менее 4 человек. Необходимые приспособления: маленькая игрушка ( тигр) . Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка. Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потому им можно разрешить сначала присмотреться к тому, как играют другие дети. Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей- дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить( игры, подобные «Море волнуется. . . », « Царевна- Несмеяна ») . Сиамские близнецы Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков. Количество играющих: кратное двум. Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки. Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5- 6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего». Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало. Клубочек Цель: развитие коммуникативных навыков. Количество играющих: группа детей. Необходимые приспособления: клубок ниток. Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем- нибудь( как тебя зовут, сколько тебе лет, что ты любишь) . Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему. Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников. Ведущим может быть выбран и ребенок. Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем- то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья. Зеркала Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков. Количество играющих: группа детей. Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим. Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой( ногой) , что и он. Поварята Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе. Количество играющих: группа детей. Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить»: суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем- нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда». Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие- либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание. Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж. Остров Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Количество играющих: четверо, или кратное четырем. Необходимые приспособления: газета. Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто- то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится. Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие- то травмы. Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа. Ладонь в ладонь Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта. Возраст: любой. Количество играющих: 2 или больше человек. Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д. Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору( в виде кучи подушек) , реку( в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения. Зоопарк Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов. Количество играющих: две команды. Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители, они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ро лями. Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его каки ми- либо чертами характера. Старенькая бабушка Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости. Количество играющих: 8- 10 человек. Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз. Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки( дедушки) и внуки( внучки) . «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки( внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина. Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда- сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору( его роль играет кто- то из детей) , и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой. Комментарий: перед началом игры можно побе седовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы. В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки( дедушки) » должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила. Игры и упражнения, направленные на развитие навыков общения, межличностных отношений и эмоциональной сферы “До свидания – здравствуй” Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью( от себя) . Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка, прощально помахивая рукой, а со словом “здравствуйте” приближается, протягивая к нему руки с повёрнутыми вверх раскрытыми ладонями. Пусть ребёнок включится в игру, повторяя движения( и слова) вместе со взрослым. “Ласка” Взрослый просит малыша ласково погладить игрушку, выражая свою любовь к ней, приговаривая нежно: “Хорошая, хорошая”. Подсказывает “Посмотри ей в глазки ласково, погладь мягко, чтоб ей было приятно”. Ребенок показывает движение, исполняя его выразительно, с участием.
- Статья "Инклюзивные практики в работе с детьми с нарушением слуха", г.Москва
- Статья "Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением слуха"
- Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»
- Сценарий театрализованного представления по мотивам К.Чуковского «Федорино горе»
- Сценарий "Весёлая ярмарка"