Как подготовить ребенка 5-6 лет к общению с компьютером
Сегодня дошкольники проводят за компьютером достаточно много времени. Нередко родители только рады этому — ребенок не мешает им заниматься своими делами. Но многие ли задавались вопросом: «Готов ли он к общению с компьютером?». Эту проблему редко обсуждают, а многие родители, скорее всего, и не подозревают о ее существовании. И напрасно. Ведь никого сейчас не удивляют слова «готовность к школе». Более того, родители сами обращаются к специалистам с просьбой обследовать ребенка, чтобы выяснить, готов ли он идти в школу. Похожая проблема возникает и в отношении готовности дошкольников к работе на компьютере. От чего зависит эта готовность? Можно ли подготовить ребенка к общению с компьютером? Прежде всего поговорим о функциональных возрастных особенностях и возможностях детского организма, определяющих его готовность к такой сложной самостоятельной деятельности, как овладение навыками работы с электронным носителем информации.
Какие значимые функции необходимы для работы на компьютере?
Общение с компьютером для дошкольника не является привычным видом деятельности. Оно требует максимальной мобилизации внимания, концентрации сил. Нередки случаи, когда дети с трудом осваивают навыки общения с компьютером и управления им, а есть и такие, кто наотрез отказывается учиться на нем работать или имеет скрытое настороженное отношение к нему.
Скрытая настороженность к деятельности за компьютером может породить у ребенка неуверенность в своих силах, стойкое негативное отношение к компьютеру и даже страх перед ним. Подобная дезорганизация эмоциональной сферы будет отрицательно влиять на интеллектуальное развитие и здоровье.
В чем же причина появления негативизма к работе на компьютере?
Трудности, возникающие при общении ребенка с компьютером, в значительной мере связаны с особенностями адаптации его организма к новому виду деятельности. Эти особенности обусловлены спецификой развития детей данной возрастной группы. Для детей 5–6 лет характерна незавершенность морфологического (анатомического) и функционального развития всех их органов и систем, что определяет высокую чувствительность организма к любым воздействиям.
При нарушении границ выносливости к воздействующим факторам у ребенка очень легко возникают отклонения в состоянии здоровья, расстройства в функционировании различных физиологических систем.
Это убедительно доказано исследованиями адаптации шестилетних детей к систематическому обучению в школе. У части детей на первых порах возникают различные невротические реакции, изменяется эмоциональное состояние, нарушается поведение. Они становятся очень возбудимыми, на любое замечание реагируют неадекватно — плачут или ведут себя агрессивно. Постепенно в процессе адаптации детский организм приспосабливается к новым условиям: ребенок более спокойно реагирует на предлагаемые ему нагрузки, овладевает навыками учебной деятельности, которые обеспечивают не только успешность учения, но и эмоциональное и психическое благополучие.
Когда ребенок начинает общаться с компьютером, функциональные системы его организма тоже приспосабливаются к новым условиям. Чтобы адаптация была не очень напряженной и длительной, необходима определенная «зрелость» тех функций, которые обеспечивают успешность овладения этим видом деятельности.
Какие же функции особенно значимы для общения ребенка с компьютером? Чтобы ответить на этот вопрос, следует внимательно понаблюдать за его поведением и действиями. Главными проблемами любой деятельности дошкольника являются организация, внимание, способность сосредоточиться на определенное время.
На начальном этапе обучения он учится работать с клавиатурой, быстро и точно нажимать нужные клавиши. При этом ребенок периодически переводит взор с экрана монитора на клавиатуру и обратно. За 10 минут работы на компьютере ребенок обычно делает 80–100 таких движений. Но нередко приходится работать в более быстром темпе, навязанном программой. В этом случае дети испытывают затруднения в поиске нужной клавиши и допускают ошибки. Следовательно, значимыми для работы с клавиатурой будут организация деятельности и сформированность двигательных функций.
|
Ребенок рассматривает на экране предметы и объекты разной величины, переводит взор на клавиатуру и, отвлекаясь, фиксирует взор на более удаленных предметах. Следовательно, развитие его зрительной системы, испытывающей повышенную нагрузку, также особо значимо для работы на компьютере.
Занятия на компьютере связаны с решением постепенно усложняющихся пространственных и логических задач, требующих достаточно развитого абстрактного мышления, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, а также способности быстро мобилизовать все свои знания и навыки.
Отметим в дополнение к сказанному, что дошкольники работают с разными компьютерными программами. Работа с новой программой предполагает каждый раз иные пространственные двигательные реакции (координации) рук, связанные с управлением (нажатием на клавиши клавиатуры). Расположение «горячих» клавиш при смене программ меняется. При переходе на новую программу детям приходится запоминать предлагаемые правила управления и расположение клавиш.
Следовательно, для успешной работы дошкольника на компьютере необходим и достаточный уровень развития рабочей памяти. Более сложные программы требуют достаточного уровня развития логического и наглядно-образного мышления ребенка.
Комплекс упражнений для подготовки к работе на компьютере
Начинать развитие значимых для работы на компьютере функций следует с первых же занятий, когда дети испытывают наибольшие затруднения в управлении компьютером. Сколько нужно узнать и запомнить! Изучить клавиатуру, назначение клавиш, освоить приемы управления компьютером, требующие сложных зрительно-двигательных координаций, когда необходимо точно нажимать на нужную клавишу и одновременно следить за экраном. Кроме того, ребенку приходится запоминать правила управления для разных компьютерных программ.
Понятно, что и развивать в первую очередь необходимо те функции, которые особенно значимы на начальном этапе общения ребенка с компьютером: точность и координацию движений руки; тонкие движения кисти и пальцев руки; кратковременную память.
Предлагаемый комплекс упражнений, разработанный для дошкольников и адаптированный к возможностям детского организма, поможет подготовить ребенка к общению с компьютером. Все упражнения оказывают комплексное воздействие на развитие дошкольника, но, формируя организацию деятельности, внимание, восприятие, мышление и т. п., в то же время направлены на преимущественное формирование тех функций, которые мы назвали значимыми для компьютерных занятий, а особенно на первых порах овладения компьютером.
Упражнения комплекса подразделяются на три группы:
1) развивающие главным образом точность и координацию движений;
2) развивающие преимущественно тонкие движения кистей и пальцев рук;
3) развивающие кратковременную память.
Родителям следует набраться терпения, не торопить ребенка, т. к. формирование указанных функций — сложный и длительный процесс.
Занятия следует проводить в отвечающей дошкольному возрасту игровой форме. Очень важно также, чтобы упражнения не вызывали у ребенка утомления и чрезмерного возбуждения. Содержание игр должно быть простым, интересным и эмоционально привлекательным для детей.
Приведем примеры упражнений из каждой группы, чтобы родители могли не только их использовать, но и по аналогии с ними придумывать свои варианты.
Упражнения на развитие точности и координации движений
Заниматься предложенными упражнениями следует не менее двух раз в неделю по 10–15 минут. Важно помнить, что детям нравятся соревнования. Поэтому если в семье один ребенок, то его «соперником» придется быть кому-то из взрослых.
«Меткий бросок». Используется напольный кольцеброс, состоящий из крестовин с четырьмя вертикальными палочками для колец.
Исходное положение: ребенок стоит прямо, рядом с кольцебросом, в руке держит кольцо. По сигналу взрослого он набрасывает кольцо на палочку кольцеброса. При точном попадании делает шаг назад и повторяет бросок с более отдаленной дистанции. При неудаче делает шаг вперед, т. е. упражнение повторяется в более легких условиях. Выполнить 6–8 бросков.
«Кегли». Используются наборы кеглей и мячей. Кегли выстраивают в ряд.
Исходное положение: ребенок сидит на ковре, ноги в стороны, в руках держит мяч. Расстояние от него до кеглей подбирается индивидуально. Прокатывая мяч по полу, ребенок должен сбить кегли. В зависимости от результата можно увеличить или, наоборот, уменьшить расстояние от ребенка до кеглей. Упражнение повторить 6–8 раз.
«Детский баскетбол». Используется деревянный куб размером 35×35 см с круглым отверстием (диаметр 14 см) на одной из граней. Можно взять крепкую картонную коробку, вырезав в ней предварительно круглое отверстие. Куб (или коробка) устанавливается отверстием вверх.
Исходное положение: ребенок стоит прямо рядом с кубом, в руках держит мяч. Нужно попасть мячом в отверстие. Если мяч точно попадает в цель, то ребенок делает шаг в сторону от куба, при неудаче остается на месте или встает ближе к кубу. Победителем считается игрок, набравший большее число очков на большем удалении от куба.
Выполняется 5 бросков двумя руками, затем по 5 бросков правой и левой рукой.
«Подъемный кран». Куб устанавливается круглым отверстием вверх.
Исходное положение: ребенок стоит слева от куба на расстоянии вытянутой руки и держит мяч в направленной вперед левой руке. Совершая плавное движение рукой в сторону куба, нужно попасть мячом в его отверстие. Если бросок сделан удачно, ребенок встает справа от куба и бросает мяч правой рукой. Сначала движение совершается при зрительном контроле, затем без контроля зрения. Упражнение повторить по 5 раз правой и левой рукой.
«Детский футбол». Сооружаются «футбольные ворота» размером 35×35 см (границы ворот обозначаются любыми предметами).
Исходное положение: ребенок сидит на ковре, ноги в стороны. Расстояние до «футбольных ворот» — 5 м (расстояние может корректироваться в соответствии с размером комнаты). Ребенок должен попасть в «ворота», прокатывая мяч по полу.
Упражнения, развивающие тонкие движения кисти и пальцев руки
Упражнения этой группы желательно делать ежедневно.
«Знакомство». К большому пальцу руки поочередно нужно прикоснуться другими пальцами. Можно делать несколько касательных движений подряд одним и тем же пальцем. Можно изменять темп движений (касаний), то увеличивая его, то снижая.
«Сон». Рука ребенка лежит на столе ладонью вверх. Пальцы нужно по очереди «уложить» на ладонь (пальчики «засыпают»). Когда пальцы соберутся в кулак, начинается их «просыпание»: выпрямление тоже по очереди.
Упражнения «Знакомство» и «Сон» выполняются поочередно для пальцев правой и левой руки.
«Вот и я!». Каждому пальцу руки присваивается имя персонажа сказки. Пальцы собраны в кулак. Кто-то из родителей называет одного из героев сказки. Ребенок в ответ выпрямляет соответствующий палец. Возможно появление двух и более «персонажей» одновременно.
«Молчаливые стихи». Взрослый читает стихи, а ребенок «произносит» их пальчиками. Например:
Раз, два, три, четыре, пять, —
Будем пальчики считать.
Крепкие, дружные.
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Ребенок в соответствии со счетом (раз, два и т. д.) должен или сгибать по одному пальчику, или, наоборот, разгибать их по очереди.
Упражнение выполняется пальцами правой и левой руки поочередно.
«Опасный поворот». Это упражнение будет особенно интересно мальчикам. На листе бумаги необходимо нарисовать три машинки и для каждой — дорогу с опасными и крутыми поворотами, ведущую к гаражу. Ребенок должен провести каждую машинку в свой гараж. Сначала он проводит по линии дороги пальцем (без карандаша или ручки). Затем упражнение повторяется с помощью мягкого карандаша. При этом надо соблюдать непременное условие: не отрывать карандаш от бумаги на протяжении всего пути и не задевать края нарисованной дороги (не съезжать в кювет).
Девочкам можно вместо манипуляций с машинами предложить путешествие в «заколдованный замок».
«Конструктор». Используются любые наборы конструкторов. Ребенку предлагается собрать за определенное время модель по образцу. Правильность оценивается с учетом точности собранной модели и времени сборки.
Упражнения, развивающие память
Данные игровые упражнения можно проводить как дома, так и во время прогулок (желательно не реже, чем 3 раза в неделю).
«Запомни словечко». Играть лучше вдвоем с ребенком. Каждый из играющих по очереди называет одно новое слово и прибавляет его к названному до него. Далее играющие по очереди повторяют все названные слова, прибавляя к ним новое слово.
«Слушай и запоминай». Взрослый зачитывает 10 пар слов, связанных по смыслу. Ребенок должен запомнить их. Затем взрослый произносит одно первое слово пары, а ребенок, вспомнив второе слово, называет его. Взрослый подтверждает правильность ответа и переходит к следующей паре, называет первое слово из пары — ребенок вспоминает соответствующее слово и называет его и т. д. например: зима — снег, ночь — луна, мама — ребенок, елка — праздник, краски — альбом, велосипед — дорога, зоопарк — жираф и т. д.
«Непослушные картинки». Взрослый из различных предметов строит сюжетную картинку, например, дом с цветником, садом и домашними животными. Ребенок, рассматривая картинку, должен запомнить первоначальный вид, затем он на минуту выходит из комнаты (или отворачивается). Взрослый, поменяв расположение предметов, зовет ребенка, предлагает ему догадаться, что изменилось, и вернуть все предметы на прежние места.
«Хоровод». Вместе с ребенком следует построить игрушки в круг, каждой придумать имя. Взрослый обращается к ребенку:
Гости в дом ко мне пришли,
В хоровод плясать пошли.
Как зовут моих гостей?
Помоги мне поскорей!
Ребенок по кругу вспоминает имена игрушек. Затем выстраивается новый круг, и игра повторяется.
Регулярное выполнение приведенных упражнений позволит развить способности ребенка и подготовит его к работе на компьютере. Однако родителям следует соблюдать и другие рекомендации.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Не следует усаживать ребенка за компьютер только потому, что дети ваших знакомых все свободное время проводят рядом с монитором. Пусть ребенок сам решит, чем ему приятнее заниматься. Возможно, его выбор окажется более правильным и более полезным для его развития. 2. Когда ребенок только начинает знакомиться с компьютером, понаблюдайте за его поведением. Особенно важно это делать на первом этапе овладения малышом новым для него видом деятельности. 3. Приступайте к активной функциональной подготовке ребенка с первых же дней общения его с компьютером, а желательно и раньше. 4. Старайтесь, чтобы выполнение упражнений стало увлекательной игрой, и непременно участвуйте в этой игре как равноправный партнер, с удовольствием. Только в этом случае можно ожидать положительных результатов. 5. Отдельные упражнения можно выполнять во время совместной прогулки или поездки. Не упускайте любой возможности, чтобы помочь ребенку укрепить его память, развить точность движений и другие функционально важные для работы на компьютере качества. 6. Не предлагайте ребенку сразу все рекомендуемые упражнения. Следите, чтобы задания были ему по силам и не приводили к утомлению. 7. Попытайтесь подобрать свои варианты игр и упражнений, способствующих развитию значимых функций и похожих по действию на предложенные нами. Это позволит поддержать интерес ребенка к занятиям, сделать их разнообразными, нескучными и неожиданными. Привлекайте ребенка к придумыванию новых игр и упражнений. Возможно, ему будет более интересно поиграть в свою собственную игру. 8. Не все упражнения получатся у ребенка с первого раза. Ни в коем случае не выражайте недовольства плохими, с вашей точки зрения, результатами. Напротив, обсудите причину неудачи, постарайтесь ободрить маленького ученика. 9. Заведите специальную тетрадь, в которую вы будете заносить результаты выполнения отдельных упражнений, отмечать, что ребенок уже умеет делать, а что еще нет. Чаще говорите с ребенком о его успехах, о том, чего он уже достиг, чему научился. 10. Не торопите ребенка, не сравнивайте его с другими детьми! Готовность (психологическая и функциональная) организма к любой деятельности, в том числе на компьютере, вырабатывается у каждого в свое время. Учитесь понимать и поддерживать индивидуальность вашего ребенка. |