Игры на формирование слоговой структуры слова у детей
Документы для скачивания
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д етский сад № 16 «Былина» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Дидактические игры, способствующие формированию слоговой структуры слов у дошкольников с ОНР» Разработано: учителем – логопедом Демаковой Еленой Викторовной г. Бор 2023 г. Цель всех представленных игр в пособии: формирование слоговой структуры слова. Использование разработанных игр позволяет решить не т олько задачи по формированию слоговой структуры слова у детей, но и отработку некоторых лексико – грамматических категорий( учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных, образовывать мн. ч. существительных, подбирать антонимы и т. д. ) , а также развитие высших психических функций( развивать словесно – логическое мышление, зрительную координацию, внимание, мелкую моторику) . Все игры, вошедшие в альбом разнообразны по своему содержанию и сюжету: игры на липучках, с кармашками и окошками, предполагающие использование камешков М арблс, фломастеров и фонарика, игры – вертушки. Игры, направленные на отработку слов 1 типа ССС 3932555177165 1. Д. и. с фонариком «Узнай по контуру» Задачи: отработать правильное произношение слов 1 типа ССС; развивать внимание, мышление, моторику. Инструкция: Как ты думаешь, как мы можем сделать эти картинки цветными? У меня есть волшебный фонарик, который поможет нам это сделать. Давай посветим с обратной стороны на эти предметы и назовём их. 391858577470 2. Д. и. с кругом «У кисы дома» 47339256985 Задачи: отработать прави льное произношение слов 1 типа ССС в предложениях; развивать внимание, координацию. Инструкция: Знакомься, это киса! Давай назовём с тобой предметы, которые есть й нее дома. Поворачивай к ней предмет и составляй предложение. 3880485825500397954592710 3. Д. и. с камешками Марблс «У Тани на фото» Задачи: отработать правильное про изношение слов 1 типа ССС в предложениях; развивать мелкую моторику. Инструкция: Знакомься, это Таня! Она очень любит фотографировать. Хочешь посмотреть на ее работы? Снимай по одному камешку и называй что у Тани на фото. Игры, направленные на отработку слов 2 типа ССС 39490651670050 1. Д. и. «Найди тень» Задачи: отработать прави льное произношение слов 2 типа ССС; развивать внимание, зрительную координацию, мелкую моторику. Инструкция: Назови, пожалуйста, предметы, которые изображены в верх нем ряду. А теперь попробуй найти тень каждого из этих предметов и соедини их фломастером. 2. Д. и. «У кого кто? » 395668517272000 Задачи: отработать прави льное произношение слов 2 типа ССС в предложениях; обогащать номинативный словарь; развивать мелкую моторику. 44672256159500 Инструкция: Кто нарисован на картинке? У всех животных так же, как и у наших пап и мам есть детки. Помоги этим мамочкам найти своих деток и назови их. 3. Д. и. «Чьи вещи? » 3956685177800 Задачи: отработать прави льное произношение слов 2 типа ССС в словосочетаниях; учить образовывать притяжательные прилагательные; развивать мышление. Инструкция: Назови предметы, которые здесь изображены. А теперь мы будем с тобой образовывать новые слова. Например, помада мамы – это МАМИНА помада. Игры, направленные на отработку слов 3 типа ССС 41014652432053979545113665 1. Д. и. «Карусель» Задачи: отработать правил ьное произношение слов 3 типа ССС в словосочетаниях; развивать внимание, мелкую моторику. Инструкция: Знакомься, это Том. Назови, что он показывает. Например, вот лак. 3895725176530 2. Д. и. « Мой любимый… » Задачи: отработать прави льное произношение слов 3 типа ССС в предложениях; развивать мелкую моторику. Инструкция: Знакомься, это Оля и ее любимые предметы. Давай назовём, что любит Оля и раскрасим сердечки красным фломастером. 3926205307975 3. Д. и. с камешками Марблс «Кто шёл? » Задачи: отработать прави льное произношение слов 3 типа ССС в предложениях; развивать мелкую моторику. Инструкция: Посмотри на картинку, скажи кто это? Что они умеют делать? Все они умеют ходить. Ты согласен со мной? Давай мы составим с тобой предложения с названием каждого животного. Будем закрывать их камешками Марблс. Например, шёл пёс. Игры, направленные на отработку слов 4 типа ССС 38728651822450 1. Д. и. «Назови ласково» 362140581280 Задачи: отработать прави льное произношение слов 4 типа ССС; учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных; развивать мелкую моторику. Инструкция: Знакомься, это Т аня. Помоги ей назвать эти предметы ласково. 399478513144500 2. Д. и. «Съедобное- несъедобное» Задачи: отработать прави льное произношение слов 4 типа ССС; развивать мелкую моторику. Инструкция: Назови предметы, которые здесь изображены и раздели на две группы: съедобные и несъедобные. Проведи линии к соответствующему обозначению. 3918585178435 3. Д. и. « Чьи вещи? » Задачи: отработать прави льное произношение слов 4 типа ССС в словосочетаниях; учить образовывать притяжательные прилагательные; развивать мышление. Инструкция: Назови предметы, которые здесь изображены. А теперь мы будем с тобой образовывать новые слова. Например, халат мамы – это МАМИН халат. Игры, направленные на отработку слов 5 типа ССС 3933825174625 1. Д. и. « Третий лишний » Задачи: отработать прави льное произношение слов 5 типа ССС; развивать словесно – логическое мышление, мелкую моторику. Инструкция: Назови предметы, которые в рамке. Как ты думаешь, какой из этих предметов лишний? Почему? Зачеркни его маркером. 5130165412750040100253213100 2. Д. и. «Назови ласково» Задачи: отработать прави льное произношение слов 5 типа ССС; учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных; развивать мелкую моторику. Инструкция: Знакомься, это Коля. Помоги ему назвать эти предметы ласково. 400304017843500 3. Д. и. «У мишки в тачке » Задачи: отработать прави льное произношение слов 5 типа ССС в предложениях; учить правильно согласовывать слова в предложениях; развивать мелкую моторику. Инструкция: Давай посмотрим и назовём что у мишки в тачке. Игры, направленные на отработку слов 6 типа ССС 397192511366500 1. Д. и. «Тяжелое или легкое? » Задачи: отработать прави льное произношение слов 6 типа ССС; развивать мелкую моторику. Инструкция: Назови предметы, которые здесь изображены и раздели на две группы: лёгкие и тяжёлые. Проведи линии к соответствующему обозначению. 39566851797050 2. Д. и. «Чего нет? » Задачи: отработать прави льное произношение слов 6 типа ССС; учить образовывать существительные во мн. ч. Инструкция: Посмотри, кто- то пытался скрыть от нас предметы. Как ты думаешь, кто бы это мог быть? Но я знаю, что у тебя отличное зрение. Назови предметы, которые заштрихованы. 400240528892500 3. Д. и. с кругом «Чем доволен Матвей? » 4855845102235 Задачи: отработать правильное произноше ние слов 6 типа ССС в предложениях; развивать мелкую моторику. Инструкция: Это Матвей. Он побывал с мамой в магазине и рад новым покупкам. Давай назовём чем доволен Матвей. Игры, направленные на отработку слов 7 типа ССС 385762512001500 1. Д. и. «Образуй слова» Задачи: отработать прави льное произношение слов 7 типа ССС в словосочетаниях; учить образовывать относительные прилагательные. Инструкция: Назови предметы, которые здесь изображены. А теперь мы будем с тобой образовывать новые слова. Например, мёд из липы – это ЛИПОВЫЙ мёд. 394906515176500 2. Д. и. «О чем читал Михаил? » Задачи: отработать правильное произношение слов 7 типа ССС в предложениях; развивать мелкую моторику. Инструкция: Знакомься, это Михаил! Он очень любит читать. Давай назовём о чём Михаил прочитал в своих книжках. Будем закрывать картинки камеш ками Марблс. Например, Михаил прочитал о собаках. 39566859271000 3. Д. и. « Кто живет в зоопарке? » Задачи: отработать прави льное произношение слов 7 типа ССС. Инструкция: Ребята отправились в зоопарк. Назови кого они там увидели. Игры, направленные на отработку слов 8 типа ССС 3850005182880 1. Д. и. «Образуй слова» Задачи: отработать прави льное произношение слов 8 типа ССС в словосочетаниях; учить образовывать притяжательные прилагательные. Инструкция: Назови предметы, которые здесь изображены. А теперь мы будем с тобой образовывать новые слова. Например, орехи белки( это чьи орехи? ) – это БЕЛКИНЫ орехи. 3949065178435 2. Д. и. «Скажи наоборот» Задачи: отработать прави льное произношение слов 8 типа ССС в предложениях; 440626515621000 учить подбирать антонимы к прилагательным; развивать мелкую моторику. Инструкция: Я буду тебе называть тебе что здесь нарисовано, а ты подбирай картинки со словами и «наоборот». Например, Баба яга злая, а Красная шапочка добрая. 400113522352000 3. Д. и. «У бабушки в лукошке» Задачи: отработать прави льное произношение слов 8 типа ССС в предложениях; учить правильно согласовывать слова в предложениях; развивать мелкую моторику. Инструкция: Как по- другому можно назвать корзину? Давай посмотрим и назовём что у бабушки в лукошке. Игры, направленные на отработку слов 9 типа ССС 391858515049500 1. Д. и. « Найди тень » Задачи: отработать прави льное произношение слов 9 типа ССС; развивать внимание, зрительную координацию, мелкую моторику. Инструкция: Назови, пожалуйста, предметы, которые изображены в верхнем ряду. А теперь попробуй найти тень каждого из этих предметов и соедини их фломастером. 2. Д. и. «Образуй слова» 38779451543050 Задачи: отработать прави льное произношение слов 9 типа ССС в словосочетаниях; учить образовывать относительные прилагательные. Инструкция: Назови предметы, которые здесь изображены. А теперь мы будем с тобой образовывать новые слова. Например, платок из ситца – СИТЦЕВЫЙ платок. 3. Д. и. «Угощение» 388048517970500 Задачи: отработать прави льное произношение слов 9 типа ССС в предложениях; учить правильно согласовывать слова в предложениях. Инструкция: Девочка пришла в гости к мальчику. Он как гостеприимный хозяин угощал ее разными вкусностями. Давай назовём чем мальчик угостил девочку. Игры, направленные на отработку слов 10 типа ССС 1. Д. и. «Что создано природой, а что человеком? » 3827145180340 Задачи: отработать правил ьное произношение слов 10 типа ССС; развивать мелкую моторику, мышление. Инструкция: Назови предметы, которые здесь изображены и раздели на две группы: что создано природой, а что человеком. Проведи линии к соответствующему обозначению. 380428517462538881051790700 2. Д. и. «Назови ласково» Задачи: отработать правил ьное произношение слов 10 типа ССС; учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных; развивать мелкую моторику. Инструкция: Знакомься, это Анфиска. Помоги ей назвать эти предметы ласково. 38804851822450 3. Д. и. « Грязные кружки » Задачи: отработать правил ьное произношение слов 10 типа ССС в словосочетаниях; развивать мелкую моторику. Инструкция: После ухода гостей осталось много грязной посуды. Мы будем протирать с тобой кружки влажной салфеткой и называть что на них нарисовано. Игры, направленные на отработку слов 11 типа ССС 40633659715500 1. Д. и. «Продолжи ряд» Задачи: отработать правил ьное произношение слов 11 типа ССС; развивать мелкую моторику, мышление. Инструкция: Называй предметы по порядку. Как ты думаешь, какой из этих предметов должен здесь быть? / Прикрепи сюда предмет, который должен быть следующим в этом ряду. 403479017843500 2. Д. и. «Съедобное- несъедобное» Задачи: отработать правил ьное произношение слов 11 типа ССС; развивать мелкую моторику. Инструкция: Назови предметы, которые здесь изображены и раздели на две группы: съедобные и несъедобные. Проведи линии к соответствующему обозначению. 397573512319000 3. Д. и. «Продолжи ряд» Задачи: отработать правил ьное произношение слов 11 типа ССС; развивать мелкую моторику, мышление. Инструкция: Называй предметы по порядку. Как ты думаешь, какой из этих предметов должен здесь быть? / Прикрепи сюда предмет, который должен быть следующим в этом ряду. Игры, направленные на отработку слов 12 типа ССС 1. Д. и. «Найди тень» 389572562865 Задачи: отработать правил ьное произношение слов 12 типа ССС; развивать внимание, зрительную координацию, мелкую моторику. Инструкция: Назови, пожалуйста, предметы, которые изображены в верхнем ряду. А теперь попробуй найти тень каждого из этих предметов и соедини их фломастером. 3872865179705 2. Д. и. «Соедини часть с целым» Задачи: отработать правил ьное произношение слов 12 типа ССС; развивать внимание, зрительную координацию, мелкую моторику. Инструкция: Назови, пожалуйста, предметы, которые изображены в верхнем и нижнем рядах. По середине изображены части предметов, которые ты сейчас назвал. Попробуй определить это часть какого предмета? Соедини часть и целое, проведя линию маркером. 3926205177165 3. Д. и. с кругом «Я вижу … » 39490659525000 Задачи: отработать правил ьное произношение слов 12 типа ССС в предложениях; учить правильно согласовывать слова в предложениях; развивать мелкую моторику. Инструкция: Знакомься, это Марк. Он любит смотреть в свою подзорную трубу. Представь, что он, это ты. Расскажи, что ты видишь. Игры, направленные на отработку слов 13 типа ССС 39033451428750 1. Д. и. «Чего нет? » Задачи: отработать правильное произношение слов 13 типа ССС; учить образовывать существительные во мн. ч. Инструкция: Посмотри, кто- то пытался скрыть от нас предметы. Как ты думаешь, кто бы это мог быть? Но я знаю, что у тебя отличное зрение. Назови предметы, которые заштрихованы. 3872865161290 2. Д. и. «Образуй слова» Задачи: отработать правильное произношение слов 13 типа ССС в словосочетаниях; учить образовывать относительные прилагательные. Инструкция: Назови предметы, которые здесь изображены. А теперь мы будем с тобой образовывать новые слова. Например, суп из грибов – это ГРИБНОЙ суп. 3918585149860 3. Д. и. «У птички в клетке» Задачи: отработать правильное произношение слов 13 типа ССС в предложениях; учить правильно согласовывать слова в предложениях; развивать мелкую моторику. Инструкция: Это любознательная птичка. Как только ее выпускают из клетки она несёт в нее всевозможные предметы. Давай посмотрим и назовём что у птички в клетке. Игры, направленные на отработку слов 14 типа ССС 3842385158115 1. Д. и. «Образуй слова» Задачи: отработать правильное произношение слов 14 типа ССС в словосочетаниях; учить образовывать относительные прилагательные во мн. ч. Инструкция: Назови предметы, которые здесь изображены. А теперь мы будем с тобой образовывать новые слова. Например, мячи из резины – это РЕЗИНОВЫЕ мячи. 391096518224500 2. Д. и. «Что в самолете? » Задачи: отработать правильное произношение слов 14 типа ССС в предложениях; учить правильно согласовывать слова в предложениях; развивать мелкую моторику. Инструкция: Это грузовой самолет. Давай посмотрим и назовём что он перевозит. 3903345290830 3. Д. и. с фонариком « Что в паутине? » Задачи: отработать правильное произношение слов 1 4 типа ССС в словосочетаниях; развивать внимание, мышление, моторику. Инструкция: Используя фонарик, назови что в паутине. На основании заключений ТПМПК вначале 2022 – 23 учебного года в старшую группу компенсирующей направленности для детей с ТНР было зачислено 14 воспитанников. По результатам речевого обследования у 8 воспитанников группы было выявлено нарушение ССС разного типа. В диаграммах представлен количественный( количество человек) и качественный анализ коррекционной работы по формированию у детей ССС в течение учебного года. - 205740030670500 В полном объеме нарушение ССС удалось преодолеть у 4 воспитанников. Работа с 4 детьми продолжается в 2023 – 24 учебном году. От части положительная динамика основана на использовании разработанных мною игр. Эти игры, яркие, красочные, предполагают выполнение каждый раз разных действий, имеют разный сюжет, чем привлекают внимание детей и делают длительный, трудный коррекционный процесс по формированию ССС увлекательным и продуктивным.
- Игры на формирование слоговой структуры слова у детей
- Презентация "День Народного Единства."
- Методическая разработка внеклассного мероприятия "Мы - теперь музыканты!"
- Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе : «Как хлеб на стол пришёл?»
- Конспект на тему: «Проведение режимных моментов и ООД в первой младшей группе .