Консультация для родителей на тему «Речь на кончиках пальцев»
Документы для скачивания
ЦЕЛЬ.
Cовершенствовать умения родителей воспитанников в организации деятельности детей по развитии мелкой моторики дошкольников.
ЗАДАЧИ.
Предоставить возможность родителям осмыслить пути решения речевых проблем детей и получить практические, конкретные рекомендации по вопросу развития мелкой моторики дошкольников.
Способствовать повышению внимания взрослых к проблемам умственного развития дошкольников, сопричастности взаимодействия с ними.
Ход:
Послушайте, как метко подмечено:
В том человека украшенье
И честь, живущая века,
Что сердцем чувствует
значенье он,
Того, что делает рука.
Руке посвящали стихи, оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза бояться, а руки делают».
Великий русский В.А.Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли ребенка».
Еще наши мамы и бабушки играли с нами, мы играли со своими малышами, наши дети будут играть в народные пальчиковые игры («Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая») /Показываю игры./Вспомнили?
Значение этих игр до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие.
Для развития пальчиковой моторики рук существует очень много разнообразных игр. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребенка к письму и рисованию, но так же и к самообслуживанию - застегиванию пуговиц, завязыванию шнурков. /Не могу не сказать о шнуровке. Современным мамам очень удобно, что появились застежки-липучки. Быстро, легко, удобно. Но есть и другая сторона – мы стали заложниками прогресса, потому что ручки ребенка развиваются мало. И мы удивляемся, что наши дети плохо разговаривают?!/
Учеными всего мира доказана связь развития рук с развитием мозга (интеллектуальным развитием). Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. А для меня, как для логопеда, важно, что они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка.
Влияние ручных действий на развитие человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Восточные мудрецы утверждали, что игры с участием рук приводят в гармонию тело разум и мысли.
Медики Тибета, Индии, Японии установили, что массаж большого пальца повышает активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце. /Запоминайте./
В нашей логопедической группе дети очень любят шарик с колючками. Это специальный массажер, используемый в Су Джок терапии. Это одно из направлений нетрадиционной медицины, которое приобретает все большую популярность. /А знаете почему?/ Су-джок терапия обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой и является лучшей системой профилактики заболеваний и самооздоровления. Прокатывая с детьми шарик с колючками, мы массируем лечебные точки наших рук, и оказываем лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны головного мозга. Это положительно сказывается на исправлении речи детей.
Рассмотрим некоторые приемы, которые можно использовать в общении с детьми для их речевого и умственного развития.
- Ребенок катает массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука (автоматизация звука [ж]):
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
- Для обобщения словаря и формирования грамматического строя речи.
Упражнение «Один – много». Взрослый катит валик по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью массажер, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот» и др.
Это еще не все. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
- Ребенок поочередно надевает массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики (автоматизация звука [ш]).
На правой руке:
Этот малыш — Илюша, (На большой палец.)
Этот малыш — Ванюша, (Указательный.)
Этот малыш — Алеша, (Средний.)
Этот малыш — Антоша, (Безымянный.)
А меньшого малыша зовут Мишуткою, друзья. (Мизинец.)
На левой руке:
Эта малышка — Танюша,
Эта малышка — Ксюша, Эта малышка — Маша, Эта малышка — Даша, А меньшую зовут Наташа.
- Совершенствование навыков пространственной ориентации, развитие памяти, внимания
— надень колечко на мизинец правой руки (на безымянный палец левой руки и т.д.);
— возьми «ежика» (массажер) в правую руку и спрячь за спину.
- Совершенствование навыков употребления предлогов
На столе коробка. По просьбе взрослого ребенок кладет шарики
- красный – под коробку, синий – в коробку, зеленый – на коробку.
Так, шаг за шагом, вы помогаете малышу постигать основы правильной и красивой речи.
Перечень используемой литературы:
- Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006.
- Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001.
- Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
- Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
- Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
- Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006.
- Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
- Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
- Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008.