Семинар-практикум: «Нейропсихологические игры как средство развития социально-коммуникативных и познавательных навыков у дошкольников».
Документы для скачивания
МДОУ «Кизильский детский сад №3» Семинар- практикум: «Нейропсихологические игры как средство развития социально- коммуникативных и познавательных навыков у дошкольников». Цель: п овышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками. Задачи: Познакомить участников семинара- практикума с использованием нейропсихологических технологий, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников. Расширить представления о возможностях ведения психолого- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ; Повысить мотивацию к использованию нетрадиционных методик, их широкому применению в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста. Материал и оборудование: столы и стулья( по количеству участников) ; магнитная доска; презентация опыта работы; тренажеры для дыхательной гимнастики «Гусеничка», «Времена года»; трубочки для коктейля; картинки с изображением предметов и геометрических фигур; мячик Су- Джок( 4 шт. ) ; музыкальное сопровождение. Содержание семинара- практикума Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим представить вашему вниманию опыт работы по использованию нейропсихологических игр и упражнений с детьми дошкольного возраста. С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития. В последние годы сложно встретить детей просто с речевыми нарушениями. Даже общее недоразвитие речи в чистом виде встречается не так часто. Наше дошкольное учреждение посещают дети с синдромом дефицита внимания и гиперреактивностью, задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи. Поэтому одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование нейропсихологических технологий. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений- игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала. Основным требованием к квалифицированному использованию специальных нейропсихологических упражнений является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность Нейропсихологическая коррекция предполагает включение различных видов упражнений: дыхательные упражнения; упражнения- растяжки; кинезиологические упражнения; глазодвигательные упражнения; упражнения для артикуляционного аппарата; упражнения для развития мелкой моторики рук; упражнения релаксационные; упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы; упражнения с правилами и т. д. Сегодня мы хотим представить Вам некоторые из них. Воспитатель: Предлагаю вашему вниманию тренажер для дыхательной гимнастики « Гусеничка », его легко можно сделать своими руками. Дыхательная гимнастика помогает восстановить нормальное дыхание, как в состоянии покоя, так и в комплексе с разнообразными движениями, это один из способов закаливания детского организма. Отрабатывая правильное дыхание, необходимо придерживайтесь следующих рекомендаций: вдох через нос, выдох осуществляется ртом; губы при выдохе немного открыты( «трубочкой») ; выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы, предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка; не надувать щеки при выдохе; упражнение на развитие дыхания повторить не более 3- 5 раз; осанка ребенка должна быть правильной ( спину держать прямо, не сутулиться, не опускать и не поднимать плечи) . Слайд 7. Еще один тренажер «Времена года». В пластиковых бутылках проделываются дырочки. Внутрь насыпаются конфетти, мелко нарезанный пенопласт, вырезанные из цветной бумаги листья, бабочки, цветы. В отверстие в пробке вставля ю тся дыхательн ы е труб очки. Начинает дуть тот, у кого содержимое бутылки соответствует ответу загадки. Я раскрываю почки в зелёные листочки. Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, а зовут меня …( весна) В небе- радуга- дуга. На грядке- ягода- нуга, Солнцем озеро согрето: Всех зовёт купаться……( лето) Утром мы во двор идём- Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят. ( о сень) Дел у меня немало: Я белым одеялом всю землю укрываю, В лёд реки убираю, белю поля, дома, А зовут меня……. ( зима) Педагог- психолог: К нейропсихологическим играм также относят и кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. И именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга. Для успешного обучения и развития интеллекта ребенка необходима работа обоих полушарий. Так, например, по исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое, отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Я предлагаю вам прямо сейчас определить, какое полушарие доминирует именно у Вас. Для этого мы сейчас воспользуемся тестом Павлова. Педагогам предлагается разложить карточки на 3 группы по общему признаку. Существует два варианта выполнения данного теста. Если Вы разложили карточки по 1 варианту( 1- я группа карточек – «карась», «орел», «овца». 2- я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать». 3- я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя») , то у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие. Если Вы разложили карточки по 2 варианту( 1- я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя». 2- я группа карточек – «орел», «летать», «перья». 3- я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть») , то у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие. Кинезиологические упражнения просты в использовании и могут иметь как быстрый, так и накапливающийся эффект. Они повышают умственную работоспособность и оптимизируют психоэмоциональное состояние. Основным требованием к квалифицированному использованию специальных нейропсихологических упражнений является точное выполнение движений и приёмов вместе с педагогом, систематически, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Предлагаю выполнить некоторые из них: Упражнение «Ухо – нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, правой рукой- з а правое ухо. По команде отпустить ухо- нос, хлопн ите в ладоши и поменя йте положение рук с точностью наоборот. Упражнение «Звёздочки» Руки вытяните перед собой. Одну руку сожмите в кулак, на второй руке пальцы расставлены в стороны. Ритмично сменяйте позиций( звездочки зажглись и погасли) . Упражнение «Лягушки» Руки положите на стол или колени. Одну руку сожмите в кулак, другую положите ладонью вниз. Одновременно меняйте положение рук, постепенно увеличивая темп. Упражнение «Дом- ёжик- замок» Пальцы рук соедините под углом. Большие пальцы соединить параллельно. Поставьте ладони под углом друг к другу, пальцы одной руки расположите между пальцами второй руки. Ладони прижмите друг к другу пальцы переплетите. Упражнение «Колечко» Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом и в обратном( от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. Упражнение « Ладушки- оладушки » Правую руку положите ладонью вниз, а левую ладонью вверх. После смените положение правой руки, затем левой руки. Упражнение сначала выполняем одной рукой, затем другой рукой. Теперь двумя руками одновременно. Упражнение «Кулак- ребро- ладонь» Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом- левой, затем- д вумя руками вместе по 8- 10 раз. Лягушка( кулак) хочет( ребро) в пруд( ладонь) , Лягушке( кулак) скучно( ребро) тут( ладонь) . Педагог- психолог: Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам, сопровождаются синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники. Кинезиологические сказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Использование таких сказок в коррекционной работе позволяет устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы( внимание, восприятие, воображение, память, мышление) , развивать все стороны речи. Как работать с кинезиологической сказкой? Прежде чем делать кинезиологические упражнения со сказкой, необходимо разучить все упражнение отдельно. Во время исполнения упражнений по ходу чтения сказки каждое движение выполнять по 3- 5 раз, в зависимости от сложности упражнения. С упражнениями, которые будут использоваться в сказке, мы с вами уже познакомились. Кинезиологическая сказка «Две обезьянки» Педагоги сидят за столами, руки на коленях. Жили- были две озорные обезьянки – Мики и Кики. Левый кулачок на стол, правый кулачок на стол Однажды они отправились за яблоками в сад и заблудились. упражнение «Лягушки» По дороге они встретили ежиху с ежатами. упражнение «Дом- ёжик- замок» Обезьянки поздоровались с ними и сказали, что ищут яблоньку. упражнение «Колечки» Ежи показали дорогу обезьянкам Мики и Кики, а за это обезьянки угостили ежей оладушками. упражнение «Ладушки- оладушки » Обезьянки набрали яблоки, но не знали, в чём их отнести домой. Тогда ежиха с ежатами помогли им. упражнение «Кулак – ладонь- ребро» Обезьянки с ежами стали друзьями. Затем все друзья пустились в пляс. упражнение «Лезгинка» Глазодвигательные упражнения Воспитатель: Не секрет, что телефоны, компьютеры, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, даже младшего дошкольного возраста. Поэтому профилактическая и корригирующая работа с органами зрения выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности. Цель гимнастики н е просто расслабить глаза и снять напряжение, но и тренировка глазных мышц с целью профилактики нарушений зрения. Для детей дошкольного возраста предусмотрены простые интересные и увлекательные упражнения, чтобы по большей части выработать у ребенка привычку и интерес к гимнастике. Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2- 3 раза в день по 3- 5 минут Существует несколько видов гимнастик для глаз: Гимнастика, направленная на укрепление глазных мышц и профилактику нарушений зрения. Задание 1. Перед вами на доске расположены предметные картинки. Вам необходимо глазами отыскать картинку, являющуюся ответом на мою загадку. Загадки Кто пушистый у воды Моет сладкие плоды? Прежде, … чем отправить в рот Полоскает их…. ( енот) Этот серенький грызун- Вислоухий топотун. От беды в кустах скрываясь, Задремал трусливый…. ( заяц) Слышишь топот шустрых ножек? Это наш приятель- ……. ( ёжик) Из упрямства ни на шаг Не продвинется…. ( ишак) Задание 2. Перед вами цветные геометрические фигуры. Я буду называть определенные фигуры, а вы должны их найти на доске, пробегая глазами по заданной траектории. Гимнастика, направленная на расслабление глазных мышц. Предлагаю Вам вместе со мной вы полнить гимнастику «Волшебный лес» Вот стоит осенний лес! В нём много сказок и чудес! Круговые движения глазами. Слева – сосны, справа – дуб. Движения глазами влево- вправо. Дятел сверху, тук да тук. Движения глазами вверх – вниз. Глазки ты закрой – открой И скорей беги домой. Открыть и закрыть глаза, поморгать. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Педагог- психолог: Одним из видов нейрокоррекции является Су- Джок терапия. Результатом воздействия игольчатой поверхности становится улучшение кровотока, повышение упругости и эластичности мышечных волокон, рефлекторное стимулирование работы удаленных внутренних органов и систем. Дети быстро и с интересом и осв аивают технику выполнения, если каждое движени е будет сопровождаться веселым стихотворным текстом. Шарик в ручки мы возьмем, Любуемся шариком на левой ладошке, закрываем его правой рукой Покатаем и сожмем, Катаем шарик горизонтально между ладонями Вверх подбросим и поймаем, Подбрасываем шарик вверх, ловим его. И иголки посчитаем. Поочерёдно кончиками пальцев рук дотрагиваемся до игольчатой поверхности мяча Пустим ежика на сто л И ладошкою прижмем, Кладём шарик на стол, нажимаем ладонью до покалывания. Вновь немножко покатаем, И потрем его слегка, Помассируем бока. Катаем шарик в центре ладошки по кругу Педагог- психолог: В заключение хочется подчеркнуть, что с истематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развити е интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Спасибо за внимание! Желаем творческих успехов! В своей работе мы используем один из самых эффективных и интересных инструментов- это нейроигра. Что же такое нейроигра? Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи: - ребёнок учится чувствовать пространство, свое тело; - развивается зрительно- моторная координация( глаз- рука) ; - формируется правильное взаимодействие ног и рук; - ребёнок учится последовательно выполнять действия; - развивается слуховое и зрительное внимание. Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Преимущества использования нейроигр: - игровая форма обучения; - эмоциональная привлекательность; - многофункциональность; - автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом; - формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; - формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом; - активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно- развивающем процессе.
- Конспект сюжетно-ролевой игры в младшей группе на тему: «Автомастерская»
- Конспект на тему: «Проведение режимных моментов и ООД в первой младшей группе .
- Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе : «Как хлеб на стол пришёл?»
- Методическая разработка внеклассного мероприятия "Мы - теперь музыканты!"
- Презентация "День Народного Единства."
- Буклет по Нейроиграм.
- "Памятка для родителей-водителей!"
- Презентация Построение в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды в условиях инклюзивного образования 2022г.
- Сообщение для воспитателей «Влияние чтения художественной литературы на формирование творческих способностей ребенка дошкольного возраста».
- А.С.Макаренко "Книга для родителей"