Сообщение для воспитателей «Влияние чтения художественной литературы на формирование творческих способностей ребенка дошкольного возраста».
Документы для скачивания
Сообщение для воспитателей « Влияние чтения художественной литературы на формирование творческих способностей ребенка дошкольного возраста ». « Чтение – только начало, творчество жизни – вот цель ». Н. А. Рубакин. Актуальность Одна из главных проблем педагогики- дать ребенку жизнь в мире книг. Очень важно то, чтобы чтение стало самой сильной и неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний. Цель: способствовать раскрытию творческих способностей и развитию креативного потенциала каждого ребенка посредством чтения художественной литературы. Задачи: - формирование у детей устойчивого отношения к творческой деятельности; - развитие творческой активности дошкольников в процессе ознакомления с художественным словом; - создание ситуации успешности для каждого ребенка. Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство – человек, а еще точнее – творческая личность. Творческие способности – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Какие же условия нужно создать для оптимального развития творческих способностей ребенка? Огромна роль чтения. Чтение дает возможность «достраивания» своего внутреннего мира. В условиях неблагоприятной внешней среды возможность читать и наличие лучшей литературы дает стимул к личностному росту, помогает превозмочь трудности. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Одной из задач- создание мини- библиотеки в группе, это воспитание как можно большего количества любителей книги – как детей, так и взрослых. Мы ставим перед собою цель выстроить цепочку « центр- библиотека- педагог- ребенок- родители ». Родителям подчас некогда уделять внимание детскому чтению и эту проблему очень важно решать, так как от этого, в значительной степени зависит и эмоциональное и психологическое здоровье ребенка. Формирование ребенка как читателя начинается с раннего возраста, а старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» – за интерес детей к книгам. Но для того, чтобы ребенок вырос умеющим хорошо ориентироваться в книжном мире, риторически грамотным, вдумчивым, способным сопереживать героям книг, а затем и окружающим, необходимы дополнительные специальные «библиотечные» занятия. Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, является игра. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других людей. Это было учтено при работе « Ознакомление с художественной литературой », « Ребенок в мире художественной литературы » для детей разных возрастов. Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы литературного языка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. Наша основная задача – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге. Для более полного восприятия идеи и смысла сказки, для развития коммуникативных навыков детей, для развития творческих способностей, умения понимать состояние и переживания героев сказок, для активизации речевой активности детей на занятиях применяется метод создания книжек- малышек по прочитанной сказке. Этот прием создания книжек- малышек позволяет педагогу решать многие задачи: – учит ценить труд создателей книг и беречь книгу; – лучше запоминать сюжет сказки и последовательность событий; – выражать свое отношение к героям сказки и к их поступкам; – обогащать свой лексический запас новыми словами и выражениями, употребляемыми в тексте сказки. Главным условием решения задач программы является организация личностно- значимого для ребенка полноценного чтения и анализа художественных произведений. Слушая и анализируя произведения, ребенок задумывается о разных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности детей, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка – основы формирования нравственных представлений и убеждений личности. Оценивая поступки литературных героев, ребенок соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, получает представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые ложатся в основу формирования его личностных качеств и убеждений. Художественная литература и художественное творчество направлены на формирование у детей: • самостоятельности мышления; • любознательности; • познавательного интереса; • художественного вкуса; • творческих умений; • чувства прекрасного. Справедливо утверждение, что, если люди перестанут читать – они перестанут думать. В наши дни необходимо признание процесса чтения определяющим в образовании, нравственном становлении человека, развитии его творческого потенциала. Эффективными методами работы в данном направлении являются: • частично- поисковый метод, который направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности( работа с мнемосхемами, привлечение воображения и памяти, создание лэ пбука по авторским произведениям) . • метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысления общепринятых шаблонов и поиск не стандартных решений. Наиболее оптимальной формой работы является совместная деятельность детей и педагогов в свободное от непосредственной образовательной деятельности времени, что проявляется в самостоятельной творческой деятельности детей: инсценировка, драматизации, краскографи я, использование предметов- замест ителей. Вышеизложенная информация позволяет сформулировать следующие выводы: Именно ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь и творческие способности. Уже с о среднего возраста закладываются основы развития не только диалогической, но и монологической речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи. Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетания этого слова с другими, применение слова, его грамматические формы, то его языковые, а отсюда и творческие способности будут развиваться успешнее.
- Презентация Построение в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды в условиях инклюзивного образования 2022г.
- "Памятка для родителей-водителей!"
- Буклет по Нейроиграм.
- Семинар-практикум: «Нейропсихологические игры как средство развития социально-коммуникативных и познавательных навыков у дошкольников».
- Конспект сюжетно-ролевой игры в младшей группе на тему: «Автомастерская»