a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сообщение для воспитателей «Влияние чтения художественной литературы на формирование творческих способностей ребенка дошкольного возраста».

Автор: Зубкова Варвара Андреевна Опубликовано: 2024-11-03 21:31:09

Документы для скачивания

Сообщение для воспитателей « Влияние чтения художественной литературы на формирование творческих способностей ребенка дошкольного возраста ». « Чтение – только начало,   творчество жизни – вот цель ». Н. А. Рубакин. Актуальность Одна из главных проблем педагогики- дать  ребенку жизнь в мире книг. Очень важно то, чтобы  чтение  стало самой сильной и неодолимой духовной страстью каждого  ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием русского духа, неисчерпаемым источником знаний. Цель:   способствовать раскрытию творческих способностей  и развитию креативного потенциала каждого  ребенка посредством чтения художественной литературы. Задачи: -   формирование  у детей устойчивого отношения к  творческой деятельности; - развитие  творческой активности дошкольников  в процессе ознакомления с  художественным словом; - создание ситуации успешности для каждого  ребенка. Задачи развития общества выдвигают новые,   возросшие  требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство – человек, а еще точнее –  творческая личность. Творческие способности – это способность  удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и  способность  к глубокому познанию своего опыта. Основными показателями   творческих способностей  являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Какие же условия нужно создать для оптимального развития  творческих способностей ребенка? Огромна роль  чтения.   Чтение дает возможность   «достраивания»  своего внутреннего мира. В условиях неблагоприятной внешней среды возможность читать и наличие лучшей  литературы  дает стимул к личностному росту, помогает превозмочь трудности. Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное  влияние на развитие ребенка. Одной из задач- создание мини- библиотеки в группе, это воспитание как можно большего количества любителей книги – как детей, так и взрослых. Мы ставим перед собою цель выстроить цепочку  « центр- библиотека- педагог- ребенок- родители ». Родителям подчас некогда уделять внимание детскому  чтению  и эту проблему очень важно решать, так как от этого, в значительной степени зависит и эмоциональное и психологическое здоровье  ребенка. Формирование ребенка  как читателя начинается с раннего  возраста, а старший  дошкольный возраст   специалисты называют  «библиотечным»  – за интерес детей к книгам. Но для того, чтобы  ребенок  вырос умеющим хорошо ориентироваться в книжном мире, риторически грамотным, вдумчивым,   способным  сопереживать героям книг, а затем и окружающим, необходимы дополнительные специальные  «библиотечные»  занятия. Для  ребенка  основной деятельностью, в которой проявляется его  творчество, является игра. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления,   способности  конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других людей. Это было  учтено при работе  « Ознакомление с  художественной литературой »,   « Ребенок в мире художественной литературы »   для детей разных   возрастов. Художественная литература  открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она не только развлекает, радует детей, но и закладывает основы нравственности, развивает мышление и воображение  ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы  литературного языка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к  литературным произведениям,   формируется художественный вкус. Наша основная задача – привить детям любовь к  художественному слову, уважение к книге. Для более полного восприятия идеи и смысла сказки, для развития коммуникативных навыков детей, для развития  творческих способностей, умения понимать состояние и переживания героев сказок, для активизации речевой активности детей на занятиях применяется метод создания книжек- малышек по прочитанной сказке.   Этот прием создания книжек- малышек позволяет педагогу решать многие задачи: – учит ценить труд создателей книг и беречь книгу; – лучше запоминать сюжет сказки и последовательность событий; – выражать свое отношение к героям сказки и к их поступкам; – обогащать свой лексический запас новыми словами и выражениями, употребляемыми в тексте сказки. Главным условием решения задач программы является организация личностно- значимого для  ребенка полноценного чтения и анализа художественных произведений. Слушая и анализируя произведения,   ребенок   задумывается о разных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности детей, организация моментов сопереживания, поскольку в постижении  художественного  текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка – основы  формирования  нравственных представлений и убеждений личности. Оценивая поступки  литературных героев,   ребенок  соотносит свои представления о том,   «что такое хорошо и что такое плохо»  с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, получает представления о нормах поведения и взаимоотношений людей, которые ложатся в основу  формирования  его личностных качеств и убеждений. Художественная литература и художественное творчество направлены на формирование у детей: • самостоятельности мышления; • любознательности; • познавательного интереса; •  художественного вкуса; •  творческих умений; • чувства прекрасного. Справедливо утверждение, что, если люди перестанут читать – они перестанут думать. В наши дни необходимо признание процесса  чтения  определяющим в образовании, нравственном становлении человека, развитии его  творческого потенциала. Эффективными методами работы в данном направлении являются: • частично- поисковый метод, который направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности( работа с мнемосхемами, привлечение воображения и памяти, создание лэ пбука по авторским произведениям) . • метод проблемного изложения направлен на активизацию  творческого мышления, переосмысления общепринятых шаблонов и поиск не стандартных решений. Наиболее оптимальной  формой работы является совместная деятельность детей и педагогов в свободное от непосредственной образовательной деятельности времени, что проявляется в самостоятельной  творческой деятельности детей: инсценировка, драматизации, краскографи я, использование предметов- замест ителей. Вышеизложенная  информация позволяет сформулировать следующие выводы: Именно ознакомление с  художественной литературой влияет  на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь и  творческие способности. Уже с о среднего  возраста  закладываются основы развития не только диалогической, но и монологической речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи. Таким образом, если  ребенок  будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетания этого слова с другими, применение слова, его грамматические  формы, то его языковые, а отсюда и  творческие способности  будут развиваться успешнее.

Оставить комментарий: