Картотека "Дыхательная гимнастика"
Документы для скачивания
Д ЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ «Качели» Цель: укреплять ф изиологическое дыхание у детей. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку: Качели вверх( вдох) , Качели вниз( выдох) , Крепче ты, дружок, держись. «Дерево на ветру» Цель: форм ирование дыхательного аппарата. ИП: сидя на полу, скрестив ноги( варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе) . Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево. «Дровосек» Цель: развити е плавного, длительного выдоха. Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам" прорубить" пространство между ногами. Произнесите" бах" . Повторите с ребенком шесть- восемь раз. «Сердитый ежик» Цель: развитие плавного, дл ительного выдоха. Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе" п- ф- ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем" ф- р- р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три- пять раз. «Надуй шарик» Цель: т ренировать силу вдоха и выдоха. ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул»- хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух»- ребенок произносит: «шшш» вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. «Листопад» Цель: развитие плавно го, длительного вдоха и выдоха. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. «Гуси летят» Цель: укреплять физ иологическое дыхание у детей. Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох- опустить вниз с произнесением длинного звука «г- у- у- у». «Пушок» Цель: форм ирование дыхательного аппарата. Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох- через сложенные трубочкой губы. «Жук» Цель: т ренировать силу вдоха и выдоха. ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу- у- у- сказал крылатый жук, посижу и пожужжу». «Петушок» Цель: укреплять ф изиологическое дыхание у детей. ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны( вдох) , а затем хлопнуть ими по бедрам( выдох) , произносить «ку- ка- ре- ку». «Ворона» Цель: развити е плавного, длительного выдоха. ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох- разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук[ р] . «Паровозик» Цель: форм ирование дыхательного аппарата. Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух- чух- чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту- тууу». Продолжительность – до 30 секунд. «Вырасти большой» Цель: развити е плавного, длительного выдоха. ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у- х- х- х»! Повторить 4- 5 раз. «Часики» Цель: укреплять ф изиологическое дыхание у детей. ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик- так». Повторить до 10 раз. «Каша кипит» Цель: форм ирование дыхательного аппарата. ИП: сидя, одна рука лежит на животе, друг ая- на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь( выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф- ф- ф- ф». Повторить 3- 4 раза. «Воздушный шарик» Цель: укреплять ф изиологическое дыхание у детей. ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд. «Насос» Цель: укреплять ф изиологическое дыхание у детей. Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, в ыпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох дл ительнее. Повторить 3 – 4 раза. «Регулировщик» Цель: форм ирование дыхательного аппарата. Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р- р- р- р- р». Повторить 5–6 раз. «Ножницы» Цель: форм ирование дыхательного аппарата. И. п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук. «Снегопад» Цель: развитие плавно го, длительного вдоха и выдоха. Сделать снежинки из бумаги или ваты( рыхлые комочки) . Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать" снежинки" с ладони. «Трубач» Цель: развити е плавного, длительного выдоха. ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п- ф- ф- ф- ф». Повторить до 5 раз. «Поединок» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Из кусочка ваты скатать шарик- " мяч" . Ворота- 2 кубика. Ребенок дует на" мяч" , пытаясь" забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол. «Пр ужинка» Цель: форм ирование дыхательного аппарата. ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди( выдох) . Вернуться в ИП( вдох) . Повторить 6- 8 раз. «Кто дальше загонит шарик» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика( разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты) . Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола. «Подуй на одуванчик» Цель: т ренировать силу вдоха и выдоха. ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух. «Ветряная мельница» Цель: развитие плавного, длительного выд оха. Ребенок дует на лопасти игрушки- вертушки или мельницы из песочного набора. «Бегемотик» Цель: т ренировать силу вдоха и выдоха. ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на обл асть диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос Упражнение может выполняться в положении с идя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается( вдох) , То животик опускается( выдох) . «Курочка» Цель: развит ие плавного, длительного вдоха. ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах- тах- тах», одновременно похлопывая себя по коленям. «Парящие бабочки» Цель: развити е плавного, длительного выдоха. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела( при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох) . «Аист» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося" ш- ш- ш- ш" . Повторите с ребенком шесть- семь раз. «В лесу» Цель: формиров ать правильное речевое дыхание. Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сде лав вдох, на выдохе произнесите" ау" . Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять- шесть раз. «Волна» Цель: т ренировать силу вдоха и выдоха. ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит" Вни- и- и- з" . После освоения ребенком этого упражнения проговарива ние отменяется. «Хомячок» Цель: развити е плавного, длительного выдоха. Предложите ребенку пройти несколько шагов( до 10- 15) , надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом. «Лягушонок» Цель: формиров ать правильное речевое дыхание. Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, " квакните" . Повторите три- четыре раза. «Боевой клич индейцев» Цель: формиров ать правильное речевое дыхание. Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый мо жет «руководить громкостью», показывая п опеременно рукой «тише- громче».