Проект "Занимательная математика"
Документы для скачивания
Долгосрочный проект в о 2 младшей группе «Веселая математика » Воспитатель: Гребенникова Н. А. Актуальность: формирование познавательной активности у детей происходит в результате овладения ими элементарными математическими представлениями, которые активно влияют на формирование умственных способностей. Поэтому необходимо развивать у детей интерес к математике уже в младшем дошкольном возрасте. Ведь применять приобретенные знания, дети будут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании. А в конечном итоге эти знания, помогут им в дальнейшем быстрее и легче подготовиться к школьному обучению. Чтобы научить детей младшего дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, и для этого целесообразно использовать разнообразные игры и игровые упражнения. Ведь игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение детей. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, подчас не догадываясь об этом. Занимательные игровые ситуации, игровые упражнения, развивающие и дидактические игры, с использованием наглядного материала( схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, помогают детям запомнить сложный материал. Цель проекта: формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность. Задачи проекта: - формировать представления о форме, цвете, величины, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени; - продолжать знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр; - продолжать развивать сенсорные, игровые, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей. - продолжать развивать мелкую моторику рук, внимание, память; - способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы; - обогащать словарный запас детей; - воспитывать у детей доброжелательные и открытые отношения со сверстниками и взрослыми; - воспитывать у детей познавательный интерес, любознательность к дидактическим играм. Условия для реализации проекта: Кадровые: воспитатели и дети. Информационные: методические разработки, иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, книги, художественные произведения и материалы, художественная литература по теме проекта, ресурс интернета; Материально- технические: наглядные и дидактические пособия, канцелярские товары, ноутбук, магнитофон, фотоаппарат, атрибуты для дидактических игр и упражнений, материалы для продуктивной деятельности и др. Вид проекта: познавательно- игровой. Сроки работы над проектом: сентябрь 202 4 г- май 202 5 г. Предполагаемый результат: У детей в соответствии с возрастными особенностями: - проявляют заинтересованность к самому процессу познания математики; - демонстрируют сенсорные, игровые, речевые способности в познавательно- игровой деятельности; - увеличился интерес к усвоению математических представлений при помощи игр, игровых упражнений; - активно включаются в игры на сравнение, классификацию, ориентировку во времени и пространстве; - обогащен словарный запас детей; в данном направление; - стремятся к достижению поставленной цели, преодолению трудностей, боязни сделать ошибку; - стараются работать согласованно, уступать товарищам, помогать друг другу, проявляют самостоятельность, активность и творческие способности детей. Родителей( законные представители) : - вовлечены родители( законные представители) в совместную деятельность; - совместное изготовление дидактических игр. Участники проекта: воспитатели, дети, родители( законные представители) . Формы и методы работы: - работа с разнообразными источниками информации; - исследовательская деятельность; - поисковая деятельность; - практическая деятельность; - непосредственно образовательная деятельность; - коммуникативная деятельность; - продуктивная деятельность; - творческая деятельность; - изобразительная деятельность; - театральная деятельность; - игровая деятельность. Этапы реализации проекта Этапы Мероприятия Сроки Организационный- изучение литературы; - наблюдение с цел ью определения уровня развития математических представлений у детей; - составление плана работы с детьми и родителями; - проведение анкетирования родителей « Математика для развития Вашего ребенка»; - консультации и памятки для родителей «Учим математику дома», « Что должен знать и уметь ре бенок к трем годам »; - индивидуальные беседы с родителями. Сентябрь 202 4 г. Практический- подбор и изготовление дидактических игр; - подбор и изготовление наглядных пособий; - ОД « Волшебный зимний лес »- папки- передвижки: «Развитие пространственного мышления », « Развитие математических способностей у дошкольников ». - привлечение родителей к изготовле нию игр и пособий для развития математических представлений у детей; - оформление фотостенда для родителей « Математическая игралочка »- проведение упражнений, игр по умственному развитию; - проведение индивидуальной работы с детьми. Октябрь- 202 4 г. Май 202 5 г. Заключительный- оформление наглядного и дидактического материала; - создание картотеки дидактических игр и пособий для развития математических представлений у детей; - создание презентации проекта по развития математических представлений у детей. Май 202 5 г. Итог проекта: оформление фотостенда для родителей « Математическая игралочка » План реализации проекта Дата Работа с детьми Цель Примечание Вид деятельности/ форма работы сентябрь « Овощи и фрукты » Продолжать знакомить детей с разнообразием овощей и фруктов. Набор овощей и фруктов. Дидактическая игра « Нарисуй фигуры на песке » Учить детей рисовать геометрические фигуры на песке. Песок. Игротеропия «Угости кукол» З акрепить понятие поровну. П лоскостные фигурки кукол, муляжи конфет и фруктов в равном количестве. Сюжетно- ролевая игра « Веселый счет » Формировать навыки порядкового счета в пределах 2. Наглядный материал цифр. Дидак тическое упражнение октябрь «Что на картинке? » З акрепить представления о частях суток, развивать мышление и воображение. Наглядный материал. Дидактические игры «Коврик» Закрепить понятия вверху, внизу, справа, слева, посередине. Лист бумаги, модели геометрических фигур. Дидактическая игра октябрь « Кто что услышит? » Продолжать р азвивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов. Ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т. д. Дидактическое упражнение «Веселый счет» Закрепить навык и порядкового счета в пределах 2. Наглядный материал цифр. Дидактическ ое упражнение ноябрь «Цветные пуговицы» У чить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов. Разноцветные пуговицы, ведерки. Дидактическая игра « Времена года » Учить определять время года по его характерным признакам. Коробка с Д\ И Дидактическая игра Выложи из крупы рисунок «Домик» Развивать внимание, глазомер. Коробка с крупой Дидактическая игра «Веселый счет» Формировать навыки порядкового счета в пределах 3. Наглядный материал цифр Дидактическое упражнение декабрь «Часть суток» Пополнять знания о различных частях суток, развивать воображения у детей. Картинки( части суток) Дидактическая игра «Разложи по величине» Учить различать и сравнивать предметы по разнымкачествам величины. Коробка с Д\ И Дидактическая игра «Собери цветочки» Учить ориентироваться в пространстве, различение цветов. Цветы и круги разного цвета. Подвижная игра «Чудесный мешочек» Закрепить название плоскостной фигуры, умение определять фигуру на ощупь. Мешок с геометрическими фигурами Дидактическ ая игра январь «Весёлый счёт» Закреп ить навы ки порядкового счета в пределах 3. Наглядный материал цифр Дидактическое упражнение. «Собери карандаши в стаканы» Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов. Цветные карандаши, стаканчики 4- х цветов Дидактическая игра «Разложи крупу» Ф ормирова ть умения узнавать и называть виды круп, а также продолжать разви вать сенсорику и мелкую моторику пальцев рук. К онтейнер с разной крупой, баночки Дидактическая игра январ ь «Спрячь матрешку» Продолжать знакомить с принципом складывания матрешки. Матрешка Дидактические игра феврал ь «Кто быстрее свернет ленту» Закрепить понятия длинный, короткий, длиннее, короче: развивать мелкую моторику, зрительно- моторную координацию. Ленты различной длины Дидактические игр а Раз, два, три, четыре, пять! Вышли … Развивать мелкою моторику, координации движений пальцев рук. Кисти рук. Пальчиковая гимнастика «Весёлый счёт» Формировать навыки порядкового счета в пределах 4. Наглядный материал цифр Дидактическое упражнение. «Найди пару» Развивать зрительное восприятие- мелкую моторику рук. Коробка с Д\ И Дидактические игра март «Времена года» Учить определять время года по его характерным признакам. Коробка с Д\ И Дидактические игра «Строим башни» З акрепить знания о геометрической форме куб, развивать умение выполнять инструкции взрослого, развивать мелкую моторику. О бъемные фигуры( кубики и шарики) Игра- к онструирование «Величина» Упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине. Наглядный материал предметов Дидактические игра «Весёлый счёт» Закреп ить навык и порядкового счета в пределах 4. Наглядный материал цифр Дидактическое упражнение. апрел ь «Съедобное – не съедобное» Развивать активную речь, учить детей разделять предметы на съедобные и несъедобные. Мяч Подвижнаяигра « Волшебный зимний лес » Закреплять и обобщать знания о формах предметов, названий цветов, счет в пределах, 3 расширение словарного запаса учащихся) . Геометрические фигуры, картинки диких животных, елочек и др Итоговое развлечение апрель Собери разрезную картинку Учить собирать целое из частей, р азвивать мышление детей. Разрезные картинки Дидактические игра «Весёлый счёт» Формировать навыки порядкового счета в пределах 5. Наглядный материал цифр Дидактическое упражнение. ма й «Правая и левая» Учить детей различать право и лево. Кисти рук Пальчиковая гимнастика «Цвета» Учить объединять по общему признаку и различать цвета. Коробка с Д\ И Дидактические игра «Времена года» Учить определять время года по его характерным признакам. Коробка с Д\ И Дидактические игра «Весёлый счёт» Закрепить навыки порядкового счета в пределах 5. Наглядный материал цифр Дидактическое упражнение.