Методсовет "Профессиональный рост педагога от 06.02"
Документы для скачивания
П редлагаем вам проявить профессиональную рефлексию, представляем некоторые типажи учителей. Может быть, вы найдёте некоторое сходство или отдельные черты у себя. Типаж 1. Вдохновенный, увлекающийся, знающий море всего и ничего определённого. На уроке может рассказывать о чём угодно, а после уроков дети должны либо с репетитором, либо с родителями, либо сами до ночи делать уроки. Но, однако, любим- за бесшабашность, за оценки, которые ни с того ни с сего вылетают из рога изобилия, поднимая одного, веселя другого, порождая ложную уверенность у третьего. Его ученики шумят на уроках и в жизни, получают вкус к знанию вообще, но не способны к строгой систематической работе, любят что- либо отчебучивать и боготворят своего кумира. Типаж 2. О, как он ежедневно и ежевечернее страдает, думая о том, что необходимо подготовиться к урокам, что завтра 5 уроков, что нужно быть интересным, что надобно помнить, где что задано, где кого спросить. Но наслоившаяся усталость так и клонит ко сну. Телевизор и чаёк журчат так тепло и приветливо… Жизнь проходит, пролетает, и ничего никогда не будет, и, сомкнув очи, он засыпает. Наутро идёт в школу, пытаясь что- то вспомнить и мучительно боясь, что придут проверять, а урок будет сырой и тягучий, а он где- то в глубине мозга будет молча пришёптывать себе, что вот, мол, возьмусь, подготовлюсь, потрясу всех, стану сильным, новым, и всё будет хорошо. И найду, наконец, другую работу и начну получать не пособие по безработице, а настоящую зарплату. Типаж 3. Всё раз и навсегда разобрано по полочкам. Кого спросить- записано, с кем поговорить – помечено, что задать – продумано и изложено. Строг и справедлив. К новым веяниям относится спокойно. Всё новое всегда конспектирует. Пользуется авторитетом, спокоен, деловит, ответственен. Даёт детям только точные знания. Поддерживает ровные и строгие отношения с родителями учащихся. К собраниям готовится так же, как и к урокам: точно, ответственно, объективно. Типаж 4. Знает детей, готовит из них участников конкурсов по предмету, вместе с ними допоздна задерживается в школе, привлекая к своему предмету. Если на урок к учителю приходят проверяющие, ребята всей душой болеют за любимого учителя и стараются быть на высоте. Он любит из библиотеки, с курсов повышения квалификации привозить профессиональные новшества и использовать их в работе. Каждый год составляет новый конспект урока, с удовольствием ходит с детьми на экскурсии и в походы, организовывает научную, поисковую, проектную деятельность учащихся. Типаж 5. Для каждой параллели составляет авторскую образовательную программу, тесты, терминологический диктант, обучающие игры; разрабатывает систему технических средств, средств наглядности: готовит презентации уроков, предметно- значимые проекты, создаёт собственную систему мотивации к его предмету даже те, кто не хочет учиться, относятся с почтением. Хорошей оценкой у него гордятся. Выпускники запоминают его на всю жизнь. Типаж 6. Образная речь, организация учебного процесса в основном через самостоятельный поиск информации учащимися. Много задаёт, не пользуется школьным учебником, брезглив по отношению к неуспевающим, на педсоветах требует наказать, отчислить, изменить политику государства. Планов не сдаёт, от классного руководства отказывается вплоть до увольнения. Родителям желчно сообщает о недостатках и проступках их чад, о достоинствах говорит вяло и всегда повторяет забитую истину, что на «5» знает Бог, на «4»- он, а вы, господа, должны радоваться «3». Игнорирует коллективные праздничные события. Родители стараются, чтобы их ребёнок попал к нему в класс, п. ч. знания даёт, нарушать дисциплину не разрешает, и дети, которые у него учатся, как- то подтягиваются, становятся серьёзнее и строже. Типаж 7. На уроках похож на дирижёра или певца: постоянно вслушивается в тембр своего голоса, следит за своими позами. Умеет всех поддержать, но только словом. Не отягощает свой малопросвещённый ум раздумьями о методическом сопровождении предмета, забывает ставить оценки, любит объяснять новый материал, п. ч. это даёт ему возможность громко и якобы взволнованно поговорить. Труд педагога ему тошен. Таким образом, отличительные признаки современного учителя: гуманный, следует чётким морально- этическим принципам, лично заинтересован в результатах своей деятельности, умеет образцово работать в коллективе, представить свой профессиональный опыт.
Анкета №1- " Восприимчивость педагогов к новшествам" Инструкция: Уважаемый педагог! Определите свою восприимчивость к новому, к инновационной деятельности, используя следующую оценочную шкалу: 3 балла – всегда; 2 балла – иногда, 1 балл – никогда. 1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля вашей педагогической деятельности? 2. Вы постоянно занимаетесь самообразованием? 3. Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности? 4. Вы сотрудничаете с научными консультантами? 5. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее? 6. Вы открыты новому? Спасибо! Анкета №1- " Восприимчивость педагогов к новшествам" Инструкция: Уважаемый педагог! Определите свою восприимчивость к новому, к инновационной деятельности, используя следующую оценочную шкалу: 3 балла – всегда; 2 балла – иногда, 1 балл – никогда. 1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля вашей педагогической деятельности? 2. Вы постоянно занимаетесь самообразованием? 3. Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности? 4. Вы сотрудничаете с научными консультантами? 5. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее? 6. Вы открыты новому? Спасибо! Анкета №1- " Восприимчивость педагогов к новшествам" Инструкция: Уважаемый педагог! Определите свою восприимчивость к новому, к инновационной деятельности, используя следующую оценочную шкалу: 3 балла – всегда; 2 балла – иногда, 1 балл – никогда. 1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля вашей педагогической деятельности? 2. Вы постоянно занимаетесь самообразованием? 3. Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности? 4. Вы сотрудничаете с научными консультантами? 5. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее? 6. Вы открыты новому? Спасибо!
Анкета №2" Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств" Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, что вас побуждает к этому? Выберите не более трех ответов и поставьте напротив них" галочку" . 1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить. 2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов. 3. Потребность в контактах с интересными, творческими людьми. 4. Желание создать хорошую, эффективную школу для детей. 5. Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины. 6. Потребность в лидерстве. 7. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей. 8. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании. 9. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе. 10. Желание проверить на практике полученные знания о новшествах. 11. Потребность в риске. 12. Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д. 13. Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным. Спасибо! Анкета №2" Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств" Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, что вас побуждает к этому? Выберите не более трех ответов и поставьте напротив них" галочку" . 1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить. 2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов. 3. Потребность в контактах с интересными, творческими людьми. 4. Желание создать хорошую, эффективную школу для детей. 5. Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины. 6. Потребность в лидерстве. 7. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей. 8. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании. 9. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе. 10. Желание проверить на практике полученные знания о новшествах. 11. Потребность в риске. 12. Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д. 13. Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным. Спасибо!
Анкета № 3" Барьеры, препятствующие освоению инноваций" Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, – укажите причины( поставьте" галочку" напротив выбранных утверждений) . 1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях. 2. Убеждение, что эффективно учить можно и по- старому. 3. Плохое здоровье, другие личные причины. 4. Большая учебная нагрузка. 5. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционная форма обучения. 6. Отсутствие материальных стимулов. 7. Чувство страха перед отрицательными результатами. 8. Отсутствие помощи. 9. Разногласия, конфликты в коллективе. Спасибо! Анкета" Барьеры, препятствующие освоению инноваций" Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, – укажите причины( поставьте" галочку" напротив выбранных утверждений) . 1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях. 2. Убеждение, что эффективно учить можно и по- старому. 3. Плохое здоровье, другие личные причины. 4. Большая учебная нагрузка. 5. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционная форма обучения. 6. Отсутствие материальных стимулов. 7. Чувство страха перед отрицательными результатами. 8. Отсутствие помощи. 9. Разногласия, конфликты в коллективе. Спасибо! Анкета" Барьеры, препятствующие освоению инноваций" Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, – укажите причины( поставьте" галочку" напротив выбранных утверждений) . 1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях. 2. Убеждение, что эффективно учить можно и по- старому. 3. Плохое здоровье, другие личные причины. 4. Большая учебная нагрузка. 5. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционная форма обучения. 6. Отсутствие материальных стимулов. 7. Чувство страха перед отрицательными результатами. 8. Отсутствие помощи. 9. Разногласия, конфликты в коллективе. Спасибо!
Анкета № 4 Методика диагностики мотивационной среды в ОУ Инструкция: Уважаемый педагог! Оцените соответствие предложенных ниже утверждений положению дел в вашем коллективе по 10- балльной шкале, где 0 баллов – полностью не соответствует, 10 баллов – полностью соответствует( обведите соответствующий балл) . Утверждения Баллы Ожидаемые от учителей результаты инновационной деятельности четко определены 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Эти результаты известны каждому учителю 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Существуют вознаграждения за достижение высоких результатов 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Размеры вознаграждения известны каждому учителю 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вознаграждения имеют ценность 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Отношение к учителю зависит от его активности в инновационной деятельности 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Система контроля и экспертизы обеспечивает объективную оценку результатов работы 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 И каждый учитель уверен в объективной оценке результатов его работы 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Положительные результаты работы участников инновационной деятельности будут обязательно известны всему профессиональному сообществу ОУ 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Получаемые вознаграждения соответствуют результатам труда в реализации инновационных проектов 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Учителя не сомневаются в справедливости распределения вознаграждения 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Учителя не сомневаются, что ожидаемые от них результаты соответствуют их возможностям 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Достижение ожидаемых результатов не требует постоянного чрезмерного напряжения 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Учителя не сомневаются, что существуют необходимые для достижения ожидаемых результатов условия 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 В процессе работы учителя испытывают положительные эмоции чаще, чем отрицательные 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Спасибо!
Обработка результатов Анкеты № 1 Обработка результатов производится путем простого математического подсчета суммы баллов всех заполненных анкет. Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам( К) определяется по формуле: К= Кфакт/ Кмакс где: Кфакт – фактическое количество баллов, полученных всеми учителями; Кмакс – максимально возможное количество баллов( 18) . Для оценки уровня восприимчивости педагогического коллектива к новшествам используются следующие показатели: К& lt; 0, 45 – критический уровень; 0, 45& lt; К& lt; 0, 65 – низкий уровень; 0, 65& lt; К& lt; 0, 85 – допустимый уровень; К& gt; 0, 85 – оптимальный уровень. Вывод: Кфакт= 127, Кмакс= 162, следуя формуле получаем 127: 162= 0, 78, что является допустимым уровне восприимчивости педагогического коллектива к новшествам. Обработка результатов Анкеты № 2 Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем сильнее у учителей преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности( пп. 2, 6, 8, 13) , тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива. Вывод: по пунктам 2, 6, 8, 13 указано наименьшее количество( & lt; 50% ) , что говорит о низком уровне инновационного потенциала педагогического коллектива. Обработка результатов Анкеты № 3 Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем меньше инновационных барьеров у учителей, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива. Вывод: 7( + ) из возможных 81 балла горит о том, что 89% ( 100- 11) учителей не имеют барьеров для изучения и применения инновационных технологий в обучении учащихся. Обработка результатов Анкеты № 4 Обработка результатов производится путем простого математического подсчета суммы баллов всех заполненных анкет. Чем ближе полученная сумма к максимальному количеству баллов, тем благоприятнее созданные в ОУ условия для высокой мотивации педагогов на участие в инновационных проектах. Чем ниже результат, тем мотивационная среда менее благоприятна для работы. На основе полученных результатов может быть построен графический профиль мотивационной среды ОУ, а также определены демотивирующие факторы. Вывод: чем ближе полученная сумма к максимальному количеству баллов, тем благоприятнее созданные в ОУ условия для высокой мотивации педагогов на участие в инновационных проектах. Утверждения Возможный балл Набранная общая сумма Ожидаемые от учителей результаты инновационной деятельности четко определены 100 57 Эти результаты известны каждому учителю 100 56 Существуют вознаграждения за достижение высоких результатов 100 90 Размеры вознаграждения известны каждому учителю 100 61 Вознаграждения имеют ценность 100 77 Отношение к учителю зависит от его активности в инновационной деятельности 100 45 Система контроля и экспертизы обеспечивает объективную оценку результатов работы 100 61 И каждый учитель уверен в объективной оценке результатов его работы 100 44 Положительные результаты работы участников инновационной деятельности будут обязательно известны всему профессиональному сообществу ОУ 100 86 Получаемые вознаграждения соответствуют результатам труда в реализации инновационных проектов 100 62 Учителя не сомневаются в справедливости распределения вознаграждения 100 47 Учителя не сомневаются, что ожидаемые от них результаты соответствуют их возможностям 100 61 Достижение ожидаемых результатов не требует постоянного чрезмерного напряжения 100 57 Учителя не сомневаются, что существуют необходимые для достижения ожидаемых результатов условия 100 59 В процессе работы учителя испытывают положительные эмоции чаще, чем отрицательные 100 67