Трудовое воспитание детей раннего возраста
Документы для скачивания
Трудовое воспитание детей раннего возраста «Трудовое воспитание детей раннего возраста – очень важный момент. Потому как нужно знать, что труд просто так всем не дается. И ребенка нужно приучить к труду, чтобы в будущем, в жизни, он не был лодырем, и бездельником. Как известно, трудолюбивые люди добиваются в этой жизни больших высот, нежили лентяй. Развитие детей и труд идут рука об руку». В соответствии с ФОП ДО трудовое воспитание отдельно не выделено для детей раннего возраста. Только для детей 3- 4 лет в сфере трудового воспитания: - Педагог формирует первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми, например, демонстрирует процессы изготовления атрибутов для игр. В процессе взаимодействия с детьми выделяет особенности строения предметов и знакомит с назначением их частей( например: ручка на входной двери нужна для того, чтобы удобнее было открыть дверь и пр. ) . Знакомит детей с основными свойствами и качествами материалов, из которых изготовлены предметы, знакомые ребенку( картон, бумага, дерево, ткань) , создает игровые ситуации, вызывающие необходимость в создании предметов из разных материалов, использует дидактические игры с предметами и картинками на группировку по схожим признакам, моделирует ситуации для активизации желания детей включиться в выполнение простейших действий бытового труда. - Педагог формирует первоначальные представления о хозяйственно- бытовом труде взрослых дома и в группе ДОО, поощряет желание детей соблюдать порядок при раздевании на дневной сон( аккуратное складывание одежды) , уборке рабочего места после продуктивных видов деятельности( лепки, рисования, аппликации) и т. п. Использует приемы одобрения и поощрения ребенка при правильном выполнении элементарных трудовых действий( убирает за собой посуду на раздаточный стол, убирает рабочее место после занятий, собирает игрушки, помогает раздать наглядный материал на занятие и т. п. ) . - Педагог поддерживает стремления ребенка самостоятельно выполнять отдельные действия самообслуживания: одевание на прогулку, умывание после сна или перед приемом пищи, элементарный уход за собой( расчесывание волос, поддержание опрятности одежды, пользование носовым платком и т. п. ) . - Педагог создает условия для приучения детей к соблюдению порядка, используя приемы напоминания, упражнения, личного примера, поощрения и одобрения самостоятельном и правильном выполнении действий по самообслуживанию. - Педагог организует специальные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук детей с целью повышения качества выполнения действий по самообслуживанию. Цель же трудового воспитания детей раннего возраста: формирования положительного отношения к труду. Виды труда, которые использу ют в раннем возрасте это: •самообслуживание; •общественно – полезный труд. В группах раннего возраста труд детей организуется в форме индивидуальных поручений, которые он выполняет вместе с воспитателем. Дети нуждаются в постоянном контроле. В силу своих особенностей, дети недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, еще не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей, часто отвлекаются, не доводят начатое до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому малыши действуют вместе с воспитателем: помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, поливать растения, собирать овощи на огороде. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки. Задачи и содержание работы по самообслуживанию: 1. Формировать привычку( сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. 2. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. 3. Учить пользоваться индивидуальными предметами( носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком) . 4. Формировать умение во время еды правильно держать ложку. 5. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь( расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) ; в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности. Общественно – полезный труд: задачи и содержание работы: 1. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно со взрослым и под его контролем расставлять хлебницы( без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки и пр. 2. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам. 3. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. 4. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия. Воспитание трудовой деятельности у детей раннего возраста – это один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно- трудовых качеств. Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т. д.