картотека артикуляционной и дыхательной гимнастики.
Документы для скачивания
Картотека артикуляционных и дыхательных упражнений старшая группа. Артикуляционной гимнастикой называют специальные упражнения для тренировки подвижности, ловкости языка, губ, щѐк, уздечки, переключаемости определенных положений языка и губ, необходимых для произнесения требуемого звука. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять сидя( перед зеркалом) , ежедневно по 3- 6 минут. Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения. Обязательно проконтролируйте правильность выполнения задания. Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки, имитируя движения языка. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе со временем переходя к более быстрому. Упражнение «Чашечка» Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подня- ты, средняя часть спинки языка опущена. В таком положении язык удерживать под счет от 1 до 5- 10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна. Упражнение «Чищу зубы» Описание. Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» сначала нижние, а потом верхние зубы, делая движения из стороны в сторону Упражнение ч ередование «Хоботок»- «Улыбка»- «Домик открывается». Улыбается ребенок, Хобот вытянул слоненок. Вот зевает бегемот, Широко открыв свой рот. Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке( «у – и – а», «а – у- и», «и – у- а») , удерживая губы в каждой позиции 3- 5 секунд, а ребёнок повторяет. Упражнение «Окошко» Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5- 10 секунд. Упражнение «Хомячок» Языком давить стараюсь, В щеку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка. Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3- 5 секунд. Упражнение «Маляр». Описание: губы в улыбке приоткрыть рот кончиком языка погладить( " покрасить" ) нёбо Упражнение «Грибочек». Описание: улыбнуться поцокатъ языком, будто едешь на лошадке при сосать широкий язык к нёбу Упражнение «Лошадка». Описаие: вытянуть губы приоткрыть рот по цокатъ" узким" языком( как цокают копытами лошадки) Упражнение «Пароход гудит». Описание: губы в улыбке открыть рот с напряжением произнести долгое" ы- ы- ы. . . " Упражнение «Качели». Описание. 1) Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет «раз». Поднять язык на верхнюю губу и подержать под счет «два». Повторить ещѐ и ещѐ раз. 2) Положить широкий язык за нижние зубы. Поднять язык за верхние зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться, нижняя губа не должна «подсаживать» язык вверх. Упражнение «Дятел» Описание. Улыбнуться, открыть рот пошире. Постучать кончиком языка о нѐбо за верхними зубами, отчѐтливо произнося твѐрдый звук[ д- д- д] . Делать удары медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался. Упражнение «Слоник пьёт». Описание: вытянув вперёд губы трубочкой, образовать" хобот слоника" " набирать водичку" , слегка при этом причмокивая Упражнение «Индюки болтают». Описание: языком быстро двигать по верхней губе- " бл- бл- бл- бл. . . " Упражнение «Орешки» Описание: рот закрыт кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки на щеках образуются твердые шарики- " орешки" . Упражнение «Часики». Описание: улыбнуться, открыть рот кончик языка( как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой. Упражнение «Блинчик». Описание: улыбнуться приоткрыть рот положить широкий язык на нижнюю губу. Упражнение «Вкусное варенье». Описание: улыбнуться открыть рот широким языком в форме" чашечки" облизать верхнюю губу Упражнение «Шарик». Описание: надуть щеки сдуть щеки Упражнение «Гармошка». Описание: улыбнуться сделать" грибочек" ( т. е. присосать широкий язык к нёбу) не отрывая языка, открывать и закрывать рот( зубы не смыкать) Упражнение «Лопаточка – Иголочка» Описание: Чередование положений языка: широкий – узкий. Упражнение выполняется ритмично под счет( сначала в медленном темпе. Упражнение «Барабан Описание: Улыбнуться, открыть рот пошире. Широким кончиком языка постучать за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д- д- д. Произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался. Упражнение «Заборчик». Описание. Зубы сомкнуты. Губы в улыбке, верхние и нижние резцы видны Упражнение «Накажу непослушный язык» Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя- пя- пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет 1- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта. Упражнение «Гармошка» Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нѐбу. Не отпуская язык, закрывать и открывать рот. Дыхательная гимнастика «Пускаем мыльные пузыри». 1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. 2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри. 3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки. 4. Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3- 5 раз. Дыхательная гимнастика: «Ушки». Покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо – влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4- 5 раз. «Маятник» Влево, вправо, влево, вправо, А затем начнем сначала. И. п. – руки на поясе( вдох) . 1 – наклон вправо( выдох) ; 2 – и. п. ( вдох) ; 3 – наклон влево( выдох) ; 4- и. п. ( вдох) . Выдох со звуком «т- у- у- х». КОСИМ ТРАВУ. Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу- зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох. Зу- зу, зу- зу, Косим мы траву. Зу- зу, зу- зу, И налево взмахну. Зу- зу, зу- зу, Вместе быстро, очень быстро Мы покосим всю траву. Зу- зу, зу- зу. Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза. КУРОЧКИ. Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки- «крылья» и опустите голову. Произносим: «Так- так- так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз. «Мама кормит малыша» Поднести руку ко рту – вдох; на выдохе произносить «Ешь! Ешь! Ешь! » Повторить 3 – 4 раза «Стираем бельё» Потереть кулачки друг об друга – вдох; на выдохе произносить «Трём – трём – трём! » Повторить 3 – 4 раза « Моя семья» Описание игры: Братик плачет. Произносить звук( а) ( громко, тихо. шепотом) Мама качает малыша. Произносить: «А- а- а- а- а» Малыш учится говорить. Произносить слоги: « Мна- мно, мны- мну, пи- пяпе, би- бя- бю». Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау- у- у- у! »( Громко! ) Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау- у- у- у»( Тихо) «Листопад» Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали. «Узнай овощ» Положить на тарелку кусочки знакомых детям овощей. Каждому ребенку предлагается завязать глаза платком и узнать овощи по запаху. Сделать медленный плавный вдох носом, выдох – ртом. Далее можно усложнить задание, попросив ребенка произнести название овоща на выдохе. Сделать вдох, на выдохе громко, четко, не торопясь называть овощи: «Картошка, капуста, свекла – это овощи. «Надуй шарик» Р ебёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул»- хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух»- ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух. «Снегопад» Сделать снежинки из бумаги или ваты( рыхлые комочки) . Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать" снежинки" с ладони. «Игра в снежки» Для игры нужна вата, смятая в небольшие комочки. Ребёнок кладёт «снежок» на край ладони, делает вдох, паузу, затем спокойно дует на вату, стараясь сдуть её с ладони. Следить, чтобы щёки не надувались. «Чья снежинка улетит дальше? » Сдуть бумажную снежинку с ладошки. «Задуй свечку». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу! ». Во время упражнения туловище держать прямо. «Полное дыхание». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание( пока приятно) . Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед( «Ха! ») . Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться. Упражнение на выработку воздушной струи. «Кто дальше загонит мяч? » Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Достаточно 3- 5 повторений Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не х, т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. Нельзя надувать щеки. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы Упражнение на выработку воздушной струи «Листопад» Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и сдуть со стола листочки( вырезать из тонкой цветной бумаги, разные: дубовые, кленовые, березовые) . Достаточно 3- 5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Не допускать, чтобы воздушная струя была прерывистая. Упражнение на выработку воздушной струи. «Забей мяч в ворота ». Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик( лежит на столе перед ребенком) , загоняя его между двумя кубиками. Достаточно 3- 5 повторений. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Не допускать, чтобы воздушная струя была прерывистая. Упражнение на выработку воздушной струи «Одуванчик» Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на отцветший одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок делает длительный плавный выдох. Достаточно 3- 5 повторений Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Не допускать, чтобы воздушная струя была прерывистая. Упражнение на выработку воздушной струи «Шторм в стакане» Описание. Посередине широкого языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Достаточно 3- 5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Не допускать, чтобы воздушная струя была прерывистая.