Птицы - наши друзья. Зимующие птицы.
Птицы - наши друзья!
Цель: сформировать представление у детей о зимующих птицах и их жизни зимой; развить познавательную активность, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, изготовить кормушку- угощение для птиц.
Оборудование: иллюстрации зимующих птиц.
Материалы для изготовления кормушки: плотный картон для основы, бечевка, клейстер из муки, яйца и меда, кисти, разные семена и зерна.
-Ребята, сегодня мы поговорим с вами о птицах. Знаете ли вы, что всех птиц, которые живут в наших краях, можно разделить на две группы: зимующие птицы и перелетные? (ответы детей)
- А каких зимующих птиц вы знаете? (ответы детей)
-Зимующих птиц мы узнаем, если загадки мы разгадаем! (загадываем загадки)
Скачет бойко по дорожке,
Подбирает с земли крошки
Не боится голубей...
Что за птичка? ( ответы детей)
- Правильно, ребята. Это воробей. ( показываем иллюстрацию воробья)
- Я- воробей. Маленькая, подвижная птичка. У меня короткие, но сильные лапки, клюв твердый и тонкий. Мы живём стайками. Когда нам холодно, мы сидим прижавшись друг к другу.
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая ... (ответы детей)
- Молодцы. Это сорока. ( показываем иллюстрацию сороки)
- Я - сорока. Я болтливая. Я белобока, потому что по бокам у меня белые пёрышки. Голова и крылья - черные. Хвост- длинный и прямой, черный с зеленоватым отливом.
Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!
Очень важная персона-
Черно- серая ... (ответы детей)
- Молодцы, ребята. Это ворона. ( показываем иллюстрацию вороны)
С жёлтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Ищут сало на балконах
Часто в окна к нам стучат,
И пронзительно свистят
Всем известны эти птицы,
Называются ... (ответы детей)
- Это синицы. Молодцы. ( показываем иллюстрацию синицы)
- Я - синица. У меня черная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый черный хвост. Летом я живу в лесу, питаюсь насекомыми. Зимой я перебираясь ближе к людям, где больше корма. Я люблю несоленое сало и семена подсолнечника.
Птица мира и добра!
Птица счастья и тепла!
Он живёт на площадях,
На деревьях и ветвях.
Он воркует, не поет,
Бодро семечки клюет. (ответы детей)
- Правильно, это голубь. (показываем иллюстрацию голубя)
Кто в берете ярко- красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (ответы детей)
- Верно, ребята. Это дятел. (показываем иллюстрацию дятла)
- Ребята, а вы знаете, что птицы даже зимой делают полезные дела? Они истребляют вредных насекомых и их личинок, которые зимуют в трещинах и под корой деревьев, в щелях заборов и домов.
Вот пересмешники лесные,
На крыльях пятна голубые,
Они угроза чужакам,
От них повсюду шум и гам,
Зимою жёлуди едят,
И всех букашек истребят. (ответы детей)
- Ребята, это сойки. ( показываем иллюстрацию сойки)
Черненькая бровка,
Рыженький бочок,
Меж синиц и дятлов
Кружит как волчок,
По стволам вниз головой
Угадайте, кто такой? (ответы детей)
- Ребята, это поползень. ( показываем иллюстрацию поползня)
- Зимующие птицы это: воробей, ворона, сорока, галка, дятел, синица, сойка, поползень.
- Зимующие птицы не улетают осенью в теплые страны. Они приспособились к холоду и могут найти себе пропитание даже в сильный мороз. В зимнюю пору корма не хватает. Поэтому многие птицы, найдя еду, сообщают об этом - криком подзывают остальных. Некоторые птицы, например синица, сойка и поползень делают запасы еды ещё осенью.
- Ребята, как вы думаете, куда они прячут свои запасы? ( ответы детей)
- Правильно, они прячут их в трещинах и щеляхна стволах деревьев.
- А как же мы можем помочь птицам пережить зимнюю пору? (ответы детей)
- Молодцы! Мы устраиваем для них кормушки на деревьях и кустарниках. Насыпаем в них семена подсолнечника, тыквы, арбуза. Насыпаем пшено, овес, просо, вешаем на веточки деревьев кусочки несоленого сала.
- Ребята, давайте поможем птицам пережить зимнюю пору и приготовим им угощение!
Угощение для птиц:
(Рассаживаемся за подготовленные столы, все необходимое находится на столе)
1. На основу кормушки (вырезается из твердого картона, форма любая), через отверстие крепится бечевка (на нее будет подвешиваться наша кормушка).
2. Покрываем одну сторону клейстером (смесь из муки, яйца и меда) и обсыпаем зерном.
3. Аккуратно переворачиваем и повторяем с другой стороны.
4. Даём высохнуть. Наша кормушка готова.
- Молодцы, ребята! Все справились! Наши угощения мы развесим на нашей площадке во время прогулки.
- Ну а теперь, физкультминутка "Скачет шустрая синичка"
Скачет шустрая синица ( прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится ( прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок ( кружимся на месте)
Вот присела на минутку (присели)
Почесала клювом грудку (встали, наклоны головы влево - вправо)
И с дорожки - на плетень ( прыжки на месте на левой ноге)
Тири - Тири ( прыжки на месте на правой ноге)
Тень - тень - тень! ( прыжки на месте на двух ногах)