Картотека игр.по социо–игровой технологии
Документы для скачивания
Картотека игр по социо- игровой технологии. Старший дошкольный возраст. Виды игр Игра для рабочего настроя – «Тень- потетень », «Встань по пальцам», «Стою, на кого- то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает- не летает» и др. Игры разминки – Физминутки, пальчиковые игры, «Два конца, два кольца», «Руки- ноги», «Заводные человечки», Карлики- великаны» и др. Игры социо- игрового характера – «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др. Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценки- истории», «Животные» и др. Игры вольные, требующие передвижения – «Секрет», « Ловишки », «Колечко – колечко», «Где мы были, не скажем, а что делали- покажем», «День и ночь» и др. «Радио». Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику. Ход: Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. По считалке выбирается водящий( для первого раза может быть воспитатель) , он выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка( мальчик) …( дает описание кого- либо из детей) . Пусть она( он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали. Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе, будет способствовать умению прислушиваться к мнению других, формировать позитивное отношение к сверстникам. «Магазин игрушек» Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости. Ход: дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогодавшийся уходит без покупки. Снежный ком Упражнение способствует запоминанию детьми имен всех участников группы. Первый участник( например, стоящий слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник называет по имени всю группу. «Назови себя» Цель: формирование умения представлять себя коллективу сверстников. Р ебенку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома, или как он хотел бы, чтобы его называли в группе. «Позови ласково» Цель: воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу. Р ебенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику( по желанию) , ласково назвав его по имени. Моё настроение Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других; развитие эмпатии. Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким- либо цветком, животным, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка. «Ладонь в ладонь» Цель: развитие коммуникативных навыков, полу чение опыта взаимодействия в парах, преодоление бо язни тактильного контакта. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. Описание игры: дети становятся попарно, прижи мая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различ ные препятствия: стол, стулья, кровать, гору( в виде кучи подушек) , реку( в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д. Найди отличие Цель: развитие коммуникативных навыков. Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочет ся, затем передает листок взрослому. Взрослый добав ляет одну или несколько деталей и возвращает рису нок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они меняются ролями. «Две игрушки – поменяемся местами» Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движений, сотрудничества. Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами. Комментарий: игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить ее интенсивность и сложность. Тем более что детям дошкольного возраста еще достаточно трудно выполнять действия разной направленности( как в данной игре — поймать игрушку, увидеть того, кому досталась вторая и поменяться с ним местами) . «Холодно – горячо, право- лево» Цель: учим контролировать движения и работать по инструкции. Воспитатель прячет условный предмет( игрушку) , а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперед, три влево» ведет игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указателям взрослого. Можно использовать пла н- схему. «Обыграй превращение» Цель: Воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого. Ведущий по кругу передает предмет( мяч, пирамидка, кубик и др. ) , называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко»- дети «едят» его, «моют», «нюхают». «Давай дружить» Воспитатель: встретились однажды зайчонок и бельчонок, и захотелось им подружиться. Бельчонок был посмелее и первым предложил дружить. Зайчонок согласился. Воспитатель предлагает ребёнку быть бельчонком и попытаться найти жест, выражающий предложение дружить: рука с повёрнутой вверх раскрытой ладонью протягивается партнёру. Сам взрослый – «зайчонок» – отвечает на это жестом согласия: кладёт свою руку поверх руки партнёра, ладонь в ладонь. Друзья гуляют по лесу, взявшись за руки, а потом прощаются, помахав друг другу руками: “До свидания”. Участники игры меняются ролями и повторяют её, стараясь выразительно исполнять жесты и произносить слова: «Давай дружить» – «Давай», то с радостной, то с мягко, то с грубостью. Игра «Одежда» Цель игры: совершенствовать умение подбирать существительные и глагол( действие) по смыслу. Описание игры: Ведущий должен распределить детей по фасону, цвету одежды на разные компании, затем каждая компания должна составить предложения по схеме на тему одежда Ориентировка в пространстве группы: Компании выбирают удобное место в группе Объяснение и получение ведущим задания: посыльный подходит к ведущему, ведущий объясняет задание. Самостоятельная работа детей: ведущий доносит задание детям – объясняет, дети выполняют: Капитан из каждой команды рассказывает предложение по схеме. Игра «Животные жарких стран» Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления Описание игры: В игре участвуют две команды, команда роботов должна придумать движения, по которым можно узнать животное жарких стран, а команда я человечков должна назвать прилагательные, по которым можно узнать животное Объединение в компании: Каждый из детей вытягивает картинку с изображением робота или человека. В команде дети придумы вают 5 движений, вторая команда 5 прилагательных К аждая команда по очереди демонстрирует своё задание, а другая команда отгадывает. Затем дети все вместе должны произнести слова прилагательные и показать движения. Игра «Один день» Цель: Развивать творческие способности, связную речь. Описание игры: В игре участвуют все дети, по цвету глаз, обуви и так далее они делятся на пары, затем каждая пара рисует рисунок и составляет рассказ. д ети делятся на пары, от каждой пары выбирается один ребенок. Дети подходят к педагогу, педагог объясняет, что каждой паре нужно нарисовать то место куда бы они хотели отправиться. Остальные дети должны угадат ь. Дети зарисовывают место, куда бы они хотели отправиться со своим другом и составляют рассказ. Каждая пара по очереди демонстрирует свой рисунок и рассказывает историю. Игра «Придуманное слово» Описание игры: Воспитатель предлагает детям текст, которому нужно найти описание( сконструировать ситуацию, в которой текст произносится, выдумать персонажи, участвующих в ситуации, определить поведение самого говорящего и слушающих, понять характер произнесения слов. Объединение в компании: На столе лежат персонажи сказок добрые и злые. Дети собираются в команды по определению злой или добрый персонаж. Каждая команда работает сообща, рассматривает иллюстрации, подбирает название, описывает характер персонаж. Каждая к оманда рассказывает действия по картине. Игра «Магазин мебели» Цель игры: развитие умения понимать друг друга, развивать словарный запас Описание игры: дети делятся на две команды – «покупатели» и «мебель». Одна компания загадывают, какой мебелью каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за мебель? Каждая мебель, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую мебель ему показывают. Не догадавшийся уходит без покупки. На столе лежат картинки с буквой «Т»( товар) и с буквой П( покупатель) . Перед началом игры дети получают бейджики и кого на бейдже буква «У»( У правляющий) это и есть ведущий. С амостоятельная работа детей: выполняют свои роли