Самообразование
Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста
05 сентября 2024
Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу путём развития мелкой моторики рук у детей.
Задачи:
- Повысить свой теоретический и научно-методический уровень знаний через подборку и изучение методической литературы
- Составить картотеку пальчиковых игр
- Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей
- Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики
Предполагаемый результат:
- сформированность основ педагогического мастерства, профессионализма и творчества;
- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков
- развитие мелкой моторики рук и речи у детей.
Форма самообразования: индивидуальная.
Источники самообразования: интернет ресурсы, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.
Итог: обобщение опыта работы по данной теме.
Форма отчетности: презентация по проделанной работе.
Актуальность.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» — заключал Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», — писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковые игры имеют большое значение для развития речи ребенка. Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Не стоит забывать, что все дети – фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условия театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни дети начинают судить о достоинствах и недостатках героев из стихотворений, используемых с пальчиковой гимнастикой, и это доставляет им удовольствие. Дети научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Этапы работы:
- Информационно-аналитический.
Подбор и изучение литературы по теме.
- Практический.
-совместная работа с детьми
- индивидуальная работа
Методы и приемы работы:
- создание картотеки пальчиковых игр
-использование данных игр в ходе занятий с детьми
- применение нетрадиционных методов игры с пальчиками.
Перспективный план на 2024-2025уч.г.
Месяц |
Форма проведения |
Цель |
Сентябрь |
Изучить литературу и опыты работ по данной теме
Планирование работы по теме
Создание картотеки пальчиковых игр |
Повысить уровень своих знаний
Определение этапов, форм и методов работы по выбранной теме
Обогащение развивающей среды |
Октябрь |
Подготовка практического материала Использование в работе - разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги -катание между ладонями карандашей, орехов, шариков. Игра «Найди вторую половинку», «Чудесный мешочек» |
Наблюдение за развитием мелкой моторики у детей, подготовка детских ладоней для игр пальчиками |
Ноябрь |
Разучивание пальчиковых игр: «Апельсин», «Курочка», «Лодочка», «Алые цветочки» и другие Игры с счетными палочками
|
Улучшить координацию и точность движений рук и глаз, гибкость рук, ритмичность. Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой. |
Декабрь |
Игры с мозаикой разной величины, Игра «Шнуровка. Новогодняя елка» Игры с сухим бассейном для рук «Найди кто спрятался в горохе, гречке» Разучивание пальчиковой игры «Капуста» |
Развивать у детей силу удерживания пальцами мелких деталей. Учить проговаривать текст, сопровождающий пальчиковую игру. Называть правильно животных. |
Январь |
Игры с бусинами разной величины «Найди пару», «Сделай украшение» Игры-драматизации с пальчиковым театром Самомассаж кистей рук |
Развивать тактильную чувствительность подушечек пальцев рук, внимание
Учить детей делать поглаживающий массаж ладоней и пальчиков |
Февраль |
Изготовление картины по средствам обрывной аппликации. Игры с песком «Следы санок» (начертить дорожку, следы пальчиками по песку насыпанному в подносе) Разучивание пальчиковых игр |
Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук, повышать чувствительность пальцев, воспитывать усидчивость и терпеливость в работе. |
Март |
Создание и обыгрывание разнообразного «Пальчикового театра» Разучивание пальчиковых игр с использованием массажных мячиков су-джок |
Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии с задуманным сюжетом театрализованной игры. Развивать ловкость пальцев рук. |
Апрель |
Работа с конструктором ЛЕГО Рисование по трафаретам, штриховкам. |
Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. |
Май |
Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т.д.) Проведение контрольного диагностического исследования Отчет о проделанной работе за учебный год. |
Развивать ручную умелость и мелкую моторику, формировать навыки выразительности, пластичности в движении. Формировать воображение и творческое мышление. Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки. |