a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Самообразование

Автор: Редькина Оксана Викторовна Опубликовано: 2024-11-21 21:44:25

Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста

05 сентября 2024

 

Цель: осуществлять коррекционно-логопедическую работу путём развития мелкой моторики рук у детей.

 Задачи:

  • Повысить свой теоретический и научно-методический уровень знаний через подборку и изучение методической литературы
  • Составить картотеку пальчиковых игр
  • Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей
  • Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики                           

Предполагаемый результат:

- сформированность основ педагогического мастерства, профессионализма и творчества;

- умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков

- развитие мелкой моторики рук и речи у детей.

Форма самообразования: индивидуальная.

Источники самообразования: интернет ресурсы, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.

Итог: обобщение опыта работы по данной теме.

Форма отчетности: презентация по проделанной работе.

 

Актуальность.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.

Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» — заключал Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», — писал Кант. Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковые игры имеют большое значение для развития речи ребенка. Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Не стоит забывать, что все дети – фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условия театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни дети начинают судить о достоинствах и недостатках героев из стихотворений, используемых с пальчиковой гимнастикой, и это доставляет им удовольствие. Дети научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

 

Этапы работы:

  1. Информационно-аналитический.

Подбор и изучение литературы по теме.

  1. Практический.

-совместная работа с детьми

- индивидуальная работа

 

Методы и приемы работы:

- создание картотеки пальчиковых игр

-использование данных игр в ходе занятий с детьми

- применение нетрадиционных методов игры с пальчиками.

 

Перспективный план на 2024-2025уч.г.

Месяц

Форма проведения

Цель

Сентябрь

Изучить литературу и опыты работ по данной теме

 

Планирование работы по теме

 

 

 

Создание картотеки пальчиковых

 игр

Повысить уровень своих знаний

 

 

Определение этапов, форм и методов работы по выбранной теме

 

Обогащение развивающей среды

Октябрь

Подготовка практического материала

Использование в работе

- разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги

-катание между ладонями карандашей, орехов, шариков.

Игра «Найди вторую половинку»,

«Чудесный мешочек»

Наблюдение за развитием мелкой моторики у детей, подготовка детских ладоней для игр пальчиками

Ноябрь

Разучивание пальчиковых игр: «Апельсин», «Курочка», «Лодочка», «Алые цветочки» и другие

Игры с счетными палочками

 

Улучшить координацию и точность движений рук и глаз, гибкость рук, ритмичность. Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой.

Декабрь

Игры с мозаикой разной величины, Игра «Шнуровка. Новогодняя елка»

Игры с сухим бассейном для рук

«Найди кто спрятался в горохе, гречке»

Разучивание пальчиковой игры «Капуста»

Развивать у детей силу удерживания пальцами мелких деталей. Учить проговаривать текст, сопровождающий пальчиковую игру. Называть правильно животных.

Январь

Игры с бусинами разной величины «Найди пару», «Сделай украшение»

Игры-драматизации с пальчиковым театром

Самомассаж кистей рук

Развивать тактильную чувствительность подушечек пальцев рук, внимание

 

Учить детей делать поглаживающий массаж ладоней и пальчиков

Февраль

Изготовление картины по средствам обрывной аппликации.

Игры с песком «Следы санок» (начертить дорожку, следы пальчиками по песку насыпанному в подносе)

Разучивание пальчиковых игр

Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук, повышать чувствительность пальцев, воспитывать усидчивость и терпеливость в работе.

Март

Создание и обыгрывание разнообразного  «Пальчикового театра»

Разучивание пальчиковых игр с использованием массажных мячиков су-джок

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии с задуманным сюжетом театрализованной игры.

Развивать ловкость пальцев рук.

Апрель

Работа с конструктором ЛЕГО

Рисование по трафаретам, штриховкам.

Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга.

Май

Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т.д.)

Проведение контрольного диагностического исследования

Отчет о проделанной работе за учебный год.

Развивать ручную умелость и мелкую моторику, формировать навыки выразительности, пластичности в движении. Формировать воображение и творческое мышление.

Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Оставить комментарий: