Как проверить фонематический слух у ребенка в домашних условиях? Задания для диагностики
Как проверить фонематический слух у ребенка? ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ
1. Послушать запись звука на телефоне и показать на картинках, что так звучит. К примеру, дверной звонок, барабан, мяуканье кошки, лай собаки.. - с 1.5-2 лет.
2. Послушать похожие слова и показать на картинках (с 3 лет): коза-коса, кошка-мошка, уточка-удочка, миска-мишка, рожки-ложки.
3. Повторить слоги.
Прикрываете рот листом бумаги, произносите по 3 слога и просите ребенка повторить за вами (С 3 до 5 лет просите повторить по 2 слога вместе: ба-па.. С 5 лет по 3 слога):
Бапаба. Пабаба
Вафава. Фафава
Кагака. Гакага
Сазаса. Зу-су-зу
Сашаса. Шусушу
Датата. Датада
Мамяма. Наняня
Сасяса. Бабяба
4. Запомнить и повторить по 3 слова (с детьми до 5 лет - по 2 слова):
Кот-год-ход. Мак-бак-так
Кашка-каска-маска
Билет-жилет-балет
Батон-вагон-бидон
5. Хлопнуть, когда услышит звук Л в слове:
Рита, лупа, ландыши, роза, лебедь, ванна, лев, лодка, рога, паровоз, палатка, кулак, лиана, укол…
!!! Звуки Л и Ль- это разные звуки. Вам нажен только твердый Л, как в слове «лупа».
В этом задании звук, который нужно «поймать», выбирается по нарушенному произношению (не может сказать звук Ш - «ловим» звук Ш).
С детьми с 3 лет это задание проводится на материале звуков и слогов: «Хлопни, когда услышишь звук С: ш, сь, р, С, з… СА, за, ша, ся, сю, СУ, зу..).
6. Назвать первый звук в словах:
Аня, осень, утка, иголка (с 4 лет)
Мак, дом, сок, нос (с 5 лет)
7. Назвать последний звук в словах:
Дыра, окно, сапоги (с 4 лет)
Мак, дом, нос (с 5 лет)
8. Назвать позицию звука в словах (первый, последний или в середине слова - с 4 лет).
Звук С: сумка, сок, нос, осы.
Звук Ш: шуба, машина, душ.
Звук Р: робот, пар, паровоз, дорога.
9. Составить слово из звуков. Вы произносите слово по звукам, ребенок должен угадать и сказать целиком (с 5 лет).
! Звуки говорит не «бэ», а кратко «б»
С-о-к
Н-о-с
О-с-ы
К-а-ш-а
10. Придумать по 3 слова со звуками С, Ш, Л, Р.
11. Назвать звуки по порядку в словах «бык», «лиса»