a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Дидактические игры по сенсорному развитию

Автор: Пирогова Марина Михайловна Опубликовано: 2024-11-24 14:37:31

Документы для скачивания

Картотека дидактических игр по сенсорному и речевому развитию детей раннего возраста Д/ И «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ЦВЕТОЧЕК» ЦЕЛЬ: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы. РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4- 5 чел. Сначала воспитатель показывает детям большие цветки разного цвета. Дети рассказывают, какого цвета эти цветки. Потом воспитатель раздает детям по маленьких карточки, рассмотрев их, предлагает показать такой же цветоче к, какой показывает воспитатель и положить в корзинку соответствующего размера. Д/ И «РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ» ЦЕЛЬ: Продолжать развивать мелкую мускулатуру кисти рук, закреплять знание цвета, развивать внимание, воображение. РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4- 6 чел. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки, предлагает малышам смотать каждому по клубочку, а потом разложить их по местам. Постоянно вовлекать детей в результативную активность. Д/ И «БОЛЬШОЙ, МАЛЕНЬКИЙ» ЦЕЛЬ: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета. РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4- 6 детьми. Воспитатель показывает набор геом етрических фигур( круг, квадрат) разных цветов, и предлагает п оказать сначала большую фигуру, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький круг красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; « Маленький квадрат зеленого цвета» и т. д. на усмотрение фантазии воспитателя. Д/ И «РАСКЛАДЫВАНИЕ ОДНОРОДНЫХ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ» ЦЕЛЬ: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру( круг, квадрат) развивать мышление, разговорную речь умение называть цвет фигуры. РУКОВОДСТВО: Игра проводится с 4- 6 чел. , т. к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель отдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур д етям и по своему показу просит ребенка разложить фигуры по условиям педагога, постоя нно вовлекая в речевую активность. Дидактические игры на развитие зрительного восприятия Цвет «Цветные кубики» Цель:  учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. Материалы:  пары разноцветных кубиков( красные, желтые, зеленые, синие) . Ход игры:  разложите на ковре кубики. Затем возьмите один кубик и покажите его детям: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик». Возьмите кубик контрастного цвета и приложите его к выбранному кубику. И так пока кубики не совпадут. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики». В следующий раз увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите детей найти все кубики заданного цвета. Со временем можно ввести дополнительные цвета. «Цветные парочки» Цели:  учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. Материалы:  пары одинаковых по цвету предметов( кубики, пирамидки, шарики и др. , коробка. Ход игры:  перед началом игры подберите пары: сначала одинаковые( красные кубики, желтые шарики зеленые карандаши и др. , затем разные( красный помидор и красный мяч, желтый шарик и желтый цыпленок, зеленая елочка и зеленый листок и др. ) . Раздайте детям по одному предмету из пары, остальные перемешайте на столе или в коробке. Попросите малышей най ти цветные пары своим предметам и найти для пар домик. «Разложи по коробочкам» Цель:   учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов. Материалы:  небольшие предметы разных цветов( шарики, кубики, детали мозаики и др. ) ; маленькие коробочки или мисочки, коробка большая. Ход игры:  поставьте перед ребенком несколько маленьких коробочек и коробочку большую, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите малышу разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание сами, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек. Сначала предлагайте детям предметы 2- 4 цветов( по 4 – 8шт. одного цвета) . Со временем количество цветов и предметов можно увеличить. «Бегите в домик! » Цель:  учить находить предмет определенного цвета по образцу( зрительное соотнесение) ; развивать внимание. Материалы:   флажки разных цветов или большие и маленькие картонные квадраты разных цветов( желательно двухсторонние) . Ход игры:  раздайте детям флажки четырех цветов и предложите побегать с ними по комнате. Затем поднимите красный флажок и скажите: «Бегите в домик! » Дети с красными флажками должны подбежать к вам и поднять их вверх. В следующий раз поднимите флажок другого цвета. Эту игру можно усложнить. Постепенно увеличивая количество флажков( до4- 6 цветов) или поднимая два флажка одновременно. Форма «Разложи фигурки по домикам» Цель:  познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, учить подбирать нужные формы разными методами. Материалы:  пять больших фигур( квадрат, круг) . Много маленьких таких же фигур. Ход игры:  разложите перед ребенком банне р- домики, и много геометрических фигур и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катиться – вот так! А это квадрат. Его можно поставить». Затем предложите разложить маленькие фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки». Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите все фигуры, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет. «Катится – не катится» Цель:  познакомить с объемными геометрическими телами – кубом, шаром. Материалы:  кубики и шарики разного размера и цвета. Ход игры:  покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится- вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у него есть углы, потрогайте их». Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол, на стол, друг на друга, покатать и т. д. Затем попросите разложить предметы по домикам: шары в один домик, а кубики в д ругой, выбирая цвет и форму как условие( домики на баннере) . «Найди пару по форме» Цель:  учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения. Материалы:  пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета( круги, квадраты) Ход игры:  перед началом игры подберите пары геометрических фигур по количеству играющих( некоторые пары могут повторяться) . Раздайте детям фигурки или предложите им не глядя вытащить по одной из коробки или шляпы. Попросите малышей внимательно рассмотреть фигуры, а затем найти себе пар ы – ребенка с такой же фигуркой и найти себе местечко. Эту игру можно повторять многократно, предлагая детям геометрические фигуры разных цветов и из разных материалов. Величина «Большие и маленькие кубики» Цель:  обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко отличающихся по размеру; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковые по величине. Материалы:  разноцветные кубики, резко различающиеся по размеру. Ход игры:  пред началом занятия положите большие и маленькие кубики в соответствующие по размеру ведерки. Покажите малышам квадрат или круг с большими кубиками, предложите взять их и поиграть с ними: «Какой большой квадрат. А в квадрате лежат большие кубики – вот такие». Затем положите маленькие кубики в маленький квадрат( круг) , пусть они достанут маленькие кубики и поиграют с ними: «А вот маленький квадрат. В нем лежат маленькие кубики. Сравните маленький кубик, с большим. Поставьте их рядом». Когда дети поиграют с кубиками, предложите сложить их обратно в соответствующие величины. Раздайте малышам по одному или по два( большой и маленький) кубика и попросите положить их в нужный квадрат. Подобную игру можно организовать и с другими игрушками: большим и маленьким грузовиком, большими и маленькими брусками, шариками и т. п. Количество «Собираем шишки» Цель:  учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало. Материалы:   баннер, шишки. Ход игры:  обратите внимание ребенка на разбросанные на полу шишки. Попросите его по мочь собрать их. Положите в 2- 3 шишки, а малышу предложите собрать остальные. В конце игры подведите итог: «Ты собрал много шишек. Молодец! А сколько шишек у меня? Мало». «Зайцы и лисы» Цель:  учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного. Развивать внимание. Материалы: шапочка лисы или маска, хвост лисы, бубен. Ход игры:  наденьте маску или шапочку лисы и прицепите хвост. Объясните детям правила игры: «Много маленьких пушистых зайчиков скачет по полянке. Но вот звучит бубен. Это приближается лиса. Все зайцы быстро разбегаются и прячутся кто куда. Кто не успеет спрятаться, того лиса поймает и унесет с собой в лес. Дети прыгают, изображая зайцев. Через некоторое время ударьте в бубен. Дети прячутся, в домике, а лиса при ходит на полянку и ищет зайцев: «Куда же подевались зайцы? Было много, а теперь ни одного… » Лиса уходит, и игра повторяется. По окончании игры подведите итог: «Хотя зайцем много, а лиса одна, им с ней не справится, потому что лиса хитрая охотница. Поэтому лучше от лисы спрятаться. Было зайцев много, а теперь ни одного». В следующий раз роль водящего можно предложить кому- нибудь из детей.

Оставить комментарий: