Программа "Маленькие конструкторы"
Документы для скачивания
Пояснительная записка Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Помимо традиционных методик обучения в последнее время в педагогическом процессе все шире используется ЛЕГО- технология. Среди разных видов технического конструирования конструктор ЛЕГО вызывает особый интерес и популярность у детей дошкольного возраста. Ведь с его помощью ребенок может осуществить любую свою мечту: построить машину, дом, город, корабль, смоделировать фигуры животных и человека. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей. Разнообразие конструкторов ЛЕГО позволяет заниматься с детьми разного возраста. Актуальность программы Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно- деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры. Игра- важнейший спутник детства, в процессе ее дети начинают подражать, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Лишь в игре ребенок получает огромные возможности физического, эстетического и социально- коммуникативного развития. Конструирование для дошкольников – важный продуктивный вид деятельности по моделированию как реально существующих, так и вымышленных самими детьми объектов. В этом смысле уникальным явлением в мире игр для всех детей, позволяющим общаться без проблем на одном универсальном языке – языке игры, является конструктор ЛЕГО. Он дает возможность ребенку не только собрать игрушку, но и поиграть с ней, видоизменять ее, преобразовывать, исходя из собственного замысла и фантазии или в соответствии с заданием, инструкцией. Игра с мелкими деталями способствует развитию мелкой моторики, стимулирует развитие активной речи, воображения, творческих способностей. При работе с конструктором ребенок сначала обговаривает свой замысел с воспитателем, что он хочет построить, какие ему понадобятся детали, почему и какое количество и т. д. , что в дальнейшем помогает ребенку самому определить конечный результат. Набор ЛЕГО может использоваться с определенными поставленными целями во всех возрастных группах детского сада. В младшей группе это хорошее дидактическое пособие для индивидуальной работы воспитателя с детьми. В средней группе – это универсальное пособие для организации самостоятельной работы детей в группе. В старшей и подготовительной группах – ЛЕГО выполняет коррекционно- развивающим инструментом воспитателя группы. Применение в работе ЛЕГО способствует сплочению детского коллектива, формированию чувство симпатии друг к другу, умение совместно решать задачи, распределять роли, объяснять важность данного конструктивного решения. Конструктор ЛЕГО стимулирует познавательную инициативу воспитанников и дает им в руки удобные инструменты, при помощи которых можно реализовать свои идеи в практический результат. Дети могут разыгрывать свои истории, воссоздавать жизненные ситуации, конструировать по предложенным схемам и многое другое. Применение ЛЕГО технологий позволяет каждому ребенку работать в собственном темпе, переходить от простых задач к более сложным. Этот конструктор настолько увлекательный и захватывающий, что, играя с ним ребенок помимо всего прочего получит еще массу удовольствий и положительных эмоций. Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить( например, изображение или схема) . При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать( например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим) . Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких- либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности дошкольников. Основные принципы по Лего- конструированию: от простого к сложному; учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков; активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей; комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой; результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей. Цель программы: развитие у дошкольников конструкторских умений на основе ЛЕГО – конструирования. Задачи: формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности; развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения; Образовательные: обучить конструировать модели по заданной схеме; обучить выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью; расширять знания детей об окружающем мире. Развивающие: совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре; развивать мелкую моторику рук, конструктивное мышление, внимание, творческое воображение, познавательный интерес; стимулировать детское научно- техническое творчество. Воспитательные: воспитывать умение и желание трудиться; воспитывать культуру и этику общения. Категория обучающихся по программе: возраст 3 – 4 года. Срок реализации программы: 1 год Формы и режим занятий: групповая, индивидуальная. Численный состав группы: 8- 10 человек. Режим занятий: для группы обучения от 3 – 4 лет занятия проводятся 1 раз в неделю по 15 мин. , в первой или во второй половине дня. Новизна программы заключается в том, что дошкольники приобретают элементарное представление в научно- технической направленности и впоследствии смогут использовать приобретенные знания для дальнейшего обучения и в жизни. Конструктор ЛЕГО это нечто большее, чем просто игрушки! Кубики ЛЕГО совмещают творчество и веселье, они заставляют оживать целые вселенные. Игры с ЛЕГО развивают у детей любознательность, социальные навыки и воображение. Кубики ЛЕГО стимулируют развитие творческого потенциала ребенка. Даже в трёхлетнем возрасте дети прекрасно собирают модели, согласно инструкциям и помощи взрослого. Малыши также учатся" подражать" , то есть строить конструкцию согласно образцу. Чтобы игра длилась дольше, сложность должна соответствовать возрасту ребёнка. Планируемые результаты реализации программы В результате освоения программы ребенок может знать: - основные строительные детали( кубики, кирпичики, пластины, трехгранные призмы) ; - основные приемы конструирования; - основные цвета; У меть: - соединять детали конструктора ЛЕГО; - изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину; - обыгрывать постройки, объединять их по сюжету И меть представление: - о простейшем анализе созданных построек; - о вариантах создания конструкций, при добавлении других деталей. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими; У ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать; Ребенок овладевает приемами индивидуального конструирования; Знает правила безопасности на занятиях по конструированию использованием мелких предметов. Р ебенок может использовать речь для выражения своих мыслей и желаний, строит речевые высказывания в ситуации общения. Материально- техническое обеспечение программы С толы, стулья( по росту и количеству детей) ; Д емонстрационная магнитная доска, демонстрационный столик. Наборы ЛЕГО. Игрушки для обыгрывания ситуации. Выводы и оценка продуктивности реализации программы планируется сформулировать на основе самоанализа результатов педагогической деятельности. В результате успешной реализации программы планируется достижение следующих результатов: Создание в ДОУ новых условий обучения и развития дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием ЛЕГО- конструирования в рамках реализации основной части образовательной программы детского сада. Выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельность с детьми по приобщению к техническому творчеству; Программа дополнительного образования по конструированию с использованием конструкторов ЛЕГО( с приложениями перспективного тематического планирования) Методические рекомендации по организации работы: правила работы в леготеке, алгоритм работы с конструкторами ЛЕГО, технологические карты сборки конструкторских моделей. Реализация программы значима для развития системы образования, так как способствует: Обеспечению работы в рамках ФГОС; Формированию имиджа детского образовательного учреждения; Удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ Список использованных источников «Дошкольное воспитание» №4- 12, 2014 г. ( Журнал: №4 статья Г. Глушкова, М. Малтызова, Т. Чижова. Конструкторы LEGO как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы. №5 статья Г. Глушкова, Г. Барбашина, Е. Муратова. Конструкторы LEGO как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды группы. Методическое сопровождение №6 Т. Гризик, Г. Глушкова. Использование конструкторов LEGO как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы. Методическое сопровождение реализации ФГОС ДО. Статья третья №8 Г. Глушкова. Использование конструкторов LEGO как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы. Методическое сопровождение реализации ФГОС ДО №9 Г. Глушкова. Использование конструкторов LEGO как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы. Методическое сопровождение реализации ФГОС ДО №10 Г. Глушкова. Использование конструкторов LEGO как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы. Методическое сопровождение реализации ФГОС ДО. Статья четвертая №11 Г. Глушкова. Использование конструкторов LEGO как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы. Методическое сопровождение реализации ФГОС ДО. Статья пятая №12 статья Г. Глушков. Использование конструкторов LEGO как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы. Методическое сопровождение реализации ФГОС ДО. Статья заключительная. Комарова Л. Г. «Строим из ЛЕГО», ЛИНКА_ ПРЕСС, Москва, 2001 год. Фешина Е. В. Лего- конструирование в детском саду. Методическое пособие – М. : ТЦ Сфера, 2019. – 144с. ( Библиотека современного детского сада) . Алгоритм работы с конструкторами ЛЕГО Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки. Поиск – выбор необходимых деталей из общего набора. Сборка части модели. Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель. Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой( или анализ собранной конструкции) . Правила работы в леготеке Работать с пособиями чистыми руками Не брать мелкие детали в рот, это опасно! Беречь учебные пособия, не портить и не ломать оборудование. Не уносить с собой детали, они пригодятся для работы на следующих занятиях. Работать в коллективе дружно, прислушиваться к мнению товарищей. Делится с товарищами не только деталями, но и задумками, планом работы. По окончании работы приведи рабочее место в порядок. Младшая группа- учить называть детали ЛЕГО конструктора; - простейшему анализу сооруженных построек( выделять форму, величину, цвет деталей) ; - выполнять простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями; - сравнивать предметы по длине и ширине; - обогащать речь словосочетаниями; - конструировать по образцу и условиям; - различать по цвету и форме; - развивать зрительно – моторную координацию при соединении деталей конструктора, добиваться точности в процессе операционных действий. - оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки; - развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности, помогать его осуществлять; - формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу. План работы Месяц Тема/ неделя Цели Сентябрь Знакомство с ЛЕГО Познакомить с ЛЕГО- конструктором, дать простейшие названия деталей( кирпичик, пластина) . закреплять знания цвета и формы. Игра «Чудесный мешочек». ( Фешина стр. 13) 2. Осень «Дерево». Учить строить деревья из кирпичиков, учить различать деревья растущих в лесу. Закреплять знания о строении деревьев. Закреплять понятие длинный, короткий кирпичик. ( Фешина стр. 15) 3. Осень «Мостик через речку». Учить строить мостик, точно соединять строительные детали. Развивать конструкторские навыки, пространственное мышление. ( Фешина стр. 23) Народная культура «Ворота для заборчика». Учить строить простую конструкцию, закреплять знания названий деталей конструктора. ( Фешина стр. 13) Октябрь Я и моя семья «Мебель для кухни». Учить строить мебель, запоминать названия предметов мебели. ( Фешина стр. 19) Мой дом «Разные дома». Учить строить разные дома( большие и маленькие) . Закреплять названия деталей конструктора. Развивать творческое воображение. ( Фешина стр. 17) Мой поселок «Конструирование по замыслу». Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее, давать общее описание. Народная культура «Мельница». Рассказать о мельнице. Учить строить мельницу. Развивать воображение, фантазию. ( Фешина стр. 26) Ноябрь Транспорт «Машина с прицепом » Учить строить машину с прицепом; развивать навыки конструирования. Закреплять знания о различных видах машин. ( Фешина стр. 26) Наши меньшие друзья( домашние животные) «Домашние животные». Учить строить домашних животных из ЛЕГО конструктора. Закреплять знания о домашних животных. Дикие животные и их детеныши. «Утята в озере». Учить внимательно слушать стихотворение. Строить из конструктора утят. Обыгрывать поделки. Правильно называть детали конструктора. ( Фешина стр. 21) Народная культура «Печка». Учить строить печку. Знакомить с русской печкой( дать представление о том, что печка всем в доме правит: и накормит и обогреет) . Развивать воображение, фантазию. ( Фешина стр. 20) Декабрь 1 и 2 недели Зима «Строим стены и башенки». Учить строить стены и башенки. Закреплять понятие «высокий», «низкий». Правильно называть детали конструктора. 3 и 4 недели Новогодний праздник. «Конструирование по замыслу». «Елочки». Учить строить елочки. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее, давать общее описание. Январь Народная культура « Заварник к самовару». Знакомство с самоваром и заварником. Учить строить заварник. Правильно называть детали конструктора. Посуда «Конструирование по замыслу». Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее, давать общее описание. Предметы одежды «Конструирование по замыслу». Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее, давать общее описание. В гостях у Айболита «Все работы хороши». Познакомить с профессией врача. Формировать представление о частях тела. Учить строить человека и называть части тела. ( Фешина стр. 30) Февраль Мои любимые игрушки «Машинки», «Домики»( по замыслу) . Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее, давать общее описание. Из чего сделаны предметы? «Конструирование по замыслу». Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, назы вать ее, давать общее описание. День защитника Отечества «Танк». Учить строить танк. Правильно называть детали конструктора. Знакомство с военной техникой. Народная культура «Конструирование по замыслу». Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее, давать общее описание. Март 8 Марта «Цветок». Учить строить цветок. Закреплять полученные ранее навыки работы с конструктором лего, учить планировать работу, заранее продумывая, какие детали конструктора понадобятся. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Показываем театр «Конструирование по замыслу». Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее, давать общее описание. Книжкина неделя «Полка для книг». Учить строить книжную полку. Расширять представления о книгах. Закреплять знания о правилах обращения с книгами. Называть правильно детали конструктора. Народная культура «Конструирование по замыслу». Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее, давать общее описание. Апрель и 2 недели Весна «Конструирование по замыслу». «Мостик». Закреплять умение строить мостик. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее, давать общее описание. ( Стр. 23 Фешина. ) Весенние ручейки «Кораблик». Рассказать о кораблях. Учить строить более сложную постройку, развивать внимание, навыки конструирования. ( Фешина стр. 28) Народная культура «Конструирование по замыслу». Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее, давать общее описание. Май Живет мой край под мирным небом «Ракета». Рассказать о ракетах. Учить строить ракету. Закреплять названия деталей конструктора. ( Фешина стр. 31) Насекомые «Бабочка». Закреплять знания детей о насекомых. Учить собирать бабочку из деталей ЛЕГО конструктора. Солнышко «Солнышко». Формировать познавательную активность у детей. Учить собирать из деталей ЛЕГО солнышко. Закреплять знание желтого цвета. Лето «Детская площадка». Учить строить детскую площадку( лесенки, песочницу, качели) . Закреплять название деталей конструктора. ( Фешина стр. 29)