Мастер-класс для педагогов ДО Тема: «Использование нейроигр в работе с детьми ОВЗ»
Документы для скачивания
МДОУ «Кизильский детский сад №3» Мастер- класс для педагогов ДО Тема: «Использование нейроигр в работе с детьми ОВЗ » Цель: повышение уровня знаний педагогов об использовании нейропсихологических игр и упражнений в работе с детьми дошкольного возраста; распространение нетрадиционных методов работы. Задачи: 1. познакомить педагогов с эффективными нейропсихологическими играми и упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников; 2. вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данному виду деятельности; 3. активизировать самостоятельную работу педагогов по расширению знаний по данному вопросу; 4. побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию. Практическая значимость: данный мастер- класс может быть интересен и полезен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. План проведения мастер- класса: 1 этап. Приветствие. Вв одное слово педагога. Вхождение в тему. 2 этап. Практический. Знакомство с нейропсихологическими играми и упражнениями. 3 этап. Подведение итогов. Рефлексия. Ход мероприятия: 1 этап. Тео р е т ический. Начать своё выступление я бы хотела словами величайшего учё ного Ивана Петровича Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Итак, что же такое нейроигры и нейроупражнения? Нейроигры – эффективнейшая методика, позволяющая улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, то есть это инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей, которые возникают вследствие недостаточного развития межполушарных связей. Правое полушарие регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности. Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи. Исследования выявили, что становление межполушарных связей происходит у детей до определенного возраста: у девочек – до 7 лет; у мальчиков – до 8 – 8, 5 лет. Самая приемлемая форма для занятий с детьми дошкольного возраста – это игра, которая в этом возрасте является ведущим видом деятельности. Следовательно, развитие межполушарных связей в основном тоже надо строить на упражнениях и играх, которыми и будут являться нейроигры и нейроупражнения. Вот здесь следует опять вернуться к головному мозгу и вспомнить, что Александр Романович Лурия – советский психолог и врач- невропатолог, и, кроме того, один из основателей нейропсихологии, выделил три блока мозга, развитие которых строится по определённым комплексам нейроупражнений. 1 блок – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга. Первый блок формирует, активизирует, контролирует, моделирует все наши соматические, когнитивные, эмоционально- потребностные процессы. Метафорический «девиз» этого блока «я хочу». 2 блок – блок приема, переработки и хранения входящей информации. Метафорический «девиз» этого уровня «я могу». Методы коррекции 2- го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий левого и правого полушария. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия – это работа двумя руками одновременно. 3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Метафорический «девиз» этого блока «я должен». Методы коррекции 3- го блока мозга направлены на формирование произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики. Упражнения направлены на формирование навыков внимания, целеполагание, формирование, программирование, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков и интеллектуальных процессов. Почему же именно в настоящее время многие педагоги обратились к нейропсихологии? Да потому что сейчас инклюзивное образование особенно актуально все чаще и чаще мы с вами сталкиваемся с такими понятиями как: СДВГ, ТНР, ЗПР, ОВЗ и пр. , так же в поле зрения обычного педагога попадают дети испытывающие определенные трудности в обучении, поведении, кому- то бывает трудно сосредоточиться на занятии, запомнить информацию, быстро переключаться с одного задания на другое и т. д. Вот здесь как раз на помощь и приходят нейропсихологические игры и упражнения. В работе педагога они помогают не только скорректировать некие нарушения в развитии ребенка, но и разнообразить досуг, заинтересовать дошкольников в выполнении заданий. Разнообразие нейроигр позволяет развивать и совершенствовать не только психические процессы, но и закреплять уже имеющиеся знания по математике, предметному и социальному окружению и другие. Но важно помнить, что методика нейропсихологических игр может применяться не только для детей имеющих определенные нарушения, но и в работе с совершенно здоровыми детьми, так как, прежде всего, это игра, в которой дети развиваются получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки. Таким образом, педагог может использовать нейроигры если есть : • проблемы с памятью; • снижение внимания при выполнении задания; • проблемы с усвоением материала; • зеркальное письмо • плохая координация, неуклюжесть; • излишняя активность либо наоборот медлительность; • плохо развита мелкая моторика рук ( ребенок плохо рисует, пишет, лепит и т. д) ; Но при включении нейроигр, в занятия нужно придерживаться следующих принципов их применения: 1. Принцип «от простого к сложному». 2. Применение нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов. 3. Нейроигры не заменяют процесс стандартного обучения – они используются параллельно с ним. И так же хочу отметить, что очень важно соблюдать основные условия эффективност и применения данных игр. • Педагог должен свободно владеть упражнениями. • Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе. • Периодичность – ежедневно, без пропусков. • Время занятий – утро, день. • Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах. • Продолжительность занятий 10 – 15 минут. • Одно упражнение не должно занимать более 2 минут. • Упражнения проводятся по разработанным комплексам ( сочетание упражнений для 1, 2 и 3 блоков) . • Внутри комплексов упражнения можно менять местами. • От детей требуется точное выполнение упражнений. • Упражнения проводятся стоя или сидя за столом. • Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели Сразу отмечу, что на сегодняшний день в нашей группе 3 возраста и три диагноза, поэтому нам очень сложно выполнять данные требования. К сожалению у нас не идеальные- лабораторные условия, что снижает уровень эффективности данного метода. Однако, результаты есть, но о них чуть позже. 2 этап. Практический. Ну а теперь, давайте перейдём к более интересной части нашего мастер- класса – к практике. Как мы с вами уже говорили, наш мозг состоит из двух полушарий, где: правое полушарие мозга отвечает за творческое мышление, а левое полушарие отвечает за логическое мышление А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие? Для этого пройдем 4 теста Сплетите пальцы рук в замок Целимся в мишень Сложите руки на груди Поаплодируйте себе А теперь смотрим, каких букв у нас больше) ) ) ) Ну, а для того, чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаю вам поиграть в нейроигры, из которых можно составить комплексы для развития всех блоков головного мозга. И так я предлагаю несколько игр попробовать провести. Как я уже сказала, наши игры должны быть для разных блоков мозга! Для первого: - дыхательная гимнастика- зрительная- самомассаж- артикуляционная Это разминка для нашего мозга) ) ) ) ) Дальше усложняем. Для второго блока нам важно играть одновременно двумя рукам руки+ глаза( лабиринт) руки+ глаза+ язык( сюда же можно отнести игры или упражнения кинезиологические) И наконец игры для третьего блока, которые направленны на формирование внимания, целепологания, самоконтроля и развитие коммуникативных навыков. « Нейропризнаки ». Это Отличное упражнение для закрепление межпространственного мышления и кратковременной памяти. Перед вами лежит лист, на котором нарисованы геометрические фигуры. Ваша задача одновременно двумя руками, обвести их. Так же сюда относятся и кинезиологические упражнения, такие как «Кулак – ребро – ладонь» Следующая игра которую хочу вам предложить уже относится к 3 блоку. «Ищи, прячь, говори» Перед вами карточка, на которой изображены справа и слева одинаковые предметы, но расположены в разных местах. Ваша задача одновременно находить и закрывать одинаковый предмет разными геометрическими фигурами и называть его( правильно проговаривая звук) Ну и еще одна игра которую я хочу вам показать это «Игра двумя руками». Ребёнку предлагаются две ёмкости, которые нужно заполнить( шариками, фигурками животных, пуговицами) разными предметами. Можно одного цвета, можно одинаковые предметы( животные, овощи, фрукты) Можно выполнять задание пенцетами, можно пальцами. Можно провести эту игру как соревнование. На самом деле видов этих игр очень много. И вот о самых трудных и наиболее интересных вам сейчас расскажет дифектолог. 3 этап. Подведение итогов. Рефлексия. Уважаемые коллеги, сегодня мы вместе с вами просмотрели, где- то сами попробовали, варианты использования в своей работе нейропсихологических игр и упражнений для развития и, если это необходимо, коррекции детей, которые вы тоже можете с успехом использовать в своей работе. Регулярное использование нейроигр в режимных моментах и самостоятельной деятельности оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического и эмоционального здоровья и социальной адаптации детей. Из собственного опыта хочу отметить, что приходя новые дети, зачастую не могут держать карандаш, не следят за ним глазами, когда мы учим закрашивать шаблоны. И только благодаря ежедневной работе с нейроиграми, мы умеем не просто рисовать, но еще и озвучивать свои действия! ! ! Данный метод работает и в физических упражнениях, бросая мяч мы проговариваем кидай – лови) ) ) Наши дети могут ориентироваться в пространстве и это не только на занятиях( ориентирование на листе бумаги) они могут сам – но накрывать на столы, дежурные раздают материал для занятий и многое другое. Казалось бы элементарные вещи! Но для ребят, которые изначально не понимали обращенную речь и не отзывались на свое имя) ) ) это огромный прорыв! А теперь попрошу вас поделиться своим мнением: • Поднимите вверх большой палец ( класс) – если вам было интересно и вы будете использовать полученные знания в своей практике. • Жест «Виват» ( указательный и средний палец направлены вверх) – если вы уже использовали и используете данные игры и упражнения в своей практике. • Жест сжатых в кулак пальцев – для вас было недостаточно информативно. На этом наш мастер – класс подошел к концу! Всем спасибо за внимание!