a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультации для родителей «Развитие речи наших детей» в подготовительной группе

Автор: Мордасова Евгения Ивановна Опубликовано: 2024-12-11 20:56:55

Документы для скачивания

Консультации для родителей «Развитие речи наших детей» в подготовительной группе   До школы осталось немного времени. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.     А речь ребенка к моменту поступления в школу должна быть: Грамотной Понятной Выразительной Осмысленной Богатой Это идеал. А что же получается на самом деле? Проблемы наших детей. В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей( всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим, с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой: Односложная речь Состоящая из одних простых предложений речь Бедная речь Недостаточный словарный запас Слова – «паразиты» Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых. Грамотные вопросы Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос. Составление рассказов Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. ( А к школе это умение приобрести просто необходимо) не могут логически объяснять Речь не выразительна Не умеют использовать интонации( выразительность, где- то произнести с выразительной интонацией, где- то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова. Плохая дикция Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме. Что же делать? Мы приготовили папку – ширму с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи( копилка игр) в которые мы играем, и вы можете поиграть дома. Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме? 1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию: · Составлению творческих рассказов · Составлению рассказов по картине, по серии картин · Пересказам 2. Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом( «Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. 3. Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки. 4. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки — это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался? », «почему? » 5. И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее. Ребёнку хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища. Часто взрослые сами не умеют играть, не знают, как организовать игры ребенка дома, какие игры лучше всего предложить ребенку в соответствии с его возрастом и психическими особенностями. Игры родителям на заметку: «Похожие слова» Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова- приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. Приятель — друг — враг; Грусть — радость — печаль; Еда — очистки — пища; Труд — завод — работа; Танец — пляска — песня; Бежать — мчаться — идти; Думать — хотеть — размышлять; Шагать — сидеть — ступать; Слушать — глядеть — смотреть; Трусливый — тихий — пугливый; Старый — мудрый — умный; Бестолковый — маленький — глупый; Смешной — большой — огромный. «Два приятеля» Цель: развитие словаря синонимов. Придумай слова- приятели к данным словам: крошечный —( маленький, смелый —( храбрый, прекрасный —( красивый) и т. д. «Семейная олимпиада» Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков. В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм. Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов- признаков, отвечающих на вопросы «какой? «, «какая? «, «какое? «, «какие? «. Например: трава( какая она) — зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная … Побеждает тот, кто назовет последним слово- признак. «Назови ласково» Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных. Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: Цветок красный, а цветочек красненький. Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает. Яблоко сладкое, а яблочко …( сладенькое) . Чашка синяя, а чашечка …( синенькая) . Груша жёлтая, а грушка …( желтенькая) . Ведро синее, а ведерко …( синенькое) . Солнце теплое, а солнышко …( тепленькое) . Цыпленок пушистый, а цыпленочек …( пушистенький) . Дом низкий, а домик …( низенький) . Морковь вкусная, а морковочка …( вкусненькая) . «Выбери правильное слово» Цель: развитие мышления, речевого внимания. Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу. Подумай и скажи, какое слово подходит больше других? Весной дует …( жаркий, теплый, знойный) ветер. На лугу распустились …( зеленые, синие, красные) маки. Мама взяла в лес …( сумку, пакет, корзинку) . Дед Мороз приходит в гости( осенью, весной, зимой) . Собака живет…( в лесу, в конуре, в берлоге) . Поезд едет по( дороге, воде, рельсам) . Что дома делать надо: 1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью 2. Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам( логопеду, психологу, невропатологу, психиатру) 3. И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы возникнут 4. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное 5. Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы: · Ты самый любимый! · Ты очень многое можешь! · Что бы мы без тебя делали! · Иди ко мне! · Садись с нами! · Я помогу тебе. · Я радуюсь твоим успехам · Расскажи мне, что с тобой Любите своих детей, помогайте им. Это самое дорогое, что у вас есть!

Оставить комментарий: