Использование технологии макетирования в игровой деятельности.
Федеральные Государственные Требования и последующие за ними ФГОС в дошкольном образовании направлены на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Цель - развитие игровойи познавательной активности дошкольников, воспитание у детей эмоционально-положительного отношения и интереса к процессу макетирования.
. Задачи:
- закрепление и обобщение знаний детей по определенной теме;
- активизация лексического словаря;
- развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;
-развитие общей и мелкой моторики рук;
- развитие коммуникативных навыков
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития
является макетирование. Его применение открывает ряд дополнительных возможностей работы с детьми.
Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию:
-открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей;
- создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов.
Использование макетов в своей работе позволило мне в корне изменить отношение детей, а также их родителей к сюжетно – ролевым играм.
Для того чтобы игра получила свое развитие, дошкольнику необходим так называемый «маркер пространства воображаемого мира».Таким маркером, служащим стимулом и опорой для
способствует выразительности речи, также закрепляются такие математические понятия как пространство, количество, размер. Преимущественно развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть именно макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира ( как реалистического , так и фантастического).
Организуя предметно – игровую среду с использованием макетов в группах детей дошкольного возраста, появляется возможность решать задачу, связанную с развитием у детей сюжетосложения и свободного проявления их индивидуально – стилевых особенностей в игре.
Своеобразие.
Использование игровых макетов в предметно – развивающей среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются задачи из различных областей. Например, макет «Дорожное движение» предполагает интеграцию следующих областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Художественное творчество».
При использовании макета, как результата конструктивно-творческой деятельности, вне занятий дети описывают, сравнивают, повествуют о явлениях и объектах природы, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихов, рассказов, загадывание загадок макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты,содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы, способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого усилия, у детей повышается уровеньлюбознательности и познавательного интереса. Метод макетирования призван объединить детей одной группы, сплотить родителей и педагогов, протянуть между ними невидимые нити дружбы и сотрудничества, создать ситуации, которые бы подтолкнули их к диалогу и обсуждению друг с другом насущных проблем.
Форма работы:
-игровая;
- коммуникативная;
- трудовая;
- продуктивная;
- познавательно-исследовательская;
- чтение художественной литературы.
Формы контроля:
- совместные игры со взрослыми;
- беседы;
- наблюдения.
Выводы:
Макеты – это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речетворчества как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста. Главное, чтобы «Прогулки» по улицам макетов не превращались в урок, не перегружались большим объемом информации, а стали бы веселой увлекательной игрой, продолжение которой дети бы ждали с нетерпением. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности: эмоциональная отзывчивость, любознательность, активность, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками и другие.
Я убеждена, что макетирование займет достойное место в процессе творческой деятельности детей в детском саду.