Дидактическая игра по грамоте "Умный паровозик"
Документы для скачивания
Дидактическая игра «Умный паровозик» для детей старшего дошкольного возраста. Одной из главных задач детского сада является задача обучения грамоте детей. Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Так как ведущей деятельностью детей в детском саду является игра, мы разработали игру «Умный паровозик», которая поможет в решении этой задачи. Данная игра может оказать методическую помощь педагогам ДОУ в работе с детьми по обучению дошкольников грамоте и чтению. Игра предназначена для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: Развитие грамматически правильной речи. Задачи: Формировать умение понимать и выполнять задания по карточкам- схемам; Развивать слуховое восприятие, внимание, память, мышление, речь; Воспитывать умение следовать игровым правилам. Атрибуты игры: Дидактическая игра состоит: Большой плоскостной паровозик с вагончиками, на которых находятся кармашки для карточек; Маленькие паровозики с вагончиками для подсчета баллов; карточки с изображением букв( С, Ш, Л, Р) ; карточки со схемами расположения звука в слове; карточки со слоговыми схемами; карточки со схемами предложений; предметные картинки; картинки с изображением мальчика и девочки; карточки со схематичным изображением предлога; карточки со схематичным изображением слова, обозначающим действие и признак предмета. Игра состоит из 5- ти вариантов. Каждый вариант решает задачу по формированию грамматически правильной речи. Дети размещают в кармашки вагончиков предметные картинки в соответствии с заданием педагога. Перед началом игры детям раздают маленькие паровозики. Если ребенок правильно выполняет задание, то получает вагончик. В конце игры побеждает тот, у кого длиннее поезд. 1 Вариант игры( на определение местоположения звуков « с- ш- л- р » в словах) Цель: У пражнять детей в нахождении места звука в слове( в начале, в середине, в конце) . Игровая задача для детей: Подобрать картинку с изображением, в названии которого место звука соответствует месту звука на карточке- схеме и поместить эту картинку в карман вагончика. Игровой материал: паровозик, вагончики с кармашками; карточки со схемами расположения звука в словах; карточки с изображением буквы, обозначающей звук. Предметные картинки: Звук С- ( самовар, стол, стул) , ( ласточка, мост, посуда) , ( автобус, глобус, лес) ; звук Ш- ( шапка, шар, шкаф) , ( кошка, лошадь, машина) , ( душ, камыш, карандаш, . ) ; звук Л- ( ласточка, лес, лошадь) , ( глобус, мальчик, телевизор) , ( крокодил, стол, стул, ) ; звук Р –( рак, ракета, рука) , ( Буратино, карандаш, крокодил) , ( самовар, телевизор, шар) . Ход игры: Играют 2- 8 детей. Воспитатель показывает детям паровоз и картинки, которые разложены на столе. В прорезь окошка паровозика вставляется карточка- схема на нахождение звука в слове. Воспитатель объясняет, что обозначает карточка- схема. Затем берет одну картинку, называет, выделяя голосом определенный звук, а дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме, ребенок вставляет эту картинку в прорезь вагончика. Далее дети подбирают картинки самостоятельно, в соответствии со схемой и заданным звуком. 2 Вариант игры( на определение местоположения звуков « с- ш- л- р » в словах) Цель: У пражнять детей в нахождении места звука в слове( в начале, в середине, в конце) . Игровая задача для детей: Подобрать картинку, в названии которой место звука соответствует месту, которое указано на карточке- схеме и поместить эту картинку в карман вагончика. Условие: выигрывает тот, кто подберет картинки быстрее и правильно. Игровой материал: паровозик с вагончиками; карточки со схемами расположения звука в словах; карточки с изображением буквы, обозначающей звук. Предметные картинки: Звук С- ( стол, самовар, стул) , ( мост, ласточка, посуда) , ( лес, глобус, автобус) ; звук Ш- ( шар, шапка, шкаф) , ( лошадь, дедушка, машина) , ( душ, карандаш, камыш) ; звук Л- ( лес, лошадь, ласточка) , ( глобус, телевизор, мальчик) , ( стол, стул, крокодил) ; звук Р –( рак, рука, ракета) , ( карандаш, крокодил, Буратино) , ( шар, самовар, телевизор) . Ход игры: Играют 3- е детей. Детям предлагаются три паровозика с тремя вагончиками, 3 карточки- схемы с определением звука в начале, в середине и в конце слова. На столе разложены картинки. Дети выбирают себе карточку- схему. В соответствии со схемой, на время выбирают картинки на заданный звук в слове. Затем, дети могут поменять карточки- схемы, игра может продолжиться. 3 Вариант игры Цель: Формировать умение выполнять слоговой анализ слова. Игровая задача для детей: Подобрать картинки, на которых количество слогов такое же, как на схеме. Слоги можно посчитать наиболее удобным способом( подставив ладонь к подбородку и посчитать сколько раз подбородок заденет ладонь при произнесении слова; посчитать количество гласных звуков; прохлопать слоги) Игровой материал: паровозик с вагончиками, карточки со слоговыми схемами. Предметные картинки: 1 слог – душ, лес, мост, рак, стол, стул, шар, шкаф; 2 слога – глобус, камыш, кошка, лошадь, мальчик, рука, шапка; 3 слога – автобус, карандаш, крокодил, ласточка, машина, посуда, ракета, самовар; 4 слога – Буратино, телевизор. Ход игры: Играют 2- 6 детей. Детям предлагается паровозик с вагончиками. На столе разложены картинки. В паровозик вставляется карточка- схема, обозначающая количество слогов в слове. Дети подбирают картинки с изображением предметов, в названии которых количество слогов соответствует схеме. 4 Вариант игры Цель: У пражнять в подборе существительных, обозначающих мужской и женский род. Игровая задача для детей: Подобрать картинки, подставляя к ним слова «мой», «моя» и поместить их в «поезд». Если к слову подходит слово «мой»- к мальчику, если подходит слово «Моя»- к девочке. Игровой материал: паровозик с вагончиками, картинки с изображением мальчика и девочки, предметные картинки. Ход игры: Играют 2- 6 детей. Детям предлагается паровозик с вагончиками. В паровозик вставляется картинка с изображением мальчика или девочки. На столе разложены предметные картинки. Дети подбирают картинки, подставляя к ним слова «мой», «моя», тем самым определяя женский и мужской род и раскладывают их в кармашки к мальчику или девочке. 5 Вариант игры Цель: У пражнять в составлении простых предложений по схеме. Учить определять количество слов в предложении. Согласовывать слова в предложении между собой. Игровая задача для детей: Подобрать две картинки, подходящие друг другу по смыслу, предлог и составить предложение, используя слово – действие и слово – признак предмета( прилагательное) . Необходимо использовать столько слов, сколько их на схеме. Игровой материал: паровозик с вагончиками; схемы предложений; карточки со схематичным изображением предлога; карточки со схематичным изображением слов, обозначающих действие и признак предмета; предметные картинки. Ход игры: Играют 2- 6 детей. Детям предлагается паровозик с вагончиками. В паровозик вставляется схема предложения. Дети должны подобрать соответствующие картинки, предлоги и карточки с изображением слов- признаков, слов действий и составить предложение. Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включается во все системы дошкольного воспитания. Они позволяют сделать это в доступной для детей форме- в интеллектуальной и практической деятельности. Данная игра наглядно показывает это. В игровой форме решаются множество задач, которые в форме занятий не принесли бы того результата, который может быть достигнут при использовании этой игры.