Экологические игры
Документы для скачивания
Варианты дидактических игр, экологического содержания для детей младшего дошкольного возраста. «Узнай и назови» Цель: научить детей узнавать и называть животных по отличительным особенностям внешнего вида. Материал: карточки с изображением различных животных- собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей. Игровая задача: назвать животных, изображенных на карточках. «Что есть у животных? » Цель: закреплять элементарные знания детей о частях тела животных. Материал: карточки с изображением различных животных- собака, кошка, корова, лиса, медведь, рыба, ворона, воробей. Игровая задача: показать и назвать части тела животного, изображенного на карточке. «Отгадай- ка» Цель: развивать у детей умение узнавать и называть представителей основных жизненных форм растений( деревья, травянистые и комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида. Материал: карточки с изображением деревьев( береза, ель) , травянистых растений( астра, бархатцы) , комнатных растений( фикус, аспидистра) . Игровая задача: назвать растения, изображенные на карточках. «Одуванчик» Цель: закреплять у детей элементарные знания о строении растений. Материал: разрезные картинки с изображением частей одуванчика( стебель, лист, цветок) . Игровая задача: сложить из карточек одуванчики назвать его части. «Времена года» Цель: закреплять элементарные знания детей о характерных признаках сезонов года. Материал: большой круг с вращающейся стрелкой, разделенный на четыре сектора( каждый сектор имеет свой цвет, имитирующий определенный сезон календарного года — белый( зима) , зеленый( весна) , красный( лето) и желтый( осень) ) , картинки с изображением сезонных изменений в неживой природе. Игровая задача: после произвольной остановки стрелки подобрать картинки, соответствующие указанному стрелкой времени года. В средней группе дидактические игры используются в целях уточнения, закрепления, элементарной систематизации полученных детьми знаний о мире природы, а также в целях развития познавательной активности и мыслительных процессов и операций дошкольников. Варианты дидактических игр, экологического содержания для детей среднего дошкольного возраста. «Живое- неживое» Цель: формировать у детей умение ориентироваться в понятии «живое», закреплять знания о признаках живых организмов. Материал: картинки с изображением объектов живой( растения и животные) и неживой природы. Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены живые объекты, и объяснить свой выбор. «Зоологическое лото» Цель: закреплять и совершенствовать умение детей узнавать и называть представителей основных классов животных по отличительным особенностям внешнего вида. Материал: игровые карты с изображением разных животных, карточки с изображением представителей основных классов животных( рыбы, птицы, насекомые, звери) , карточки с описанием внешних отличительных особенностей разных животных. Игровая задача: по описанию животного подобрать карточку с его изображением и положить ее на соответствующую ячейку игровой карты. «Помоги Медвежонку» Цель: закреплять знания детей о потребностях животных как живых организмов и способах ухода за ними. Проблемная ситуация. В гости к ребятам пришел Медвежонок. Он очень грустный, потому что не знает, как нужно ухаживать за рыбкой и птичкой, которые живут у него дома. Игровая задача: помоги Медвежонку, расскажи, что нужно делать, чтобы рыбке и птичке жилось у Медвежонка хорошо. «Оживи растение» Цель: закреплять знания детей о строении растений( стебель, лист, цветок) . Материал: карточки с изображением растений. На карточках имеются пустые квадратики в какой- либо части растения. Маленькие карточки с изображением отсутствующих частей растений. Игровая задача: «оживи» растение- правильно заполни пустые квадратики. В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение и т. д. В связи с усложнением образовательной нагрузки кардинально меняются и сами игры. Усложняется их содержание, правила, задачи, игровые действия. В арианты дидактических игр, рекомендуемых к использованию в экологической работе с детьми старшего дошкольного возраста. «Живое- неживое» Цель: систематизировать представления детей о живом организме, формировать обобщенное представление о «живом». Материал: карточки с изображением объектов живой природы( мира растений и животных) и предметов неживой природы. Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены объекты живой природы, объяснить свой выбор. «Зоологическое лото» Цель: обобщать представления детей о различных классах животных, совершенствовать умение классифицировать животных на основе выделения существенных признаков. Материал: игровые карты пяти цветов( синий, зеленый, красный, желтый, коричневый) , карточки- картинки, на которых изображены представители основных классов животных( звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные) . Игровая задача: разложить карточки с изображением разных животных на соответствующие их среде обитания цветовые карты( синяя карта- рыбы, зеленая- птицы, коричневая- земноводные, красная- насекомые, желтая- звери) . «Животные и растения родного края» Цель: обобщать и систематизировать представления детей о животных и растениях родного края. Материал: карточки, на которых изображены растения и животные разных географических областей, климатических зон. Игровая задача: отобрать те карточки, на которых изображены животные родного края, назвать их. «Разложи карточки» Цель: обобщать и систематизировать представления детей о сезонных явлениях в неживой природе и их влиянии на мир растений и животных. Материал: четыре карты, отражающие четыре времени года, карточки- модели, отражающие характерные признаки сезонных явлений в мире живой и неживой природы. Игровая задача: выбери карточку, на которой изображено любое время года и соответствующие модели с изображением специфичных для него изменений в мире природы. Дидактическая игра «Звездный зоопарк» Цель игры: знакомство детей с созвездиями, формирование умения составлять созвездия; дать представления о взаимосвязи человека с окружающим миром, что наблюдение за звездным небом заставило объединить звезды в группы( если обвести их контуры можно увидеть силуэты птиц, животных) . Оборудование: набор для каждого ребенка, включающий в себя лист бумаги с наклеенными квадратиками из бархатной бумаги в форме созвездия и небольшие звездочки из цветной бумаги для составления созвездий. Ход игры: Детям раздаются наборы для игры. Далее детей просят составить созвездия, опираясь на квадратики бархатной бумаги и угадать его название. Выигрывает тот, кто правильно выполнит задание и скажет правильное название созвездия. Дидактическая игра «Рассели животных по Земле» Цель игры: познакомить детей с животными, обитающими в разных климатических зонах, дать представление об особенностях приспособления животных к разным климатическим условиям. Оборудование: глобус( карта мира) , фигурки( картинки) животных, изображение материков, фишки. Ход игры: Каждому ребенку предлагается выбрать один из материков и отобрать животных, обитающих там. После чего дети сочиняют рассказ о жизни животных. Получает фишку тот, кто безошибочно расселил животных на материке и сочинил интересный содержательный рассказ. Выигрывает ребенок набравший большее количество фишек. Дидактическая игра «Исправь ошибку» Игра построена таким образом, чтобы дети смогли сами понять и объяснить, как среда обитания животных влияет на их внешний вид, питание и повадки. Оборудование: фигурки( картинки) животных, карта мира, фишки. Ход игры: педагог намеренно с ошибками располагает игрушки( картинки) животных на карте мира. Задача детей найти и исправить ошибки. За каждый правильный ответ выдается фишка. Победителем становится ребенок, правильно нашедший и исправивший большее количество ошибок. Дидактическая игра «Кто поможет путешественнику? » Цель: уточнить знания детей об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания. Оборудование: картинки животных, кубик, карта мира. Ход игры: Ведущий выбирает одно животное, например медведя и помещает его в «чужие условия»- в море. Место обитания выбирается случайно с помощью кубика. Детям предлагается помочь животному вернуться домой. Для спасения путешественника требуется найти других животных, обитающих в той среде, куда попало животное. Например, поможет дельфин, кит, краб. Выигрывает тот, кто нашел большее количество животных- помощников. Дидактическая игра «Пищевая цепочка водоёма» Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу. Правила игры: Воспитатель детям предлагает карточки с изображениями обитателей водоёма и просит детей выложить кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки. Дидактическая игра «Пищевые цепочки в лесу» Цель: Закрепить знания о пищевых цепочках в лесу. Правила игры: Воспитатель детям предлагает карточки с изображениями растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки. Дидактическая игра «Пищевые цепочки на лугу» Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу. Правила игры: Детям раздаются карточки с изображением обитателей луга. Дети, раскладывают, кто кем питается. Дидактическая игра «Угадай какая птица? » Цель: Закрепить знания детей о перелётных птицах. Правила: Детям предлагается набор картинок с изображением различных птиц, из которых они должны выбрать только перелётных. «Что было бы, если из леса исчезли…» Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: - Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы? Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться. «Какого растения не стало? » На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4- 5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе. «Где что зреет? » Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями. Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения( яблоня) , на другой – плоды и листья разных растений. ( н апример, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет? » дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка. «Угадай, что в руке? » Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь. «Цветочный магазин» Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов. Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме. Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь. Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах. Игра- сказка «Фрукты и овощи» Наглядный материал: картинки с изображением овощей. Воспитатель рассказывает: - Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к ней горох, капуста, огурец, морковь, свекла, луковица, картофель, репа. ( Педагог поочерёдно выставляет на стенд картинки с изображением этих овощей) И сказал им помидор: «Много желающих оказалось, поэтому ставлю такое условие: в первую очередь в войско моё пойдут лишь те овощи, в названии которых слышаться такие же звуки, что и в моём пооммиидоорр ». - Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв? Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор. Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору. Проводит помидор различные тренировки с горохом, морковью, картофелем, репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они просить помидора сменить условие. Помидор согласился: « Будь по- вашему! Приходите теперь те, в названии которых столько же частей, сколько и в моём». - Как вы думаете, дети, кто теперь откликнулся? Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей. Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов. Картинки с изображением этих растений также передвигаются в сторону помидора. - Но ещё больше опечалились лук и свекла. Как вы думаете, дети, почему? Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают. - Как помочь им. Ребята? Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско? Воспитатель должен подвести детей к тому, чтобы они сами сформулировали такие условия: «Пусть приходят те овощи, в названии которых ударение в первой части» или «Принимаем в войско тех, в названии которых слышаться одинаковые звуки( лук, свекла) ». Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах – названиях овощей, сравнить их звуковой состав. - Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает воспитатель Распределение плодов по цвету Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж( например, Вини- Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло- зелёный( капуста) , ярко- красный( помидор) и т. д. Распределение плодов по форме и вкусу Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини- Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое! » « Вини- Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех» «Вершки- корешки» Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз. «Узнай и назови» Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое- нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт( болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную( цветы) собирают летом, подорожник( собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только- только вырастает( 2- 3 рассказа детей) «Да – нет» На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное( растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами. «Где снежинки? » Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т. д. Во время движения по кругу произносятся следующие слова: Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать? С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами: Наконец, пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать? Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор. Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года. «Чудесный мешочек» В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их. «Где спряталась рыбка» Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас. Материал: голубая ткань или бумага( пруд) , несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга. Описание: детям показывают маленькую рыбку( игрушку) , которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза. «Как же найти рыбку? »- спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают. «Назовите растение» Воспитатель предлагает назвать растения( третье справа или четвёртое слева и т. д. ) . Затем условие игры меняется( «На каком месте бальзамин? » и т. д. ) Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. - Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга? - На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т. д. ? «Волшебные экранчики » Цель: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы. Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств( например, яблоко большое, среднее и маленькое) , Правила и ход игры: воспитатель или кто- либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку»- построить упорядоченный ряд. Например: большой круг, затем средний, маленький; тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т. д. В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко, во втором и третьем «окнах»- разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать. «Четвёртый лишний» Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний» заяц, ёж, лиса, шмель; трясогузка, паук, скворец, сорока; бабочка, стрекоза, енот, пчела; кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук; пчела, стрекоза, енот, пчела; кузнечик, божья коровка, воробей, комар; таракан, муха, пчела, майский жук; стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка; лягушка, комар, жук, бабочка; стрекоза, мотылёк, шмель, воробей. Игра в слова Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью( шмелю, пчеле, таракану) . Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска. Вариант игры: какие слова подходят к овощу( фрукту и т. д. ) «Земля, вода, огонь, воздух» Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому- нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух- названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу» Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. ( Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается. Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. ( Музыка. ) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю … П опрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. ( Капельки составят ручей, взявшись за руки. ) Встретились ручейки и стали большой рекой. ( Ручейки соединяются в одну цепочку. ) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в океан( дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу) . Плавали- плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх( присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх) . Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась. «Угадай растение» Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его. Игра с мячом «Я знаю» Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы( звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы) . Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет( например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Аналогично называются другие классы объектов природы. «Птицы, рыбы, звери» Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы». «Воздух, земля, вода» Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребё- нок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк»- «земля» и т. д. Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля»- животное, обитающее на земле: на слово «вода»- обитателя рек, морей, озёр и океанов. «Цепочка» У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка»- животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д. «Кто где живёт» У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных( нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д. ) . Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю. «Летает, плавает, бегает» Воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать( или прыгать) на месте; при слове «карась»- имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей»- изображают полёт птицы. «Похожи – не похожи» Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения. Материал: игровой лист( экран) с тремя «окнами- прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты- полоски с обозначением свой ств пр едметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств. Вариант 1. Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором окне. На начальном этапе освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое окно – яблоко, второе окно – круг, третье окно – мяч. Вариант 2. Один ребёнок устанавливает первое окно, второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данный предмет обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму окну. За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами. Вариант 3. Используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку»- выстраивает в первом и третьем окне изображения обладающие общим свойством, при этом второе окно скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получает право открыть второе окно или загадать новую загадку. «Выбери нужное» На Столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое- либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. Например: «зелёный»- это могут быть картинки листочка, дерева, огурца, капусты, кузнечика, ящерицы и т. д. Или: «влажный»- вода, роса, облако, туман, иней и т. д. «Две корзины» На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху. «Береги природу» На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т. д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т. д.