Конспект НОД в подготовительной группе по энергосбережению
Документы для скачивания
КОНСПЕКТ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Цели и задачи: - Познакомить детей с актуальной проблемой энергосбережения; - Развивать творческие способности; - Развивать память, воображение, речь, любознательность, самостоятельность суждений; - Воспитать бережное отношение к энергоресурсам. Ход занятия. Мотивация Дети, послушайте стихотворение и попробуйте угадать о чем сегодня пойдет речь. Как никогда я сейчас одинок- Сбежал от меня электрический ток. Сначала решил я, что ток мне вернут, Но по прошествии многих минут Я понял, что без толку даже и ждать, И принялся я сам себя утешать. Часы, холодильник, электроплитка В молчанье стояли без всякой подпитки. Электроприборы скучали без дела, И как- то квартира вся опустела. Молодцы, Постановка цели Сегодня мы с вами будем говорить об электричестве и энергосбережении. Дети, сегодня утром на мою электронную почту пришло письмо от Барбоскиной Лизы. Вот, что пишет Лиза: «Здравствуйте, подготовительная группа «Звездочки»! Помогите, пожалуйста, мне решить проблему. В нашем доме пропало электричество. Мы никак не можем его найти. Может быть, Дружок куда- нибудь его спрятал? » Ребята, поможем Барбоскиным вернуть электричество? Скажите, дети, что такое электричество? ( Ответы детей) Правильно, электрический ток бежит по проводам словно речка, но в этой речке течет не вода, а маленькие частицы- электроны, которые заставляют работать электрические приборы. Совместная деятельность Дети, а вы знаете, что современные способы получения электроэнергии( электроэнергия вырабатывается в гидроэлектростанциях— сп ециальных сооружениях построенных на реках) приносят непоправимый ущерб природе и здоровью человека. Загрязнение атмосферы при неэффективном использовании энергоресурсов ведет к глобальному потеплению и как следствие к экологической катастрофе. Поэтому для предотвращения катастрофы нужно что- то делать уже сейчас. Как вы считаете что можно сделать для предотвращения экологической проблемы. Полностью отказаться от электричества мы не можем. ( Слушаем ответ ребенка) . Да, правильно, мы можем экономить электроэнергию. Самый простой и посильный даже маленьким детям способ уменьшить загрязнение окружающей среды – это бережно относится к электроэнергии. Одним словом это называется энергосбережение. Повторяем все вместе: энергосбережение. Игра «Хорошо- плохо» Электричество хорошо тем, что( освещает дома и улицы, помогает человеку стирать, готовить, убирать, без него не посмотришь телевизор, не поиграешь в компьютер и т. д. ) . Но электричество плохо тем, что… ( смертельно опасно при неправильном обращении) . Выставляется коллаж «Электроприборы». - Назовите правила обращения с электроприборами( не дергать за шнур, не совать пальцы в розетку, не включать их без разрешения взрослых) . - Р ебята, представьте, что электрические приборы вдруг исчезли. Игра «Что было бы, если бы не было…» Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч одному из детей и называет электроприбор. Тот, кто поймал мяч, называет предмет, который выполнял его функцию в прошлом, когда не было электричества: Пылесос – веник холодильник – погреб, магнитофон – музыкальные инструменты, лампочка – свечка, стиральная машина – стиральная доска, электрический утюг – угольный утюг, телевизор – книга с картинками, компьютер – пишущая машинка, электродрель – молоток, фен – солнце. - Ребята, у меня для вас волшебные шары и расчески, они нам помогут понять, как образуется электричество. Давайте проведем с ними опыты. Опыт№1 ( с шарами) . Возьмем шар, потрем его о кусочек шерстяной ткани, прислоним к стене. Что происходит с шарами? ( они прилепляются к стене Как это объяснить? ( ответы детей: волшебные, стали магнитные) . Оказывается, при трении о шерсть шар получает заряд, который отличается от заряда, который имеет стена. Противоположные заряды притягиваются. Вот шар и «держится » з а стену Опыт№2 ( с карандашом и кусочками бумаги) . Быстро проведем карандашом по сухим волосам, а затем поднесем ее к голове. Что мы наблюдаем? ( волосы встают дыбом) Почему? ( карандаш наэлектризовалась и притягивает волосы) Вывод: От трения о волосы на карандаше образуется статическое электричество. Оно притягивает волосы и бумагу. - Вам понравилось проводить опыты? ( ответы детей: да, интересно) . - С каким электричеством мы познакомились? ( со статическим электричеством) А теперь поиграем. Физкультминутка: «Электроники». Представьте, что вы маленькие электроники, которые бегут по проводам ( дети бегут по кругу) . По сигналу: «Стоп! » останавливаются, замерев на одной ноге. По сигналу: «Свет» кружатся, подняв руки вверх, по сигналу «Темнота» приседают. ( Игра повторяется 3 раза) . - Ребята, электричество есть и в природе. Отгадайте загадку: - Стучит без рук, горит без огня, это гром и ( молния) . Демонстрируется иллюстрация с изображением грозы. - Молния- это мощный электрический заряд, который переходит из тучи в землю. Он может ударить в высокое дерево, металлический предмет, движущийся объект на открытой местности. Электричество опасно и в розетках и в природе. - А могут ли животные производить электричество? ( да, некоторые могут) . Демонстрируется иллюстрация с изображением электрического ската. - Электрический скат, обитающий в морях, использует свое электричество, чтобы убить или обездвижить жертву. - Э лектричество человек поселил и у себя дома, без него люди уже не представляют себе жизни. Его производит на электростанциях. Это сложный и трудоемкий процесс. Чтобы электричества хватило всем людям его надо экономить. Как это называется ( энергосбережением) - Ребята, а вы бережно относитесь к электричеству? ( ответы детей: да, но не всегда) - Давайте разберем ситуации, которые иногда случаются. Упражнение «Так должно быть или нет? » 1. Я пришел к подруге Ире, У нее во всей квартире Свет горит, телевизор говорит, Радио поет, магнитофон орет, А она на компьютере играет, Ничего не замечает. Так должно быть или нет? Ну- ка, дайте мне ответ. ( Ответы детей: нет, не должно быть. ) - Как исправить ситуацию? ( выключить электроприборы, которыми не пользуешься, выключить свет в комнатах, где никого нет) . 2. Один мальчик после школы Побежал играть в футбол. Но оставил свет в окошке, Чтоб не скучно было кошке. Дайте мне скорей ответ: Так должно быть или нет( Ответы детей: нет, не должно быть, кошка видит и в темноте) - Что надо делать, уходя из дома? ( погасить свет) . 3. Солнце утром ярко светит, Всем ребятам шлет привет. А Артем в своей квартире Все равно включает свет. Дай правильный ответ: Так должно быть или нет? ( Ответы детей: нет, не надо включать электричество, когда светит солнце) . Теперь у нас есть достаточно знаний для того, чтобы помочь Лизе найти электричество. В путь! С помощью нашего компьютера мы перенесемся в дом, где живут Барбоскины. ( Показ слайда № 6) Посмотрите, здесь лежит записка. Что же в нем написано? Ребята, здесь загадки. Чтобы узнать где электричество, нам нужно их разгадать. Загадки 1. Чудо ящик, в нем окно, в том окошечке – кино. ( т елевизор) 2. Есть у нас в квартире робот, У него огромный хобот Любит робот чистоту И гудит как лайнер ТУ. ( п ылесос) 3. Летом папа наш привез, В белом ящике мороз. И теперь мороз седой, Дома летом и зимой. Бережет продукты: Мясо, рыбу, фрукты. ( х олодильник) Воспитатель: Дети, о каких приборах эти загадки? Молодец, эти приборы называются бытовыми, они потребляют очень много электроэнергии. Ребята, мне кажется Гена, Роза, Лиза, Дружок и Малыш расходовали очень много электрической энергии, вот она у них и пропала. Давайте расскажем Барбоскиным о том, как нужно пользоваться бытовыми приборами, чтобы сберечь электричество в доме. Как использовать, скажите, микроволновую печь? Чтоб энергию не тратить, чтоб энергию беречь? ( Ответы детей) Использовать микроволновку только для подогрева пищи, а не для приготовления. Выбирать правильный режим температуры и времени. Лиза собирается феном волосы сушить, Что вы можете сказать? Как ей лучше поступить? ( Дети отвечают) Перед тем как сушить волосы нужно тщательно вытереть их полотенцем. Волосы лучше сушить естественным путем. Телевизор очень часто, Ваш работает напрасно? ( Ответы детей) Телевизор можно смотреть не более двух часов в день. Нельзя оставлять телевизор включенным, если его никто не смотрит. Наш помощник – пылесос, но опять возник вопрос. Что нам делать, как нам быть, пылесосить или мыть? ( Дети отвечают) Ковры можно выбивать на улице, можно провести влажную уборку. Обогреватель весь день напролет, работал, устал, Как энергии помощь, чтоб его он не съедал. ( Ответы детей) Необходимо утеплить окна, двери. Не держать долго открытую дверь, особенно в холодный период. Не накрывать батареи. Проветривать помещение, ненадолго, широко открыв окна. Самостоятельная деятельность Дети, расскажите, кто из вас экономит электроэнергию и как вы это делаете у себя дома? ( Ответы детей. Уходя гасим свет, кипятим в чайнике только необходимое количество воды, чтобы в следующий раз не кипятить ту же воду, пользуемся энергосберегающими лампочками) Теперь, ребята, благодаря вам, Барбоскины научились беречь энергию. Поэтому, думаю, электричество вернется к ним само Рефлексия: - Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось больше всего? Какие опыты вы повторите дома? Как теперь будете относиться к электричеству? Опыты в лаборатории Педагог. Электричество есть разное: опасное для жизни и неопасное. Неопасное тихо и незаметно окружает нас в природе. Мы проведём с неопасным электричеством несколько опытов. Попробуем его «поймать» и поиграть с ним. ОПЫТ 1 Материалы на каждого: кусочек шерстяной ткани, пластмассовая палочка, кусочки тонкой бумаги. Ребята, возьмите палочку и прикоснитесь к кусочкам бумаги. Бумага должна «прилипнуть» к палочкам. «Прилипла»? ( Нет) Как же её заставить это сделать? Предложения детей. Сейчас мы попробуем сделать наши палочки волшебными, электрическими. Надо взять кусочек шерстяной ткани и сильно потереть им палочку. Медленно и аккуратно поднесите её к кусочкам бумаги. Что произошло? ( Бумажки «прилипли» к палочке) Отчего палочка стала электрической? ( Её потёрли кусочком ткани) Здорово! Вам удалось поймать электричество. ОПЫТ 2 Вспомните, приходилось ли вам во время одевания ощущать лёгкое потрескивание, а иногда даже искры? Оказывается, электрический ток может жить в одежде. Это- статическое электричество. Попробуем поймать электричество на расчёску. Материалы на каждого: лотки с конфетти, пластмассовые расчёски. Прикоснитесь расчёской к конфетти. Что- то происходит с конфетти? Мнения детей. Возьмите расчёски и расчешите волосы. Поднесём расчёски к конфетти. Что видите? Ответы детей. Оказывается и в наших волосах есть электричество. Оно" поймалось" во время расчёсывания. Расчёски стали электрическими. Ещё можно сказать- наэлектризовались.
- Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство с профессией конструктора"
- Конспект НОД в подготовительной группе "Спасибо за жизнь"
- Комплекс дидактических игр по развитию мышления у старших дошкольников
- Картотека коммуникативных игр для детей 6-7 лет
- Картотека игр по развитию речи в подготовительной группе