Урок-экскурсия по окружающему миру "Осенние изменения в природе" 2 класс
Документы для скачивания
Урок- экскурсия технологическая карта Название предмета: Окружающий мир Класс 2 Урок№ Дата: 11. 06. 2024 Тема: Осенние изменения в природе. Образовательные цели: Закрепление и углубление знаний учащихся, полученных при изучении темы «Осенние изменения в природе». Закрепление умений находить отличия осенью и летом в природе. Развивающие цели: Расширение объема жизненных наблюдений и кругозора учащихся. Развивать память, творческое воображение, внимание. Воспитательные цели: Воспитывать бережное отношение к природе, эстетические чувства. Место урока в системе уроков данного раздела: 1 урок в разделе «Природа». Тип урока: Урок обобщения и систематизации ЗУН. Основные термины и понятия: Осень, живая и неживая природа, солнце, ветер, облака, ветер, деревья, кус т арники, насекомые, птицы. Межпредметные связи: Литература( стих- ие об осени, листопаде) . Познавательные УУД: Н аходить необходимую информацию в окружающем мире для решения учебной задачи; логические- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом. О сознанное и произвольное построение речевого высказыван ия в устной и письменной форме. А нали з и синтез, выведение следствий. Коммуникативные УУД: У мение организовать и осуществлять сотруднич ество с учителем и сверстниками. У мение адекватно оценивать собственное п оведение и поведение окружающих. У правление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий. У мение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за дачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: К онтроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия пр и работе с наглядным материалом. П онимать выделенные учителем ориентиры действия во время учебной экскурсии. Личностные УУД: С амоопределение – осознают ценност ное отношение к природному миру. С мыслообразование – осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве разнообразии природы. И нтерес к исследовательской работе. № Этап урока Форма/ приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Ресурс 1 Подготовительный Фронтальная беседа Сегодня у нас необычный урок, на природе. Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает, и мне хочется сказать словами великого русского поэта А. С. Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса— Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. . . О какой поре пишет поэт? Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение. Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени. Об осени. Доказывают свою точку зрения. 2 Организационный Фронтальная беседа Сегодняшний урок мы проведем в виде экскурсии. Как вы думаете, какова будет ее цель? Учитель знакомит учащихся с маршрутом экскурсии, правилами поведения. Наблюдать за признаками осени. 3 Центральный Вступительная беседа. Монолог с эелементами беседы. Фронтальное обсуждение. Работа в группах. Посмотрите вокруг и перечислите все то, что относится к природе. Как много вы назвали предметов, но вот беда — вы забыли, что природа не сделана руками человека. Давайте исправим наши ошибки и четко назовем объекты природы. Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их. Я загадаю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите о какой природе идет в них речь. Не зверь, а воет. ( Ветер) Шел дол говяз, да в землю увяз. ( Дождь) Без огня горит. ( Солнце) Подставьте свои щечки к солнышку. Что вы чувствуете? Вспомните, как чувствовали солнышко летом? Какое положение занимало солнце на небе летом? Как расположено сегодня? Крупно, дробно, зачастил И всю землю напоил. Что это? Два дня назад “небо прохудилось” и прошел первый осенний дождь. Сравните по продолжительности и температуре летний и осенний дождь. Посмотрите н а небо. Почему не видно солнца? Летят орлицы по синему небу, Крылья распластали, Солнышко застлали. Что это? Часто ли плыли облака по летнему небу? Кого они вам напоминают? О каком объекте неживой природы мы еще не беседовали? Послушайте подсказку. Неизвестно, где живет, Налетит — деревья гнет. Засвистит — по речке дрожь, Озорник, а не уймешь. По какому признаку вы это определили? Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью? Подвижная игра «Угадай дерево» А сейчас поиграем. Я буду читать загадки о природе. Кто догадается о ком она, тот должен бежать к “своей отгадке”. Ствол белеет, Шапочка зеленеет. Стоит в белой одежке, Свесив сережки. У березы на одном дереве образуются мужские и женские соцветия — сережки, то есть это растение называется однодомным. Мужские сережки формируются на побегах в год, предшествующий цветению, они перезимовывают, и весной цветки раскрываются. Женские сережки можно обнаружить только весной при развертывании побегов. Поэтому на экскурсии дети могут увидеть мужские сережки. В красном платьице девица Вышла с осенью проститься, Осень проводила Платье снять забыла. Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете очень хорошо. Итак, вы назвали: береза, рябина, ель. Каким общим словом можно их определить? Какой одинаковый признак вы увидели? Послушайте внимательно следующую загадку. Как была молода — была бела, А как постарела — то покраснела. Стоит зеленый кустик В красный горошек, А тронешь — укусит. Каким общим словом назовем калину, шиповник? Сейчас проверим, кто из вас самый наблюдательный. С какого дерева больше всего упало листочков? В последующих наших наблюдениях мы выясним: какое растение последним сбросит листья. Как называется это явление природы? Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят: “Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол, О лес наш родимый, конец твой пришел! ” Т ак написал о листопаде русский поэт А. Майков. Какой признак подчеркивает поэт? Давайте подойдем тихонько к кустику. Я вижу на ней живые существа. Кто притаился среди листочков? Эго пчела. В отличие от бабочки у нее два крылышка. Что видно еще на их теле? Каким общим словом назовем этих животных? А теперь понаблюдаем за удивительным животным. Что оно делает? Посмотрите внимательно в лупу. Зачем он это делает? К какой природе относятся увиденные нами животные? Присмотритесь к зеленой травке. Кто там прыгает? Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крошки собирает. Перечислите признаки, которые хорошо заметны у воробья. Работа в группах, фиксация результаты работы в инструкционных карточках Разбейтесь на группы. Каждая группа получит свое задание. Задание № 1 Как повлияла температура воздуха на жизнь растений? Соберите опавшие листья, рассмотрите их внешний вид, определите, с каких деревьев они опали? Задание № 2 Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему? Как светит солнце по сравнению с летом. Почему? Посмотрите на кустарники, какие на них листья по окраске, на каких есть плоды? Соберите плоды и листья различной окраски. Задание № 3 Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Понаблюдайте, как дует ветер в этот день( холодный, теплый, слабый, сильный) . Каких мы птиц встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему? Задание № 4 Что стало с приходом осени? Почему? Рассмотрите внимательно внешний вид насекомых. Как изменилось их поведение с приходом осени. Много их или мало. Задание № 5 Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних? Понаблюдайте какие растения остались зеленые? Какие работы люди выполняют осенью. Задание № 6 По каким признакам различают деревья, кустарники, травы? Какие птицы вам встретились на экскурсии. Как изменилась их жизнь с приходом осени? Практическое задание Сейчас будем собирать упавшие с растений листочки. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям пластинки. Соберем листочки и сделаем поделку из природного материала. На следующих уроках поиграем в игру: “С какого растения эти листочки”. Перечисляют. Живая и неживая природа. Немного тепло. Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко. Оно было высоко. Ниже, поэтому и греет сла бо. Дождь. Осенью он долгий и не такой теплый. А летом можно под дождем купаться, радоваться прохладе, которую он дает в жару. Облака. Редко. Это ветер. Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее. Ребенок бежит к березе и называет признаки, по которым отгадал. ( Белый ствол, ветки свешиваются, сережки) . Это рябина. Признак — красные плоды. Они украшают дерево, поэтому люди сравнивают с девицей. Это ель. Признак — иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зеленое. Это деревья. Ствол. Калина. Весной цвела белым цветом, а сейчас на ней плоды висят красные. Э то шиповник, у него сейчас красные плоды, а на стебельках острые шипы. Кустарник, потому что у них несколько стеблей растут из земли. Листопад. Листья по ветру кружат — это потому, что они слетели с деревьев. Я вижу бабочку и кого- то, похожего на осу. Усики, ножки, красивая окраска. Насекомые. Паучок плетет свою паутинку. В нее ловит мух, маленьких жучков, бабочек, а потом их кушает. Живая природа. Воробей. Он покрыт серыми перьями, живет во дворе рядом с человеком. Два крыла, две конечности с пальцами, маленькая головка с клювом и двумя глазами, на конце тела- хвост. Выполняют задание в группах Выполняют практическое задание. Рабочий лист, раздаточный материал. 4 Итоговый Фронтальное обсуждение Вот и подходит к концу наше путешествие в осеннюю природу. Сколько разных признаков вы увидели в неживой и живой природе. Когда будете возвращаться из школы домой или гулять с друзьями, постарайтесь понаблюдать за проплывающими облаками, падающими листьями, отлетающими в теплые края птицами, последними насекомыми, послушайте звуки капель дождя и шелест листвы и многое другое, чем богата родная природа. На последующих уроках вы расскажите обо всем; что увидите и услышите в природном окружении. А в завершение послушайте стихотворение В. Малкова и Л. Некрасова Промелькнуло быстро лето, Пробежало по цветам, За горами бродит где- то И без нас скучает там. В двери к нам стучится осень, А за осенью — зима Мы ее не ждем, не просим, А она идет сама. Грустите ли вы по лету? Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали? Ч то вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Творческий отчет детей по результатам исследований на экскурсии: О тветы на вопросы в классе по группам. Поделка из засушенных листьев. Всем спасибо за работу! До свидания! Слушают. Отвечают на вопрос. Делятся впечатлениями. Уточняют вопросы по теме экскурсии, по технологии изготовления экскурсионного материала.