a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Урок-экскурсия по окружающему миру "Осенние изменения в природе" 2 класс

Автор: Жолтикова Вита Сергеевна Опубликовано: 2024-12-19 12:24:57

Документы для скачивания

Урок- экскурсия технологическая карта Название предмета: Окружающий мир Класс 2 Урок№ Дата: 11. 06. 2024 Тема: Осенние изменения в природе. Образовательные цели: Закрепление и углубление знаний учащихся, полученных при изучении темы «Осенние изменения в природе». Закрепление умений находить отличия осенью и летом в природе. Развивающие цели: Расширение объема жизненных наблюдений и кругозора учащихся. Развивать память, творческое воображение, внимание. Воспитательные цели: Воспитывать бережное отношение к природе, эстетические чувства. Место урока в системе уроков данного раздела: 1 урок в разделе «Природа». Тип урока: Урок обобщения и систематизации ЗУН. Основные термины и понятия: Осень, живая и неживая природа, солнце, ветер, облака, ветер, деревья, кус т арники, насекомые, птицы. Межпредметные связи: Литература( стих- ие об осени, листопаде) . Познавательные УУД: Н аходить необходимую информацию в окружающем мире для решения учебной задачи; логические- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков; проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом. О сознанное и произвольное построение речевого высказыван ия в устной и письменной форме. А нали з и синтез, выведение следствий. Коммуникативные УУД: У мение организовать и осуществлять сотруднич ество с учителем и сверстниками. У мение адекватно оценивать собственное п оведение и поведение окружающих. У правление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий. У мение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за дачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: К онтроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия пр и работе с наглядным материалом. П онимать выделенные учителем ориентиры действия во время учебной экскурсии. Личностные УУД: С амоопределение – осознают ценност ное отношение к природному миру. С мыслообразование – осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве разнообразии природы. И нтерес к исследовательской работе. № Этап урока Форма/ приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Ресурс 1 Подготовительный Фронтальная беседа Сегодня у нас необычный урок, на природе. Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает, и мне хочется сказать словами великого русского поэта А. С. Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса— Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса. . . О какой поре пишет поэт? Назовите слова, которые подтверждают ваше предположение. Ни один человек, обладающий душой и способный чувствовать, не сможет не заметить те чудеса, которые происходят в природе с наступлением осени. Об осени. Доказывают свою точку зрения. 2 Организационный Фронтальная беседа Сегодняшний урок мы проведем в виде экскурсии. Как вы думаете, какова будет ее цель? Учитель знакомит учащихся с маршрутом экскурсии, правилами поведения. Наблюдать за признаками осени. 3 Центральный Вступительная беседа. Монолог с эелементами беседы. Фронтальное обсуждение. Работа в группах. Посмотрите вокруг и перечислите все то, что относится к природе. Как много вы назвали предметов, но вот беда — вы забыли, что природа не сделана руками человека. Давайте исправим наши ошибки и четко назовем объекты природы. Все то, что вы перечислили, можно разделить на две группы. Назовите их. Я загадаю загадки, а вы, не называя отгадок, скажите о какой природе идет в них речь. Не зверь, а воет. ( Ветер) Шел дол говяз, да в землю увяз. ( Дождь) Без огня горит. ( Солнце) Подставьте свои щечки к солнышку. Что вы чувствуете? Вспомните, как чувствовали солнышко летом? Какое положение занимало солнце на небе летом? Как расположено сегодня? Крупно, дробно, зачастил И всю землю напоил. Что это? Два дня назад “небо прохудилось” и прошел первый осенний дождь. Сравните по продолжительности и температуре летний и осенний дождь. Посмотрите н а небо. Почему не видно солнца? Летят орлицы по синему небу, Крылья распластали, Солнышко застлали. Что это? Часто ли плыли облака по летнему небу? Кого они вам напоминают? О каком объекте неживой природы мы еще не беседовали? Послушайте подсказку. Неизвестно, где живет, Налетит — деревья гнет. Засвистит — по речке дрожь, Озорник, а не уймешь. По какому признаку вы это определили? Сделаем вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью? Подвижная игра «Угадай дерево» А сейчас поиграем. Я буду читать загадки о природе. Кто догадается о ком она, тот должен бежать к “своей отгадке”. Ствол белеет, Шапочка зеленеет. Стоит в белой одежке, Свесив сережки. У березы на одном дереве образуются мужские и женские соцветия — сережки, то есть это растение называется однодомным. Мужские сережки формируются на побегах в год, предшествующий цветению, они перезимовывают, и весной цветки раскрываются. Женские сережки можно обнаружить только весной при развертывании побегов. Поэтому на экскурсии дети могут увидеть мужские сережки. В красном платьице девица Вышла с осенью проститься, Осень проводила Платье снять забыла. Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. Молодцы, отгадали все загадки правильно, да и бегаете очень хорошо. Итак, вы назвали: береза, рябина, ель. Каким общим словом можно их определить? Какой одинаковый признак вы увидели? Послушайте внимательно следующую загадку. Как была молода — была бела, А как постарела — то покраснела. Стоит зеленый кустик В красный горошек, А тронешь — укусит. Каким общим словом назовем калину, шиповник? Сейчас проверим, кто из вас самый наблюдательный. С какого дерева больше всего упало листочков? В последующих наших наблюдениях мы выясним: какое растение последним сбросит листья. Как называется это явление природы? Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят: “Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол, О лес наш родимый, конец твой пришел! ” Т ак написал о листопаде русский поэт А. Майков. Какой признак подчеркивает поэт? Давайте подойдем тихонько к кустику. Я вижу на ней живые существа. Кто притаился среди листочков? Эго пчела. В отличие от бабочки у нее два крылышка. Что видно еще на их теле? Каким общим словом назовем этих животных? А теперь понаблюдаем за удивительным животным. Что оно делает? Посмотрите внимательно в лупу. Зачем он это делает? К какой природе относятся увиденные нами животные? Присмотритесь к зеленой травке. Кто там прыгает? Озорной мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крошки собирает. Перечислите признаки, которые хорошо заметны у воробья. Работа в группах, фиксация результаты работы в инструкционных карточках Разбейтесь на группы. Каждая группа получит свое задание. Задание № 1 Как повлияла температура воздуха на жизнь растений? Соберите опавшие листья, рассмотрите их внешний вид, определите, с каких деревьев они опали? Задание № 2 Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему? Как светит солнце по сравнению с летом. Почему? Посмотрите на кустарники, какие на них листья по окраске, на каких есть плоды? Соберите плоды и листья различной окраски. Задание № 3 Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Понаблюдайте, как дует ветер в этот день( холодный, теплый, слабый, сильный) . Каких мы птиц встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему? Задание № 4 Что стало с приходом осени? Почему? Рассмотрите внимательно внешний вид насекомых. Как изменилось их поведение с приходом осени. Много их или мало. Задание № 5 Проведите наблюдения за облаками. Какие они? Чем отличаются от летних? Понаблюдайте какие растения остались зеленые? Какие работы люди выполняют осенью. Задание № 6 По каким признакам различают деревья, кустарники, травы? Какие птицы вам встретились на экскурсии. Как изменилась их жизнь с приходом осени? Практическое задание Сейчас будем собирать упавшие с растений листочки. Посмотрите на их окраску, форму, на выемки по краям пластинки. Соберем листочки и сделаем поделку из природного материала. На следующих уроках поиграем в игру: “С какого растения эти листочки”. Перечисляют. Живая и неживая природа. Немного тепло. Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко. Оно было высоко. Ниже, поэтому и греет сла бо. Дождь. Осенью он долгий и не такой теплый. А летом можно под дождем купаться, радоваться прохладе, которую он дает в жару. Облака. Редко. Это ветер. Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее. Ребенок бежит к березе и называет признаки, по которым отгадал. ( Белый ствол, ветки свешиваются, сережки) . Это рябина. Признак — красные плоды. Они украшают дерево, поэтому люди сравнивают с девицей. Это ель. Признак — иголки, которые являются листьями. Они опадают не сразу, а постепенно, поэтому дерево всегда зеленое. Это деревья. Ствол. Калина. Весной цвела белым цветом, а сейчас на ней плоды висят красные. Э то шиповник, у него сейчас красные плоды, а на стебельках острые шипы. Кустарник, потому что у них несколько стеблей растут из земли. Листопад. Листья по ветру кружат — это потому, что они слетели с деревьев. Я вижу бабочку и кого- то, похожего на осу. Усики, ножки, красивая окраска. Насекомые. Паучок плетет свою паутинку. В нее ловит мух, маленьких жучков, бабочек, а потом их кушает. Живая природа. Воробей. Он покрыт серыми перьями, живет во дворе рядом с человеком. Два крыла, две конечности с пальцами, маленькая головка с клювом и двумя глазами, на конце тела- хвост. Выполняют задание в группах Выполняют практическое задание. Рабочий лист, раздаточный материал. 4 Итоговый Фронтальное обсуждение Вот и подходит к концу наше путешествие в осеннюю природу. Сколько разных признаков вы увидели в неживой и живой природе. Когда будете возвращаться из школы домой или гулять с друзьями, постарайтесь понаблюдать за проплывающими облаками, падающими листьями, отлетающими в теплые края птицами, последними насекомыми, послушайте звуки капель дождя и шелест листвы и многое другое, чем богата родная природа. На последующих уроках вы расскажите обо всем; что увидите и услышите в природном окружении. А в завершение послушайте стихотворение В. Малкова и Л. Некрасова Промелькнуло быстро лето, Пробежало по цветам, За горами бродит где- то И без нас скучает там. В двери к нам стучится осень, А за осенью — зима Мы ее не ждем, не просим, А она идет сама. Грустите ли вы по лету? Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали? Ч то вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Творческий отчет детей по результатам исследований на экскурсии: О тветы на вопросы в классе по группам. Поделка из засушенных листьев. Всем спасибо за работу! До свидания! Слушают. Отвечают на вопрос. Делятся впечатлениями. Уточняют вопросы по теме экскурсии, по технологии изготовления экскурсионного материала.

Оставить комментарий: