Картотека игр по развитию речи детей 5-6 лет
Документы для скачивания
Игры для развития речи детей 5- 6 лет В старшем дошкольном возрасте роль игры в речевом развитии ребенка крайне важна, особенно касаемо изучения звуков и состава слов, определения фонем по звучанию, подбора определений, расширения словарного запаса. Только игрой можно увлечь дошкольника, сделать игры по развитию речи интересными, а материал запоминающимся. В 5 лет дошкольник осваивает дифференциацию звуков, согласование существительного с прилагательным в разных падежах, развивает речевое внимание и способность логически мыслить, сравнивать, анализировать. «ЧТО НЕВЕРНО? » Цель. Развивать слуховое внимание и речь; приучать обнаруживать смысловые несоответствия; подбирать нужные слова с учётом содержания текста. Ход игры. Детям дважды читают стихотворение и предлагают найти несоответствие. Это верно или нет, что, как сажа, чёрен снег, Сахар – горек, уголь – бел, ну а трус, как заяц, смел? Что летать умеет рак, а медведь плясать мастак, Что растут на вербе груши, что киты живут на суше, Что с зари и до зари сосны валят косари? Ну а белки любят шишки, а лентяи любят труд, А девчонки и мальчишки в рот пирожных не берут? Если дети назовут не все ошибки, то воспитатель читает стихотворение ещё раз. «ПРИДУМАЙ ДРУГОЕ СЛОВО». Цель. Расширять словарный запас детей. Ход игры. Педагог предлагает детям составить словосочетания по примеру: бутылка из- под молока – молочная бутылка. Кисель из клюквы- …( клюквенный кисель) . Суп из овощей- …( овощной суп) . Пюре из картофеля- …( картофельное пюре) . И т. д. «ДОБАВЬ СЛОГ» Цель. Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления. Ход игры. Воспитатель ( или ребёнок) называет один слог и бросает мяч. Поймавший мяч должен дополнить слово, например, ма – ма, кни – га и т. п. Дополнивший слово ребёнок снова бросает мяч воспитателю( или ребёнку) . «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО». Цель. Учить детей подбирать однокоренные слова. Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны добавить слова, связанные со словом «снег». Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю…( снег) . С неба все скользят пушинки – Серебристые…( снежинки) . Вот веселье для ребят – Всё сильнее…( снегопад) . Все бегут вперегонки, Все хотят играть в . . . ( снежки) . Словно в белый пуховик Нарядился…( снеговик) . Рядом снежная фигурка Эта девочка…( снегурка) . Словно в сказке, как во сне, Землю всю украсил…( снег) . ( И. Лопухина) - Какие слова вы подобрали? На какое слово они все похожи? «Мягкие и твердые» Для речевой игры на дифференциацию звуков подготовьте по 3 картинки на каждую изучаемую букву: первый изображенный объект должен содержать мягкую фонему, второй – твердую, третий – без них. Например: слон –[ с] , синица –[ с’] , жираф. Дайте игроку синюю и зеленую фишки. Пусть синюю положит на картинку с твердым звуком, зеленую – с мягким. «Краски» Назовите цвет, а игроки должны поочередно вспоминать предметы с такой окраской: зеленый – трава, листок, мох, лес; синий – океан, небо, река, слива; желтый – солнце, лимон, подсолнух, одуванчик, цыпленок; оранжевый – морковь, абрикос, апельсин, мандарин; красный – томат, божья коровка, рябина, вишня; фиолетовый – баклажан, виноград, сирень; белый – снег, подснежник, лебедь, ромашка. За правильный ответ давайте фишку. Побеждает в игре собравший наибольшее число фишек. " Подбери словечко" Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным. В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать" свежий" …( воздух, огурец, хлеб, ветер) ; " старый" …( дом, пень, человек, ботинок) ; " свежая" …( булочка, новость, газета, скатерть) ; " старая" …( мебель, сказка, книга, бабушка) ; " свежее" …( молоко, мясо, варенье) ; " старое" …( кресло, сиденье, окно) . " Скажи наоборот" Цель: расширение словаря антонимов. У этой игры есть два варианта. Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал. Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого. 1. С опорой на картинки: Дедушка старый, а внук … Дерево высокое, а куст … Море глубокое, а ручеёк … Дорога широкая, а тропинка … Перо легкое, а гиря … Летом нужна летняя одежда, а зимой … 2. Без опоры на картинки: Пирожное сладкое, а лекарство … Ночью темно, а днем … У волка хвост длинный, а у зайца … Хлеб мягкий, а сухарь … Чай горячий, а лед … Летом жарко, а зимой …" День рождения Мишутки" Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже. Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя. Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости. Пример: Орехи- белке. Мишутка ждёт белку. Рыба … - Мишутка ждёт… Морковь … - Мишутка ждёт… Грибы … - Мишутка ждёт… Зерно … - Мишутка ждёт… Трава … - Мишутка ждёт…