a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Автор: Беркумбаева Асия Ракимбаевна Опубликовано: 2024-12-28 12:37:17

Документы для скачивания

Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС ДО Известно, что дошкольный детство—это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А. К. Маркова, В. П. Лозовая, Ж. Н Тельнова, Г. И Щукин а и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у дошкольников. Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме то го, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. ФГОСДО особого внимания уделяет познавательно- исследовательской деятельно ст и( исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними) . Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются: О рганизация решения познавательных задач; П рименение экспериментирования в работе с детьми; И спользование п роектирования. В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно- экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и т ем самым продвинуть развит ие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества. В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. О дной из форм такого воздействия является экспериментальн о- исследовательская деятельность в ДОУ. экспериментально- исследовательская деятельность в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников. Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений. О мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т. д. ; условия, необходимые для их роста и развития( свет, влага, тепло) . О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса. О человеке: мои помощники–глаза, нос, уши, рот. О природных явлениях: в ремена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т. д. О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт. О геометрических эталонах: к руг, прямоугольник, призма, ромб. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Не обходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматрива ются как умственные умения. С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду? Со второй группы раннего возраста( 2–3 года) д ети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой пр остейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. В младшей группе( 3–4 года) п ознавательно- исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на прим ере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов. Экспериментирование в средней группе( 4–5 лет) и меет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов акти вно используются все органы чувств. Используя экспериментирование в старшей группе( 5–6 лет) н ужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов. В подготовительной к школе группе( 6- 7 лет) п ознавательно- исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления. У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона- уголок экспериментирования, в которой размещаются: Н аборы для опытов с инструкциями- картинками; И грушки для исследований–шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов; различные природные материалы–песок, вода, глина, скорлупа, шерсть; измерительн ые приборы–весы, мерные емкости, песочные часы, линейки; инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла; другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты; писчие принадлежности для фиксации рез ультатов. В уголке экспериментальной деятельности должны быть в ыделены: старший дошкольный возраст; компонент дидактический; компонент оборудования; компонент, стимулирующий; схемы, таблицы, модели с алгоритмами в ыполнения опытов; серии картин с изображением природных сообществ; книги познавательного характера, атласы; тематические альбомы; коллекции; мини- музе й( тематика различна, например" Часы бывают разные: " , " Изделия из камня" ; материалыраспределеныпоразделам: " Песок, глина, вода" , " Звук" , " Магниты" , " Бумага" , " Свет" , " Стекло" , " Резина" ; природный материал: камни, ракушки, спили листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ; красители: пищевые и непищевы е( гуашь, акварельные краски и др. ) ; медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. ; сито, воронки; половинки мыльниц, формы для льда; проборы- помощники: у величительноестекло, песочныечасы, микроскопы, лупы; клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки; мини- стенд" О чем хочу узнать завтра" ; личные блокноты детей для фиксации результатов опытов; карточки- подсказк и( разрешающие- запрещающиезнаки) " Чтоможно, что нельзя" ; персонажи, наделанные определенными чертам и( " По чемучка" ) от имени которого моделируется проблемная ситуация. В старшем дошкольном проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью. Несколько важных советов: Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели. Непросто покажите ребенку ин тересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка–ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям. Предлагаю некоторые наиболее интересные опыты и эксперименты, которые могут быть очень интересны детям! «Исчезающий мелок» Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочек мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет. Мел — это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков. «Волшебный магнит» Взять стакан с водой. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки. П одставить магнит к стенке с такана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду. «Фокусы с магнитами» Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Материалы: магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлическ им стержнем; миска с водой, банка с вареньем, банка с горчицей; деревянная палочка, с одно го края которой прикреплен магнит и сверху покрытватой, а с другой — на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках; коробка из- под обуви с отрезанно й стенкой с одной стороны; канцелярские скрепки; магнит, прикрепленный с по мощью скотча к карандашу; стакан с водой, небольшие металлические стержни или иголка. Фокусник показывает детям картинки животных и спрашивает: «Могут ли мои звери сами двигаться? »( Нет. ) Фокусник заменяет этих животных на картинки с прикрепленными к их нижнему краю скрепками. Ставит фигурки на коробку и водит магнитом внутри коробки. Почему стали двигаться животные? Дети рассматривают фигурки и видят, что к подставкам прикреплены с крепки. Дети пробуют управлять животными. Фокусник «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой. Как достать ее, не замочив руки? ( Поднести магнит к стакану. ) Дети с помощью магнита самостоятельно достают из воды различные предметы. Рисование магнитами Материалы для опыта: 2 одноразовые тарелки, краски разных цветов, магнитные шарики, магниты. Детямпредлагаетсяналитьвтарелкучутькраскииводямагнитомподтарелкой, д вигать шарики. Делаем мыльные пузыри. Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльны х пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку. Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы. Таинственные картинки Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши. Дети зарисовывают «таинственные картинки »н а рабочем листе. Волшебныестеклышки. З адачи: познакомитьдетейсприборамидля наблюдения —микроскопом, л упой, подзорнойтр убой, телескопом, биноклем; объяснить, длячего они нужны человеку. Материалы: лупы, микроскопы, различные мелкие пред меты, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа. Опыты с водой и солью Заморозить вод у- чуть подкрашенную краской, и внутри фигурки морских обитателей. Цель: разморозить и помочь обитателям освободиться ото льда. Сыпем соль и лед тает. Опыты с песком. Почему песочные часы называют песочными? Цель: выявить свой ства песка и глины. Материалы: емкости с сухим песком и глиной. Прозрачные стаканчики; дощечки; лупа; сито; песочные часы. Проведение опыта: Возьмите стаканчики, наполните один стаканчик глиной, другой песком. Через лупу рассмотрите глину и песок, сравните, чем они отличаются? ( Песок состоит из маленьких песчинок, глина – из комочков. ) Возьмите в руки песок и разотрите его. Возьмите глину и разотрите ее. Объясняем, что происходит. ( Песок из руки высыпается, глина разминается. ) Насыпьте песок на одну сторону дощечки, глин у- на другую сторону доще чки. Сравните глиняную и песочную горки. ( Из песка горка ровная, из глин ы- неровная. ) Почему( Песчинки ровные и твердые; комочки глины неровные и мягкие. ) Возьмите песок, глину и поочередно просейте через сито. Сравните, как песчинки и глиняные комочки проходят через сито. ( Песчинки проходят легко и быстро, глиняные комочки проходят плохо и медленно. ) Подводится итог: Главное свойство песка–сыпучес ть. Главное свойство глины –р ыхлость. Почему? Песок состоит из маленьких песчинок. Они твердые, круглые, не прилипают друг к другу. Песок сыплется. Глина состоит из глиняных частичек. Они мягкие, неровные, прилипают друг к другу. Глина не сыплется Вывод: для песочных часов подойдет только песок, поэтому эти часы называют песочными Широкие возможности для познавательно- исследовательской деятельности имеет и метод проектов. Это особая технология интегрированного обучения, смысл которой заключается в самостоятель ной деятельности детей – исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому возникает проблема: как удовлетворить желания всех детей. Тему проекта должны предлагать сами дети, исходя из своих интересов и потребностей. В младших и средних группах нужно подвести детей к выбору темы проекта. Вы бор темы и интересов детей начинаются с «модели трёх вопросов»: Что вы знаете? Что вы хотите узнать? Что надо сделать для того, чтобы узнать? Конкретным результатом работы могут быть рисунок, аппликация, сочинённая сказка, спектакль, концерт и др. В ходе реализации проекта у детей развиваются самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, а самое главное, интерес к познанию. Врамкахпознавательно- исследовательскойдеятельностиможнопредложить проекты «Волшебница вода», « Продукты полезные и не очень», «Душистое мыло», «Огород на подоконнике». Например, ходе проекта «Продукты полезные и не очень», дети исследуют вредное влия ние “Кока- колы” и чипсов на организм человека. Ведь информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность. В процессе проекта «Душистое мыло» дети на основе экспериментов подтверждают гипотезу о том, что свойства мыла напрямую зависят от его состава. Дети совместно с родителями смогут изготовить мыло с различным составом в домашних условиях. Неотъемлемой частью работы по развитию познавательной активности детей считаю тесное взаимодействие с родителями, вовлечение их в совместную деятельность. Для этого консультации, праздники и развлечения, привлечение родителей к реализации совместных детско- родительских проектов и др. Родители и воспитанники должны привлекаться к созданию познавательн о- развивающей среды в группе, пополнении необходимыми материалами. В родительском уголке можно завести постоянно действующую рубрику в «Поэкспериментируем! », в которой воспитатели предлагают ро дителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей можно создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки»( лед можно увидеть не только зимой, но и в лю бое другое время года, если воду заморозить в холодильнике) . Результатом этой работы могут служить интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные ль динки. Необходимо разработать буклеты и памятки для родителей: «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне». Детские годы самые важные и как они пройду т, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организ ованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкол ьников, развивая их познавательную активность. В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». Список литературы: БабинаН. В. 500какипочемудлядетей. –М. : ТЦСфера, 2012. –96 с. ДыбинаО. В. Чтобылодо…: И гры- путешествиявпрошлоепредметов. - М. : ТЦСфера, 2011. – 160 с. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 80 с. КузнецоваА. Е. Лучшиеразвивающиеигрыдлядетейот3до7лет. –М. : ОООИД РИПОЛ КЛАССИК, ООО издательство Дом. XXI век, 2010. – 189 с. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО издательство Детство –п ресс, 2013. – 128 с. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб. : ООО издательство Детство –п ресс, 2012. – 80 с. Хабарова Т. В. , Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологического воспитания дошкольников. – СПб. : ООО издательство Детство –п ресс, 2010. – 128 с. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пос обие. М. : ТЦ Сфера, 2010. – 144 с. Я иду, гуляю: Прогулки с детьми в выходной день. Пособие для родителей. М. : ИД Карапуз, 2002. – 72 с.

Оставить комментарий: