Педагогический совет «Специфика организации детско-родительских проектов»
Документы для скачивания
Комитет по образованию Администрации Городского округа Подольск Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4» ДО 4 Педагогический совет Тема: «С пецифика организации детско- родительских проектов в современных дошкольных образовательных организациях » подготовила: учитель- логопед Гайдаржи Е. Н. 2024 г. Семья и дошкольное учреждение – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, а эффективность образовательного процесса повышается, если взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений. Как отмечает в своем исследовании М. В. Уфимцева, «дошкольная образовательная организация одна из первых вступает в открытый контакт с родителями. В настоящее время происходит реконструкци я системы дошкольного образования. В центре внимания находится организация педагогического процесса. Работники ДОО находятся в поисках новых, нетрадиционных форм и методов взаимодействия с родителями воспитанников, в развитии партнерских отношений, помогают научится работать в команде». Одной из эффективных форм такого взаимодействия является организация детско- родительских проектов. Кроме этого, р еализация проектов в условиях дошкольных образовательных организаций способствует выполнению основных требований к условиям реализации основной образовательной программы в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, где прописано, что основной формой непосредственного участия родителей в образовательном процессе является реализация детско- родительских проектов. Ч то означает, что участниками всех детско- родительских проектов должны быть родители. Особенностью детско- родительских проектов является то, что в данной форме работы непосредственными участниками являются и педагог, и родитель, и ребенок. Все участники важны и выполняют определенную функцию в реализации проектной деятельности. Формы участия родителей в проектной деятельности подразделяются на несколько направлений. А именно: м отивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого проекта; и нформационная поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации ( написание доклада, поиск художественной литературы) ; о рганизационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т. д. ; т ехническая поддержка – фото- и виде о- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций. Разнообразие направлений в форма х участия родителей зависит от многих нюансов: возможностей детского сада, потребностей участников проектов, но в первую очередь, от вида проекта. Чаще всего в детском саду принято использовать видовую классификацию проектов, разработанную Евгенией Семеновной Пола т, которая предложила классифицировать проекты по 5 показателям. Я познакомлю вас с особенностями построения проектов по каждому из показателей. Прежде всего, проекты подразделяют на различные виды по доминирующему( или преобладающему) методу или виду деятельности. Они подразделяются на: исследовательские, творческие, ролево- игровые, информационн ые и практико- ориентированные. Исследовательские проекты чаще всего полностью подчинены логике научного исследова ния и имеют структуру, приб лиженную или полностью совпадаю щую с подлинным научным исследованием. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры. А именно: описание аргументаци и актуальности взятой для исследования темы; формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования в последовательности принятой логики; определение методов исследования; источников инфор мации; выбор методологии исследования; выдвижение гипотез ре шения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных р езульта тов; формулирование вывод ов и оформление результатов исследования; обо значение новых проблем для дальнейшего развития исследования. Творческие проекты. Следует оговориться, что проект всегда требует творческого под хода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но все же, т вор ческие проекты предполагают соответствующее оформление резуль татов. Такие проекты, как правило, не имеют детально прора бо танной структуры совместной де ятельности участников, она толь ко намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, обусловленной эт им жанром и принятой группой ло гике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления( совме стной газете, сочинении, видео фильме, драматизации, спортивной игре, празднике, экспедиции и т. п. ) . Однако оформление результатов проекта тре бует четко про думанной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр. Ролевые, игровые проекты отличаются тем, что в таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть лит ературные персонажи или выдуман ные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными у частниками ситуациями. Результа ты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все- таки является ролево- игровая. Ознакомительно- ориентировочные( информационные) . Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком- то объекте, явлении; п редполагается ознакомление учас тников проекта с этой информа цией, ее анализ и обобщение фак тов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, т ребуют хорошо продуманной струк туры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: Практико- ориентированные( прикладные) проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обя зательно ориентирован на со циальные интересы самих участни ков. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функ ций каждого из них, четких выводов, т. е. оформления результатов проектной деятельности, и уча стия каждого в оформлении конеч ного продукта. Здесь особенно важна хорошая орг анизация коорди национной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможн ых способов их внедрения в прак тику, а также систематической внешней оценки проекта. По второму признаку м ожно выделить следующие два типа: монопроекты и м ежпредметные проекты. Монопроекты, к ак правило, проводятся в рамках одного пред м ета. Н апример: литературн ые, экологические, спортивные, исторические, музыкальные и др. Но в детском саду чаще планируются и реализовываются межпредметные проекты. Это- либо небольшие проекты, затрагивающие два- три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, обще садовые, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему. К примеру: «Мама, папа, я- спортивная семья» или «Неделя ПДД» и др. Межпредметные проекты, как правило, выполняются во второй половине дн я, во время свободное от специально организованной образовательной деятельности. По характеру контактов проекты бывают нескольких типов. Внутренние или региональные( в пределах одной страны) Это проекты, организуемые либо внутри одной образовательной организации, либо между детскими садами, группами внутри муниципалитета или ре гио на. Или м еждународные( участники проекта являются представителя ми разных стран) По количеству участников проектов можно выделить проекты: индивидуальные; парные( между парами участников) ; групповые( между группами участников) . В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать групповую деятельность участников проекта( как в группе воспитанников, так и в объединенной группе) . По продолжительности выполнения проекты бывают: краткосрочными( для ре шения небольшой проблемы или ча сти более крупной проблемы) , которые могут быть разработаны на нескольких занятиях по програ мме одного предмета или как меж дисциплинарные; с редней продолжительности( от недели до месяца) ; долгосрочными( от месяца до нескольких месяцев) . Как правило, работа над краткосрочными проектами прово дится на занятиях по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и зна чительной продолжительности, то они чаще всего являются меж дисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных п роблем, а потому могут представ лять собой программу проектов. Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в кот орых имеются при знаки исследовательских и творческих( например, одновременно практико- ориентированных и исс ледовательских) . Каждый тип про екта характеризуется тем или иным видом координации, сроками исполнения, этапностью, количеством участников. Поэтому, раз рабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. Этапы реализации детско- родительских проектов являются традиционными, особый интерес представляют особенности организации и сопровождения проектной деятельности детей и родителей педагогами ДОО. Д. В. Силютина и М. С. Рей в своем исследовании рассматривают следующие этапы взаимодействия с родителями: Первый этап. Сбор информации – проведение опросов, анкетирование с целью изучения потребностей и запросов родителей. Собранная информация является основанием для планирования работы с родителями. Далее продумывается содержание формы работы с родителями. На втором этапе необходимо заинтересовать родителей той работой, которую будут проводить педагоги ДОО. В процессе устанавливаются доброжелательные, доверительные отношения между педагогами ДОО и родителями, позволяющие эффективно сотрудничать в будущем. Третий этап. Для того, чтобы убедить родителя в профессиональной компетентности педагога, необходимо формировать у родителей более полный образ ребенка ( особенности общения со сверстниками, отношение ребенка к труду) . На четвертом этапе воспитатель поддерживает партнерские отношения с родителями. На данном этапе активная роль принадлежит родителям. Они рассказывают о положительных чертах ребенка, трудностях, тревогах. На этом этапе так же проводятся опросы родителей с целью изучения отдельных проблем семейного воспитания. На пятом этапе – планируется конкретное содержание работы с родителями, выбирают ся возможности и индивидуальные собенности педагогов ( определяются формы сотрудничества отдельно для каждой возрастной группы, учитываются совместное исследование и формирование личности ребенка) . Основная задача педагогов – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Работа ведется в двух направлениях – индивидуально и коллективно. Задача дошкольной образовательной организации – установление единства в воспитании детей, педагогическая поддержка родителей, изучение передового опыта семейного воспитания, знакомство родителей с жизнью и работой ДОО. Используемая литература: 1. Прищепа С. С. Партнёрство дошкольной организации и семьи. [ Текст] / Под ред. С. С. Прищепа, Т. С. Шатверян. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016. – 96 с. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Электронный ресурс: https: / / pravobraz. ru/ federalnyj- gosudarstvennyj- obrazovatelnyj- standart- doshkolnogo- obrazovaniya/ 3. Колягина О. В. Детско- родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи[ Текст] / / Педагогическое мастерство : материалы III междунар. науч. конф — М. : Буки- Веди, 2013. - 41- 42 с. 4. Новые педагогически е и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е. С. Полат. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 45с. 5. Долгова В. И. , Капитанец Е. Г. , Кондратьева О. А. , Шумакова О. А. Психолого- педагогическое сопровождение детско- родительских отношений : монография. – М. : Буки Веди, 2012. – 152 с. 6. Силютина Д. В. , Рей М. С. Детско- родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2011. С. 184- 192