Автоматизация звуков в домашних условиях
Документы для скачивания
МОУ «Гимназия № 4» ДО 4 К онсультация для родителей « Автоматизация звуков в домашних условиях » Учитель- логопед Гайдаржи Е. Н. Дата проведения: 19. 01. 2023 Г. о. Подольск 2023 Консультация для родителей на тему: « Автоматизация звуков в домашних условиях » Цель: по знакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях. Ход консультации Вводная беседа. Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда( или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произнос ит искажённо. Это свидетельствует о том, что п роцесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого э тапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизаци и хотя бы по 5- 15 минут в день. Общие положения. Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно- рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно- рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжитель ном или многократном повторении, то есть, когда учитель- логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к т рудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности: автоматизация звука в слогах( прямых, обратных, со стечением согласных) ; автоматизация звука в словах( в начале слова, середине, конце) ; автоматизация звука в предложениях; автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; автоматизация звука в разговорной речи. К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий. Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи. Автоматизация звука в слогах. Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию. Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжаетс я в обратных и закрытых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных. Например, при автоматизации звука[ С] в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными[ а] , [ ы] , [ о] , [ у] сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных( берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка) : сто, ста, спа, сма, сны, ско. А втоматизация звуков в словах. Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги( са – сад) . На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых з вук – в конце и середине слова. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния сл ов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук( прид умывание слов с данным звуком) . Старайтесь вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний. Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подб ерите по 20–30 картинок( можно схематично нарисовать самим) . За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука( он произносится более длительно и утрированно) . На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам( после какого звука, перед каким звуком) . Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. Автоматизация звука в предложениях. Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком( в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук) . Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах. Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи. Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и п ри выполнении домашних заданий. Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с эта па автоматизации звука в слове. «Загадки» Для этой игры вам потребуются: 6- 7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре. «Чего не стало? » Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями. «Что изменилось? » Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях. «Что лишнее? » Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам( можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук) . Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Объединять картинки в группы можно по- разному. Например, рысь- корова- ворона- жираф- ракета. Из данной серии последовательно можно убрать « ракету»- неживая, затем « ворону»- птица, потом «корову»- домашнее животное. Две оставшиеся картинки( жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т. е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов. «Слова вокруг нас» Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность замет ить Вашу ошибку и исправить ее. Затем усложните игру- вспоминайте слова с закрепляемым звуком по ка кой- то определенной теме: «Назови животных, в названии которых есть звук[ Р] »( зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком[ С] »( снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежки, стужа, санки) . В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в садик, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом. Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем- родным и знакомым. Самое полезное для ребенка- ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Пусть занятия принесут малышу радость – от этого во многом зависит результат. Л итература Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у дошкольников: практическое пособие. – Ростов н/ Д: Феникс, 2015 – 141 с. Вакуленко Л. С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно- методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с. Коноваленко В. В. Индивидуально- подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. : Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М. : Т. Дмитриевна, 2015. – 160 с. Ханьшева Г. В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/ Д: Феникс, 2013 – 109 с.