a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Семинар для воспитателей

Автор: Гайдаржи Елена Николаевна Опубликовано: 2024-12-30 21:41:01

Семинар для воспитателей подготовка к ОБУЧЕНИю ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Подготовила: учитель- логопед Гайдаржи Е. Н. Подольск, 2001 В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобрело статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастающих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением иностранного языка негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам. Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи. Известный российский психолог Р. С. Немов настаивает на том, что научение детей грамоте можно и необходимо перенести из младшего школьного в дошкольный возраст и сделать обязанностью дошкольного обучения. 1 Еще в прошлом веке такие российские ученые, как JI. С. Выготский, Л. И. Бо жович, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, признавали возможность обучения грамоте дошкольников. В соответствии с Парциальной программой по подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста( автор Нищева Н. В. ) начинать обучение дошкольников грамоте можно как в три- четыре, так и в пять- шесть лет. Процесс обучения грамоте условно делится на четыре периода. Трем периодам обучения грамоте предшествует предварительный добукварный период. Для работы по подготовке детей к обучению грамоте в добукварный период в соответствии с программой используются задания тетради «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников». В первый период обучения грамоте проводится 16 занятий, во второй — 21 занятие, в третий — 18 занятий. Продолжительность каждого занятия 25—30 минут. Обучение грамоте в соответствии с программой осуществляется с учетом следующих условий: ребенок должен быть психологически готов к обучению грамоте, у него должны быть достаточно развиты зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устная речь, пальцевая моторика; обу чение следует проводить с использованием игровых методик, ориентируясь на игру как на основную форму деятельности дошкольника, так именно игра наиболее доступна, понятна и интересна дошкольникам, именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности, только в игре можно «как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму», о чем писал еще К. Д. Ушинский; обучение должно проходить на эмоциональном фоне, без какого бы то ни было давления, насилия, выражения взрослым своего недовольства и разочарования, если ребенок в чем- то не оправдал ожиданий; процесс обучения грамоте должен строиться только на материале правильно произносимых ребенком звуков, в связи с чем следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления детей с буквами русского алфавита. В соответствии с данной программой звуки позднего онтогенеза и соответствующие им буквы изучаются в последнюю очередь. Программа предлагает следующую последовательность изучения букв: А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г, Ф, В, X, Ы, С, 3, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ. В основе обучения грамоте в соответствии с данной программой лежит звуковой аналитико- синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научить ребенка читать, его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова. Дошкольник усваивает звуко- слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов — в слова, слов в предложения Впервые обоснование звукового аналитико- синтетического метода обучения грамоте сделал К. Д. Ушинский в 1864 году в книге «Родное слово». Именно он разработал конкретные методические приемы выполнения специальных упражнений для подготовки детей к усвоению грамоты на основе этого метода. 1 Немов Р. С. Психология. – М. , «П», 1995, с. 280. В начале XX века Н. Ф. Бунаков, Д. И. Тихомиров, В. А. Флеров вносили различные изменения в звуковой аналитико- синтетический метод. Работа над усовершенствованием метода ведется и в настоящее время. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Одной из важнейших задач подготовител ьного добукварного периода явля ется развитие зрительного и слухового внимания и восприятия дошкольника. Для развития зрительного восприятия и внимания ребенку предлагаются следующие игровые упражнения и задания: сложить из палочек, карандашей, фломастеров, цветных брусочков строительного конструктора, палочек Кюизенера по образцу и описанию треугольник, квадрат, стул, кроватку, дерево, елочку, домик, лесенку; сложить из разноцветных картонных или пластмассовых геометрических фигур разного размера домик, грузовик, снеговика, мишку, кошку и другие изображения; ( При выполнении этого задания можно закрепить знание ребенком названий геометрических фигур, поупражнять его в узнавании и различении цветов, в ориентировке на плоскости. Он должен усвоить понятия вверху, внизу, слева, справа. Можно научить его в игровой форме употреблять предлоги: на, в, у, из, с. под, над, перед, из- за, из- под. ) складывать разрезные сначала предметные, а потом сюжетные картинки( с разными видами разреза: вертикальным, горизонтальным, диагональным, фигурным) из частей; складывать предметные и сюжетные картинки, изображенные на кубиках; собирать сначала простые, а потом более сложные пазлы; складывать мозаику; собирать разнообразные сборные игрушки; собирать различные поделки из конструкторов типа Lego, Duplo. Занимаясь развитием слухового восприятия и внимания, ребенку предлагают следующие задания: не видя, с какими предметами вы производите действия, отличить стук молоточка от звона ложки в стакане, шуршание сминаемой бумаги от шума пересыпаемой из стакана в стакан крупы, погремушку от игрушки- пищалки и т. п. ; отвернувшись, показать, в какой части комнаты вы играете на дудочке, звените колокольчиком или пищите игрушкой- пищалкой; находить по звуку спрятанный в помещении звенящий будильник или любую звучащую механическую игрушку; познакомив ребенка с гласными звуками[ а] , [ у] , [ и] , [ о] и подобрав соответствующие картинки( паровозик гудит: «У- у- у! » Девочка укачивает куклу: А- а- а! » Мишка рычит: «О- о- о! » Лошадка ржет: «И- и- и! ») , предложите ему сначала спеть эти звуки вместе с игрушками, а потом угадывать эти звуки и показывать соответствующие картинки, когда вы произносите эти звуки, прикрыв рот листком бумаги; обратив внимание ребенка на артикуляцию гласных звуков( покажите, что рот широко открыт, когда вы поете звук[ а] ; губы вытянуты трубочкой, когда вы поете звук[ у] ; губы округлены при пен ии звука[ о] и растянуты в улыб ку при пении звука[ и] ) , научите ребенка узна вать эти звуки по беззвучной ар тикуляции. В это время следует сформировать у ребенка такие понятия, как звук, глас ный звук. Не менее важной задачей подготовительного периода является развитие связной речи ребенка. Взрослые предлагают ребенку почаще рассказывать о том, чем он зани мался в детском саду, что видел на прогулке, почему ему понравился новый мультфильм. Если он не ходит в детский сад, пусть рассказывает пришедшему с работы папе о том, как прошел день. Взрослые показывают ребенку пример, рассказывают ему о том, чем занимались, где бывали. В это время необходимо научить ребенк а составлять предложения по кар тинкам: - Девочка сидит. - Мальчик идет. - Дети поливают цветы. - Рыбак ловит рыбу удочкой. У ребенка формируются такие понятия, как слово, предложение. Ребенку объясняют, что он научился составлять предложения, что предложения состоят из слов, что количество слов в предложении может быть разным. Ребенка тре нируют в определении количества слов в пр едложении, в составлении предло жений с заданным количеством слов. Далее следует объяснить ребенку, что слова можно делить на части, слоги. Покажите, как это делается. Предложите отхлопать, протопать или отстучать слоги в словах сначала вслед за вами, потом вместе с вами, затем самостоятель но: ма- ма, па- па, да- ча, ли- са, во- да, ма- ши- на, до- ро- га, ра- ке- та, у- сы, о- са, дом, кот. Попробуйте вместе с ребенком составлять слова из данных слогов: - Если сказать РЕ, а потом КА, что получится? - Какое слово получится из слогов РО и СА? - Составь слово из слогов КА, РЕ, ТА. Подготовку ребенка к обучению грамоте невозможно представить без раз вития тонкой моторики и навыков ориентировки на плоскости. Необходимо проверить, правильно ли ребенок держит карандаш, умеет ли закрашивать изображения разного размера и сложности, не выходя за контур, может ли про водить прямые и волнистые, вертикальные и горизонтальные линии, рисовать различные геометрические фигуры. Стоит научить ребенка работать в тетради в крупную клетку, видеть строку, выполнять обводку клеточек, рисовать в кле точках различные фигурки( круги, треугольники) , писать палочки. Когда ребенок освоит слоговой анализ и синтез, можно переходить к зву ковому анализу и синтезу. Работа над звуковым анализом и синтезом проводится параллельно с обучением грамоте. Ребенка знакомят с буквой и соответствующим ей гласным звуком или буквой и соответствующим ей пока только твердым согласным звуком. Какие задания предлагаются ребенку в этот период работы? Покажите, что из двух звуков[ у] и[ а] получается плач маленького ребенка «уа», из звуков[ а] и[ у] получается крик заблудившихся в лесу детей «ау», из звуков[ и] и[ а] получается песенка ослика « иа ». Подберите соответствующие картинки, поупражняйте малыша в различении этих слияний гласных звуков. Предложите ему такие задания: - Если я спою[ а] , а потом[ у] , что получится? - Я пою « иа ». Какой звук я пою сначала, а какой потом? ( И т. п. ) ( Здесь тоже не помешают картинки. ) Потренируйте ребенка в выделении гласны х звуков из начала слова в удар ной позиции: - Какой звук я тяну в начале слов: а ист, у тка, о слик, и глы? - С какого звука начинаются имена А ня, А лик, А лла, А ся? - Вспомни имя девочки, которое начинается со звука[ о] . ( И т. п. ) А сможет ли ребенок выделить гласные звуки из начала слова, если они находятся в безударной позиции? - Какой звук начинает слова а рбуз, и ндюк, у литка? - Какие слова, начинающиеся с этих звуков, ты можешь вспомнить? На этом этапе закрепляются представления о гласных звуках, вводится обозначение гласных звуков: красный кружок( квадратик) . Затем следует начать работу по выделе нию конечных согласных из корот ких слов: ко т, ма к, до м, су п. И сразу же дать представление о согласном звуке, объяснить, что согласные звуки нельзя петь, потому что во рту обязательно ель преграда для прохождения воздуха, но некоторые из них можно тянуть: [ с] , [ ж] , [ р] . Можно дать обозначение пока только твердых согласных звуков: синий кружок( квадратик) . На этом этапе целесообразно поупражнять ребенка в составле нии и анализе закрытых слогов: [ ам] , [ уп] , [ ок] , [ ит] . Для этой работы можно использовать вырезанные из картона красные и синие кружки( квадратики) : - Я произнесу сначала[ а] , а потом[ т] . Какой слог получился? Правильно, [ ат] . Давай обозначим звуки этого слога кружками( квадратиками) . Какой кружок( квадратик) ты положишь первым? Правильно, красный. Почему? Правильно, звук[ а] — гласный, обозначается красным кружком( квадратиком) . Какой кружок( квадратик) ты положишь потом? Правильно, синий, потому что звук[ т] — согласный. В следующий период работы следует научить ребенка выделять согласные звуки из начала и середины слова. Произнос ите тот звук, который должен вы бить ребенок, акцентированно, тяните его: - Мммак. Какой звук слышится в начале слова? Правильно, звук[ м] . - Нннос. Какой звук первый в этом слове? Правильно, звук[ н] . - Марррка. Какой звук я тяну в середине слова? Правильно, звук[ р] . Далее следует дать ребенку представление о том, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими: [ б] и[ б’] , [ т] и[ т’] , [ с] и[ с’] и т. п. Поупражнять детей в узнавании и различении твердых и мягких согласных звуков. Вводится обозначение мягких согласных звуков: зеленый кружок( квадратик) . Можно предложить ребенку следующие задания. - Я буду произносить слог с твердым звуком, а ты — с мягким. Например: ка- кя, мо- мё, ны- ни. - Послушай слова кот и кит. Одинаково ли звучит в них первый звук? Нет, неодинаково. В первом слове звук[ к] — твердый, а во втором слове звук[ к’] — мягкий. Так же и в следующей паре слов: в слове бык первый звук[ б] — твердый, а в слове бита[ б’] — мягкий. Следует поупражнять ребенка в различении слов с начальными твердыми и мягкими согласными. Для игрового упражнения можно использовать цветовые сигналы синего и зеленого цветов: шары, флажки, кубики, шарики и т. п. Взрослый произносит ряд слов( мак, Миша, нос, нитка, пенка, пуля, бочка, бинт, кошка, кепка, вода, висок) , а ребенок поднимает сигнал соответствующего цвета. Или предложить ребенку подниматься на носочки, если он слышит в начале слова твердый согласный, или приседать, если он слышит в начале слова мягкий согласный. Далее целесообразно научить ребенка определять место любого заданного звука в слове( начало, середина, конец) . Например, предлагать такие задания. - Рассмотри картинки( мак, сумка, сом) . Произнеси их названия, подумай, в какой части каждого из этих слов( в начале, в середине или в конце) находится звук[ м] . Раскрась в полосках под каждой картинкой квадрат, соответствующий началу, середине или концу слова. - Рассмотри картинки( кот, носок, банка) . Произнеси их названия, опреде ли, в какой части каждого из этих слов( в начале, в середине, в конце) находит ся звук[ к] . Положи кар тинку под соответствующую схему. Теперь важно научить ребенка определять количество и порядок звуков в слове, составлять звуковые схемы слов, подбирать слова с заданным коли чеством звуков, различать звонкие и глухие согласные. Используя на этом этапе работы « Игра йку. Грамотейку», входящую в ме тодический комплект к парциальной пр ограмме, вы сможете показать до школьнику каждую новую букву, объяснить, что буква может быть заглавной( большой) и строчной( маленькой) , подберете с ребенком картинки, в названии которых новая буква пишется в начале, составите слоги и слова из изученных уже букв. Не торопитесь переходить к изучению новой буквы и делайте это только тогда, когда ребенок хорошо запомнил все предыдущие, легко составляет и читает слоги и слова с ними. Пусть малыш не только составляет слоги и слова из букв разрезной азбуки, но и пишет их в тетра ди, альбоме, на доске карандаша ми, фломастерами, красками, цветными мелками. Подготовьте поднос с тонким слоем манки или сухого песка. Пусть ребенок упражняется в печатании букв, слогов, слов по манке или песку. Помогите ребенку, если он хочет слепить буквы из пластилина, вырезать из бумаги. Ведь из них тоже можно составить слоги и слова. Пишите с малышом новые буквы в воздухе, на запотевшем стекле или зеркале, мелом на асфальте, прутиком на дорожке в парке. Успехов и терпения вам! РЕКОМЕНДУЕМЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КО МПЛЕКТ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ГРА МОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2015. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте № 1. — СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте № 2. — СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте № 3. — СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014. Нищева Н. В. Играйка. Грамотейка. — СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014. Нищева Н. В. Играйка. Различайка. — СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013. Нищева Н. В. Играйка. Читайка. — СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2013. Нищева Н. В. Прописи для дошкольников. — СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014. Денисова Т. В. Книга для чтения к обучающему пособию «Мой бук варь».

Оставить комментарий: